Найти тему
Лахта Центр

МОЗАИКА В ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕТРО

Картины из смальты и мрамора не только красивы, но имеют увлекательные сюжеты.

Павел Ковалев. Циферблат часов. Станция «Лиговский проспект», 1991 г.
Павел Ковалев. Циферблат часов. Станция «Лиговский проспект», 1991 г.

Идея мозаичного полотна «Победа» на станции метро «Автово» принадлежит авторам проекта станции архитекторам Евгению Левинсону и Андрею Грушке. Женщина c мальчиком на фоне знамен — это Родина-мать. Образ Родины-матери центральный и в другом проекте Левинсона того времени — «Пискаревском мемориале», где монументальную скульптуру в античном стиле выполнила Вера Исаева. Над эскизом мозаики для станции «Автово» работали художники Алексей Соколов и Виктор Воронецкий. На защите проекта у членов комиссии возникли опасения — в Москве уже случился прецедент. Панно «Мир во во всем мире» Павла Корина с изображением женщины с ребенком на руках, установленное в 1952 году на станции метро «Новослободская», верующие принимали за Богородицу и крестились. Смущало членов комиссии и сходство с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля.

Евгений Левинсон защищал идею страстно и достиг согласия — младенца благополучно пересадили на плечо женщине, а ее ноги обули в римские сандалии. Мозаичное панно набирали в мастерских Академии художеств на Васильевском острове из сохранившейся дореволюционной смальты. Кусочки смальты размером 1 на 1,5 и 2 на 1,5 см располагали под определенным углом друг к другу, что давало объем рисунку и игру полутонов. Фамилии мастеров нанесены справа внизу: «Исполнили мозаичный набор Малышев, Конрад, Сорокин, Пучков, Хочинская. Рук. Рябиков». На переднем плане — зеленая лента медали «За оборону Ленинграда», на символических щитах — даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Станцию «Балтийская» открыли в 1955 году в составе первой очереди ленинградского метро. Подземный зал украшает панно «1917» художников, отца и сына, Георгия Иосифовича и Игоря Георгиевича Рублевых. Сюжет революционный: рабочие, моряки и солдаты c пулеметом «максим» собираются на штурм Зимнего дворца. За их фигурами — силуэты крейсера «Аврора», Дворцового моста и Биржи.

Панно выполнено в технике флорентийской мозаики — из кусочков мрамора и цветных камней. Благодаря материалу революционный накал обретает эпический масштаб. Самая знаменитая картина Георгия Рублева «Сталин» (1933 год) — вождь читает газету «Правда», и у его ног уютно улеглась собака. Художник Георгий Рублев прожил будто две жизни. В одной — оформлял Октябрьский зал Музея революции СССР, работал над плафоном «Праздник на Ленинских горах» для гостиницы «Ленинградская» и новым зданием Третьяковской галереи на Крымском Валу. В другой — был роскошным живописцем, чьи полотна при жизни шли «в стол», а потом оказались в Третьяковской галерее.

Андрей Мыльников, Александр Королев, Виктор Снопов. Изобилие. Станция «Владимирская», 1955 г.
Андрей Мыльников, Александр Королев, Виктор Снопов. Изобилие. Станция «Владимирская», 1955 г.

Украшение станции метро «Владимирская» — панно из смальты «Изобилие», его авторы — художники-монументалисты Академии художеств СССР Андрей Мыльников, Александр Королев и Владимир Снопов. Сюжет тематически связан с находящимся поблизости Кузнечным рынком, где всегда царило изобилие фруктов и овощей доставленных со всех концов страны представителями республик. Панно выполнено во всем блеске сталинского неоклассицизма и не уступает по размаху лавкам Франса Снейдерс

Юрий Могилевский. Портрет Владимира Маяковского. Станция «Маяковская», 1967 г.
Юрий Могилевский. Портрет Владимира Маяковского. Станция «Маяковская», 1967 г.

Станция метро «Маяковская» сдана в эксплуатацию в 1967 году — в эпоху больших планов и оптимизма. Она выполнена в новом динамичном стиле — модернизме. Интенсивно темно-красной смальтой облицованы ступенчатые стены подземного зала, благодаря этому приему задан ритм, как в стихотворной строке Маяковского. Силуэтный портрет поэта по линогравюре Юрия Могилевского подчеркивает плакатный характер интерьера. Юрий Могилевский работал главным художником журнала «Театр», создавал афиши к спектаклям Московского театра сатиры.

Станцию метро «Волковская», открытую в 2008 году, украшают флорентийские мозаики необыкновенных сюжетов — из мрамора различных оттенков художники Александр и Егор Быстровы создали пейзажи на темы близлежащих окрестностей — «Волкова деревня» и «Река Волковка» — река, деревья, деревенские домики. На мозаике у перехода в подземный зал по центру композиции прогуливается кот, а сова провожает круглыми глазами пассажиров. В подземном зале на мозаике осенний лес и каменный мост сливаются как будто в одну лирическую абстракцию. Александр Быстров, ученик Андрея Мельникова, — автор панно на станциях «Спортивная», «Старая Деревня», «Адмиралтейская», «Парнас» и других. В большинстве работ Быстров следовал историческому жанру, изображал многофигурные сцены на темы героического прошлого. «Волковская» — лирическое отступление.

Мозаики на «Спасской» с изображением Успенского собора и сценами из жизни Сенного рынка тоже вышли из мастерской Александра Быстрова. На пяти арочных панно сложена картина прежней жизни, среди покупателей можно разглядеть Гоголя и Достоевского, узнать Пушкина, как на картине «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» Григория Чернецова 1837 года. Но тут среди знаменитостей разгуливают и литературные персонажи — Раскольников, Рогожин, Сонечка Мармеладова. В продавщице арбузов — намек на композицию картины «Капустницы» художника Николая Фешина. А в правом углу панно у эскалатора сидит фирменный котик.

Мозаика над эскалаторным залом, мастерская Александра Быстрова. Станция «Спасская», 2013 г.
Мозаика над эскалаторным залом, мастерская Александра Быстрова. Станция «Спасская», 2013 г.

Текст и фото Михаила Борисова.