Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как выглядят ангелы в Библии на самом деле? Часть 7. Ангелы в раннем христианстве

Данная статья является второй частью серии статей о визуальном образе библейских ангелов. Ссылки на предыдущие части в конце статьи.

Раннехристианские изображения ангелов

Древнейшие христианские изображения ангелов находятся в римских катакомбах. Самые ранние датируются 3 веком. В Катакомбах Присциллы есть изображение благовещения Девы Марии, где ангел Гавриил предстал в образе обычного мужчины, без крыльев и без бороды. Похожим образом римляне изображали Меркурия, римского аналога бога Гермеса, который тоже является посланником богов.

Мария и ангел в Катакомбах Присциллы
Мария и ангел в Катакомбах Присциллы

Изображение антропоморфных ангелов с крыльями, по всей видимости, началось после смешения образов «ангела-хранителя», который приписан каждому человеку, с гениями. Гении в мифологии римлян – это существа, сопровождающие жизнь человека с рождения до самой смерти. Их обычно изображали в виде юношей с крыльями. Поэтому неудивительно, что христиане стали изображать ангелов таким же образом.

Гений Антония Пия
Гений Антония Пия

Самые ранние изображения крылатых ангелов появляются в 5 веке. Примером служит Византийский саркофаг с Императорского кладбища. На рельефе изображены два ангела с крыльями. Они похожи на традиционные изображения римских гениев. Таких же ангелов-гениев можно обнаружить на мозаиках 5 века в римской Церкви Санта-Мария-Маджоре. Там они не только с крыльями, но и с нимбами.

Мозаика с изображением ангелов в Санта-Мария-Маджоре
Мозаика с изображением ангелов в Санта-Мария-Маджоре

Если говорить про маленьких пухлых ангелов, то это отсылка к греко-римскому Эроту, который известен как Амур или Купидон. Этот образ утвердился в эпоху Возрождения.

Амур на античной фреске, Помпеи
Амур на античной фреске, Помпеи

Таким образом, исходя из библейского текста, мы можем выделить несколько видов небесных существ: сыны божии, ишимы, малаки (ангелы), серафимы, херувимы, офанимы. Все эти существа в период поздней ветхозаветной традиции стали восприниматься некоторой частью иудеев как ангелы. Раннесредневековые христианские авторы стали создавать ангельские иерархии, назвав всех небесных околобожественных существ Библии ангелами. Дополнительно к вышеперечисленным ангельским существам христиане увеличили список архангелами, престолами, властями, господствами, начальствами и силами. О них ничего не сказано в Ветхом Завете, впервые они появляются в новозаветных посланиях апостолов.

В Послании к Ефесянам говорится о существовании властей и сил:

«Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (Ефесянам 1:21).

В Послании к Колоссянам заходит речь о престолах, господствах, начальствах и властях:

«Через Него было сотворено все на небе и на земле, все видимое и невидимое: будь то престолы, господства, начальства или власти — все было сотворено через Него и для Него» (Колоссянам 1:16).

В Первом послании Фессалоникийцам говорится про архангелов:

«Потому что Господь Сам придет с небес (о чем возвестят громкий клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми» (1-е Фессалоникийцам 4:16).

Начиная с 4 веке на основании этих стихов христианские писатели создают ангельские иерархии. Василий Великий в своей Литургии перечисляет всех небесных существ, которые чтут Бога:

«Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы».

Псевдо-Климент Римский в «Апостольских постановлениях» добавляет список властями и воинствами. Эти списки повторяет почти каждый именитый церковный писатель, но наиболее подробная иерархия возникает у Псевдо-Дионисия Ареопагита в 5-6 веке. Он разделяет небесных существ на три части, в каждой из которых представлены по три существа:

На первой ступени серафимы, херувимы, престолы. На второй – господства, силы, власти. На третьей – начальства, архангелы и ангелы.

Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию
Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию

Примечательно, что все христианские писатели разделяют ангелов и архангелов от других небесных существ, однако традиционно их всех принято называть ангелами, такое представление возникло лишь в поздние ветхозаветные времена. Также нужно отметить, что в христианстве сыны божии не присутствуют в ангельской иерархии, видимо они отождествляются с ангелами, зато они есть в иудейских ангельских иерархиях, первые из которых возникают в 12 веке благодаря перу раввина Маймонида.

Маймонид
Маймонид

🔶Таким образом, визуальное представление ангелов очень разнообразно. 🔹Во-первых, изначально ангелами называли божественных посланников, которые выглядят как обычные мужчины.

🔹Во-вторых, жуткие херувимы или многокрылые серафимы изначально ангелами не именовались, но со временем они вошли в ангельскую иерархию, поэтому их визуальный образ не является каноничным для ангелов. Следовательно, утверждение, что достоверно библейские ангелы выглядят обязательно как жуткие варианты серафимов и херувимов, является ложным.

🔹В-третьих, херувимы в Библии имеют разные образы, в том числе образ крылатых людей. Аналоги есть в месопотамской религиозной традиции. Со временем этот образ стали интерпретировать в духе греко-римской традиции, отсюда мы имеем крылатых юношей, похожих на римских гениев и греческого Гермеса.

Надеюсь, я прояснил проблему с визуальным образом ангелов. Она сложная, но интересная. Благодарю всех, кто помогает мне делать такие объемные работы с помощью финансовой поддержки: Pioneer 98, Леонид Климчук, Виталий Иванов, Станислав Никишин, Светлана Гамова, Кузирина, Ярослав, Наталья, Денис Беликов, Полли Голайтли, Саша Килорк. Отдельное спасибо Елене Светочевой, Fornever your, Олегатору и другим донам, которые поддерживали меня на стримах.