О пьесе Леона Ангулянского «Гнездо воробья» и одноименном спектакле театра «Без вывески», посвященном Эдит Пиаф, самой свободной женщине на земле
Нормальность - это асфальтированная дорога. По ней удобно идти, но цветы на ней не растут.
Винсент Ван-Гог
Тема Эдит Пиаф — это тема смелости, свободы и любви. Все они тесно взаимосвязаны и вместе создают то, о чем мечтают все люди на земле и к чему почти все стремятся. Многие безрезультатно. Я говорю о счастье.
Возможно, искусство вообще, а театр в частности могут приблизить нас если не к достижению счастья, то хотя бы к пониманию его. Пьеса «Гнездо воробья» - неустанные поиски счастья в напряженном мыслительном и эмоциональном диалоге со зрителем.
Леонид Агулянский — известный врач, эмигрировавший в Израиль в 88-м году, работающий там в собственной клинике. Леон Ангулянский — один из самых интересных драматургов нашего времени. Его пьесы — это прежде всего дивный язык, разработанный специально для театра и идеальный в произношении с точки зрения качества сценической речи. Язык афористичен, а драматургия разработана с акцентом на активное взаимодействие со зрителем.
Все эти важные сценарные приемы автор разработал и использует с одной-единственной целью: достучаться до современного зрителя, когда настоящему, живому театру все труднее конкурировать со смартфоном. «Театр, это зеркало, посмотревшись в которое, мы должны сделаться лучше», - уверен драматург, и с ним трудно не согласиться.
Главное в пьесах — глубокий философский смысл и стремление задержать внимание зрителя на самых важных вопросах бытия: свободы и счастья. Они немыслимы друг без друга. Причем в своем понимании свободы автор солидарен с поэтом Людмилой Окназовой:
Свободным не нужна свобода,
Свободы требуют рабы.
Душа свободна, как природа,
Когда свободна от толпы.
Можно долго рассуждать и спорить о том, какая свобода правильная и настоящая: та, которую завоевывают на баррикадах или та, которая расцветает в твоем сердце. Не будем углубляться в споры, сейчас не об этом. Подлинная свобода по Ангулянскому — право жить той жизнью, которую ты сам себе выбрал. Не навязанную стереотипами, нормами и правилами, а ту единственную жизнь, ради который ты появился на этой земле. Если эта жизнь не мешает другим, она неприкосновенна.
Врач с огромным опытом, не раз участвовавший в военных сборах, Ангулянский знает не понаслышке, что такое смерть и сколько людей живут не своей, а навязанной обществом стереотипной жизнью, потом жалеют об этом. А между тем жизнь коротка. Автор пытается донести эту безжалостную очевидную мысль до людей, чтобы они опомнились и попробовали прислушаться к себе. Себе настоящим. Или не мешали жить тем, кто не вписывается в общие рамки и не загоняли железной рукой непохожих в общее усредненно-нормальное стойло.
Итак, героиня пьесы — трепетно эмоциональная женщина-корректор, в душу которой однажды вселилась великая певица и буквально преобразила ее. Она пытается объяснить нормальному врачу-психиатру свое душевное состояние: «тесная квартира, пьяные крики за стеной, серая толпа в метро, начальник - похотливая сволочь, и коррекция идиотских текстов с восьми до пяти <...>Пусть белый халат не помешает вам понять... меня. Непонимание повсюду, даже в семье. Всю жизнь укрывались одним одеялом, а друг друга так и не поняли».
Мысли человека с неустойчивой психикой наполнены таким глубоким философским смыслом, что выбивают доктора из привычной колеи. Сначала он просто раздражен и требует конкретных ответов на стандартные вопросы, потом начинает задумываться и полностью подпадает под обаяние необыкновенной личности, заменяя лекарства на беседы, превращающиеся в путешествия в другую жизнь — в мир большой певицы, имевшей огромный талант и смелость жить по-своему. И человек побеждает врача: «Я должен сказать что-то очень важное. Ваш мир теплее, светлее, правильнее. Он цветной! Хотел вытащить вас из него. Сам оказался внутри, и не жалею!»
Исполнительница роли пациентки, в которую вселилась душа Эдит Пиаф Елена Дмитриева играет с огромной отдачей. Она очень талантлива и совпадает с Эдит душой и сердцем, а также тем искренним светом, каким лучилась великая певица. Но в целом Эдит Пиаф ей не вполне удалась. На мой субъективный взгляд, немного не хватает сдержанного благородства и огромной внутренней мощи, которая не выплескивается наружу страстными жестами и громкими выкриками. Мне кажется, играть Эдит стоит по внутренней линии, сосредотачиваясь на силе взгляда и скупых, наполненных строгой энергией жестах. Она почти неподвижна, но это неподвижность горящей свечи.
Смотрите видео с выступлений Пиаф — она не орет, не машет руками. Ничего лишнего, пустого, отвлекающего. Только сияющие глаза. Только дивный голос, наполняющий колоссальной энергией. Голос любви и сострадания. Голос, уводящий в бессмертие.
Образ врача — несомненная удача актера Андрея Федорова. Ему удается многое донести не только словом, но и языком пластики и танца, и язык этот красноречив и самодостаточен. Актер танцует с такой летящей легкостью, словно перед нами мотылек или дух огня. Его движения трепетны и воздушны, как языки пламени. Актер перевоплощается с невероятной легкостью и быстротой, будучи одинаково убедительным и в роли могучего боксера Марселя Сердана, и нежно влюбленного Тео.
Хочется отметить работу режиссера Марии Дроздовой и ее тонкое понимание темы и самой пьесы. Спектакль дополнен воспоминаниями самой Пиаф и некоторыми яркими фразами, подчеркивающими главную мысль (среди них цитата Ван-Гога, использованная в качестве эпиграфа). Я бы снизила пафос в финале, но это дело вкуса.
Любой человек, стремящийся к свободе, ищет ее всю жизнь. Свобода — нечто большее, чем тусклые будни: «душ, кофе, сигарета, метро, толкотня, эскалатор, дотянуть до конца рабочего дня, снова метро, толкотня, эскалатор, вывести собаку, котлета, макароны, сериальчик, душ, все. Это все? Конечно, нет. Есть мечты о счастье».
Возможно, беззаветные поиски себя выходят за грань нормальности. Но кто определит эту зыбкую грань? Где граница пресловутой нормы, отдаляющая от нас большое искусство, жизнь в полную силу? Отдаляющая красоту, сострадание, сильные чувства и настоящую поэзию.
Драматургу потребовалось показать сильную драму душевнобольного человека, чтобы встряхнуть зрителей, раскрыть их сердца, разбудить души. Сильный текст, страстная актерская игра, музыка и голос Эдит Пиаф обнажают нервы и раскрывают сердца, выбивая из комфортной колеи. Так лучше слышно. Так ближе к Богу. И к самому себе.
PS. Автор выражает признательность Театральному блогеру, автору одноименного телеграм-канала, художнику и фотографу Ирине Красильниковой за любезно предоставленные фотографии.