Картины из смальты и мрамора не только красивы, но имеют увлекательные сюжеты.
Идея мозаичного полотна «Победа» на станции метро «Автово» принадлежит авторам проекта станции архитекторам Евгению Левинсону и Андрею Грушке. Женщина c мальчиком на фоне знамен — это Родина-мать. Образ Родины-матери центральный и в другом проекте Левинсона того времени — «Пискаревском мемориале», где монументальную скульптуру в античном стиле выполнила Вера Исаева. Над эскизом мозаики для станции «Автово» работали художники Алексей Соколов и Виктор Воронецкий. На защите проекта у членов комиссии возникли опасения — в Москве уже случился прецедент. Панно «Мир во во всем мире» Павла Корина с изображением женщины с ребенком на руках, установленное в 1952 году на станции метро «Новослободская», верующие принимали за Богородицу и крестились. Смущало членов комиссии и сходство с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля.
Евгений Левинсон защищал идею страстно и достиг согласия — младенца благополучно пересадили на плечо женщине, а ее ноги обули в римские сандалии. Мозаичное панно набирали в мастерских Академии художеств на Васильевском острове из сохранившейся дореволюционной смальты. Кусочки смальты размером 1 на 1,5 и 2 на 1,5 см располагали под определенным углом друг к другу, что давало объем рисунку и игру полутонов. Фамилии мастеров нанесены справа внизу: «Исполнили мозаичный набор Малышев, Конрад, Сорокин, Пучков, Хочинская. Рук. Рябиков». На переднем плане — зеленая лента медали «За оборону Ленинграда», на символических щитах — даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
Станцию «Балтийская» открыли в 1955 году в составе первой очереди ленинградского метро. Подземный зал украшает панно «1917» художников, отца и сына, Георгия Иосифовича и Игоря Георгиевича Рублевых. Сюжет революционный: рабочие, моряки и солдаты c пулеметом «максим» собираются на штурм Зимнего дворца. За их фигурами — силуэты крейсера «Аврора», Дворцового моста и Биржи.
Панно выполнено в технике флорентийской мозаики — из кусочков мрамора и цветных камней. Благодаря материалу революционный накал обретает эпический масштаб. Самая знаменитая картина Георгия Рублева «Сталин» (1933 год) — вождь читает газету «Правда», и у его ног уютно улеглась собака. Художник Георгий Рублев прожил будто две жизни. В одной — оформлял Октябрьский зал Музея революции СССР, работал над плафоном «Праздник на Ленинских горах» для гостиницы «Ленинградская» и новым зданием Третьяковской галереи на Крымском Валу. В другой — был роскошным живописцем, чьи полотна при жизни шли «в стол», а потом оказались в Третьяковской галерее.
Украшение станции метро «Владимирская» — панно из смальты «Изобилие», его авторы — художники-монументалисты Академии художеств СССР Андрей Мыльников, Александр Королев и Владимир Снопов. Сюжет тематически связан с находящимся поблизости Кузнечным рынком, где всегда царило изобилие фруктов и овощей доставленных со всех концов страны представителями республик. Панно выполнено во всем блеске сталинского неоклассицизма и не уступает по размаху лавкам Франса Снейдерс
Станция метро «Маяковская» сдана в эксплуатацию в 1967 году — в эпоху больших планов и оптимизма. Она выполнена в новом динамичном стиле — модернизме. Интенсивно темно-красной смальтой облицованы ступенчатые стены подземного зала, благодаря этому приему задан ритм, как в стихотворной строке Маяковского. Силуэтный портрет поэта по линогравюре Юрия Могилевского подчеркивает плакатный характер интерьера. Юрий Могилевский работал главным художником журнала «Театр», создавал афиши к спектаклям Московского театра сатиры.
Станцию метро «Волковская», открытую в 2008 году, украшают флорентийские мозаики необыкновенных сюжетов — из мрамора различных оттенков художники Александр и Егор Быстровы создали пейзажи на темы близлежащих окрестностей — «Волкова деревня» и «Река Волковка» — река, деревья, деревенские домики. На мозаике у перехода в подземный зал по центру композиции прогуливается кот, а сова провожает круглыми глазами пассажиров. В подземном зале на мозаике осенний лес и каменный мост сливаются как будто в одну лирическую абстракцию. Александр Быстров, ученик Андрея Мельникова, — автор панно на станциях «Спортивная», «Старая Деревня», «Адмиралтейская», «Парнас» и других. В большинстве работ Быстров следовал историческому жанру, изображал многофигурные сцены на темы героического прошлого. «Волковская» — лирическое отступление.
Мозаики на «Спасской» с изображением Успенского собора и сценами из жизни Сенного рынка тоже вышли из мастерской Александра Быстрова. На пяти арочных панно сложена картина прежней жизни, среди покупателей можно разглядеть Гоголя и Достоевского, узнать Пушкина, как на картине «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» Григория Чернецова 1837 года. Но тут среди знаменитостей разгуливают и литературные персонажи — Раскольников, Рогожин, Сонечка Мармеладова. В продавщице арбузов — намек на композицию картины «Капустницы» художника Николая Фешина. А в правом углу панно у эскалатора сидит фирменный котик.
Текст и фото Михаила Борисова.