Найти тему
Московская беседка

Право на свободу

О пьесе Леона Ангулянского «Гнездо воробья» и одноименном спектакле театра «Без вывески», посвященном Эдит Пиаф, самой свободной женщине на земле

Декор театра. Коллаж по мотивам пьесы. Фотография Ирины Красильниковой
Декор театра. Коллаж по мотивам пьесы. Фотография Ирины Красильниковой

Нормальность - это асфальтированная дорога. По ней удобно идти, но цветы на ней не растут.

Винсент Ван-Гог

Тема Эдит Пиаф — это тема смелости, свободы и любви. Все они тесно взаимосвязаны и вместе создают то, о чем мечтают все люди на земле и к чему почти все стремятся. Многие безрезультатно. Я говорю о счастье.

Возможно, искусство вообще, а театр в частности могут приблизить нас если не к достижению счастья, то хотя бы к пониманию его. Пьеса «Гнездо воробья» - неустанные поиски счастья в напряженном мыслительном и эмоциональном диалоге со зрителем.

Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой
Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой

Леонид Агулянский — известный врач, эмигрировавший в Израиль в 88-м году, работающий там в собственной клинике. Леон Ангулянский — один из самых интересных драматургов нашего времени. Его пьесы — это прежде всего дивный язык, разработанный специально для театра и идеальный в произношении с точки зрения качества сценической речи. Язык афористичен, а драматургия разработана с акцентом на активное взаимодействие со зрителем.

Все эти важные сценарные приемы автор разработал и использует с одной-единственной целью: достучаться до современного зрителя, когда настоящему, живому театру все труднее конкурировать со смартфоном. «Театр, это зеркало, посмотревшись в которое, мы должны сделаться лучше», - уверен драматург, и с ним трудно не согласиться.

Финальная сцена. Фотография Ирины Красильниковой
Финальная сцена. Фотография Ирины Красильниковой

Главное в пьесах — глубокий философский смысл и стремление задержать внимание зрителя на самых важных вопросах бытия: свободы и счастья. Они немыслимы друг без друга. Причем в своем понимании свободы автор солидарен с поэтом Людмилой Окназовой:

Свободным не нужна свобода,

Свободы требуют рабы.

Душа свободна, как природа,

Когда свободна от толпы.

Можно долго рассуждать и спорить о том, какая свобода правильная и настоящая: та, которую завоевывают на баррикадах или та, которая расцветает в твоем сердце. Не будем углубляться в споры, сейчас не об этом. Подлинная свобода по Ангулянскому — право жить той жизнью, которую ты сам себе выбрал. Не навязанную стереотипами, нормами и правилами, а ту единственную жизнь, ради который ты появился на этой земле. Если эта жизнь не мешает другим, она неприкосновенна.

Леон Ангулянский
Леон Ангулянский

Врач с огромным опытом, не раз участвовавший в военных сборах, Ангулянский знает не понаслышке, что такое смерть и сколько людей живут не своей, а навязанной обществом стереотипной жизнью, потом жалеют об этом. А между тем жизнь коротка. Автор пытается донести эту безжалостную очевидную мысль до людей, чтобы они опомнились и попробовали прислушаться к себе. Себе настоящим. Или не мешали жить тем, кто не вписывается в общие рамки и не загоняли железной рукой непохожих в общее усредненно-нормальное стойло.

Итак, героиня пьесы — трепетно эмоциональная женщина-корректор, в душу которой однажды вселилась великая певица и буквально преобразила ее. Она пытается объяснить нормальному врачу-психиатру свое душевное состояние: «тесная квартира, пьяные крики за стеной, серая толпа в метро, начальник - похотливая сволочь, и коррекция идиотских текстов с восьми до пяти <...>Пусть белый халат не помешает вам понять... меня. Непонимание повсюду, даже в семье. Всю жизнь укрывались одним одеялом, а друг друга так и не поняли».

Она - Елена Дмитриева. Фотография предоставлена театром
Она - Елена Дмитриева. Фотография предоставлена театром

Мысли человека с неустойчивой психикой наполнены таким глубоким философским смыслом, что выбивают доктора из привычной колеи. Сначала он просто раздражен и требует конкретных ответов на стандартные вопросы, потом начинает задумываться и полностью подпадает под обаяние необыкновенной личности, заменяя лекарства на беседы, превращающиеся в путешествия в другую жизнь — в мир большой певицы, имевшей огромный талант и смелость жить по-своему. И человек побеждает врача: «Я должен сказать что-то очень важное. Ваш мир теплее, светлее, правильнее. Он цветной! Хотел вытащить вас из него. Сам оказался внутри, и не жалею!»

Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой
Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой

Исполнительница роли пациентки, в которую вселилась душа Эдит Пиаф Елена Дмитриева играет с огромной отдачей. Она очень талантлива и совпадает с Эдит душой и сердцем, а также тем искренним светом, каким лучилась великая певица. Но в целом Эдит Пиаф ей не вполне удалась. На мой субъективный взгляд, немного не хватает сдержанного благородства и огромной внутренней мощи, которая не выплескивается наружу страстными жестами и громкими выкриками. Мне кажется, играть Эдит стоит по внутренней линии, сосредотачиваясь на силе взгляда и скупых, наполненных строгой энергией жестах. Она почти неподвижна, но это неподвижность горящей свечи.

Эдит Пиаф на сцене
Эдит Пиаф на сцене

Смотрите видео с выступлений Пиаф — она не орет, не машет руками. Ничего лишнего, пустого, отвлекающего. Только сияющие глаза. Только дивный голос, наполняющий колоссальной энергией. Голос любви и сострадания. Голос, уводящий в бессмертие.

Эдит Пиаф
Эдит Пиаф

Образ врача — несомненная удача актера Андрея Федорова. Ему удается многое донести не только словом, но и языком пластики и танца, и язык этот красноречив и самодостаточен. Актер танцует с такой летящей легкостью, словно перед нами мотылек или дух огня. Его движения трепетны и воздушны, как языки пламени. Актер перевоплощается с невероятной легкостью и быстротой, будучи одинаково убедительным и в роли могучего боксера Марселя Сердана, и нежно влюбленного Тео.

Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой
Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой

Хочется отметить работу режиссера Марии Дроздовой и ее тонкое понимание темы и самой пьесы. Спектакль дополнен воспоминаниями самой Пиаф и некоторыми яркими фразами, подчеркивающими главную мысль (среди них цитата Ван-Гога, использованная в качестве эпиграфа). Я бы снизила пафос в финале, но это дело вкуса.

Любой человек, стремящийся к свободе, ищет ее всю жизнь. Свобода — нечто большее, чем тусклые будни: «душ, кофе, сигарета, метро, толкотня, эскалатор, дотянуть до конца рабочего дня, снова метро, толкотня, эскалатор, вывести собаку, котлета, макароны, сериальчик, душ, все. Это все? Конечно, нет. Есть мечты о счастье».

Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой
Сцена из спектакля. Фотография Ирины Красильниковой

Возможно, беззаветные поиски себя выходят за грань нормальности. Но кто определит эту зыбкую грань? Где граница пресловутой нормы, отдаляющая от нас большое искусство, жизнь в полную силу? Отдаляющая красоту, сострадание, сильные чувства и настоящую поэзию.

Драматургу потребовалось показать сильную драму душевнобольного человека, чтобы встряхнуть зрителей, раскрыть их сердца, разбудить души. Сильный текст, страстная актерская игра, музыка и голос Эдит Пиаф обнажают нервы и раскрывают сердца, выбивая из комфортной колеи. Так лучше слышно. Так ближе к Богу. И к самому себе.

PS. Автор выражает признательность Театральному блогеру, автору одноименного телеграм-канала, художнику и фотографу Ирине Красильниковой за любезно предоставленные фотографии.