Найти тему

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕЛОСИПЕДА перед походом. чем смазывать ЦЕПЬ, ЗВЕЗДЫ, КАРЕТКУ И ВТУЛКУ?

Оглавление

Специалисты утверждают, что если вовремя не обслуживать велосипед, не менять цепь и не смазывать, то - У-УУ... Тебя ждет нечто страшное! Начитаешься таких статей, а потом приходит опыт. Понимаешь, что эти телодвижения вообще не были нужны. Сейчас объясним почему.

Велосипед на закате :)
Велосипед на закате :)

Все заинтересованы, чтобы велосипед ехал и не ломался, как можно дольше. Поэтому после покупки меняют какие-то детали. Что именно заменили мы для наших недорогих горных велосипедов, читайте в статье: ЧТО ЗАМЕНИТЬ В ВЕЛОСИПЕДЕ ПОСЛЕ ПОКУПКИ.

Транспортировка велосипеда на багажнике
Транспортировка велосипеда на багажнике
Отметим, что наши рекомендации только для походных велосипедов. «Двухподвесы», BMX — ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ТЕМА. И другой разговор. Всё другое.

Естественно, требования к трюковому велосипеду гораздо выше, чем к велосипеду для путешествий.

ТРАНСМИССИЯ

Как правило, внимательного обслуживания требуют велосипеды высокой ценовой категории. Поскольку их комплектующие также дорогие. При езде на велосипеде "премиум класса", с «золотой» цепью и «платиновыми» звёздами, конечно, вы будете следить за износом цепи, чтобы в будущем она не сточила вам трансмиссию целиком.

Лежачий велосипед :)
Лежачий велосипед :)

Бюджетные велосипеды или «ашанбайки», примерно такие, на которых ездим мы, не требуют особого обслуживания. Им не нужно менять цепь через каждые 100 км. Это делается примерно раз в два года. Причём замена происходит вместе с кассетой (трещоткой). По стоимости это выходит гораздо дешевле.

Самый дорогой в мире велосипед House of Solid Gold ~ 1 млн. $
Самый дорогой в мире велосипед House of Solid Gold ~ 1 млн. $
-5

Бытует мнение, что если не менять цепь - это приведёт к её разрыву. Такого за всю нашу историю не случалось никогда. И мы не знаем людей у кого случалось. В конце концов, мы всегда возим с собой замок цепи. Так что в случае разрыва, на время починки уйдет не более 5-ти минут.

Лена с велосипедом Atom Racing 1.0
Лена с велосипедом Atom Racing 1.0
Дополнительный аргумент в пользу смены цепи, дескать, растянутая цепь сточит передние звёзды и придётся менять всю систему целиком.
НУ И ЧТО?

Стоимость стальных передних звёзд не превышает 1 000 рублей. Раз в десятилетие можно заменить, ничего страшного! Ведь ездили же мы на велосипедах в СССР, многие из которых до сих пор в строю, хотя в них ничего не меняли.

Аналогично о современных МТБ. Посмотрите на курьеров и доставщиков, как они ежедневно «убивают» свои велосипеды, а им хоть бы хны.

Велокурьер :)
Велокурьер :)

Однако, мы не призываем к халатному отношению к велосипеду. Любой транспорт требует к себе любви и бережливости. Недорогой велик – не значит плохой. При должном обращении с ним, он выдаст КПД полностью, ничуть не хуже своих «элитных собратьев».

ИНСТРУМЕНТЫ, КЛЮЧИ, СЪЕМНИКИ

Обслуживание велосипеда, зачастую, требует замены вело – запчастей. В домашних условиях дело затратное. Если нет гаража, приходится докупать гаечные ключи, съемники трещотки, каретки и пр. Это выходит «в копеечку». Но, с другой стороны, покупается раз в жизни, можно и раскошелиться.

Лично нам для обслуживания вот что пришлось купить:

  1. съемник трещотки –покупайте подороже, не из мягкого металла. Иначе это одноразовый съемник, гайка которого «слижется» гаечным ключом в ближайшем будущем;
  2. съемник каретки – требуется редко, можно купить подешевле;
  3. съемник шатунов – нужен для замены каретки;
  4. конусный ключ – для закручивания гаек оси;
  5. разводной ключ -самый обычный, для отвинчивания каретки, трещотки, шатунов, гаек на оси;
  6. велосипедный мультитул с шестигранными ключами – для отвинчивания винтов;
  7. измеритель износа цепи – чтобы знать, что цепь растянулась;
  8. спицевой ключ – для подтягивания спиц;
  9. выжимка цепи – чтобы чинить цепь, если порвётся;
  10. замок цепи – съемное звено цепи для удобного снятия и очистки цепной ленты;
  11. металлическая пластина - прокладка для калибровки дискового тормоза;
  12. пластиковая бортировочная лопатка для снятия покрышек с обода;
  13. велосипедный насос;
Необходимые велосипедные инструменты для починки велосипеда
Необходимые велосипедные инструменты для починки велосипеда

СМАЗКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ

«Смазки всякие нужны – смазки всякие важны» 😊 Выяснилось, что для разных частей велосипеда, нужна разная смазка.

  • Графитная – на резьбу, где крепится трещотка.
  • Керамическая – для насыпных подшипников втулки колеса.
  • WD-40 - смывка, которой очищают элементы от старых смазок.
  • Машинное масло, парафиновая смазка или какая-либо другая для смазки цепи.
Велосипедные смазки и масла
Велосипедные смазки и масла

У нас на масла и смазки ушла не одна тысяча рублей. Когда поехали в поход в Крым, то купили парафиновую «модную» смазку. Один раз прошлись по морскому побережью и выбросили её.

К слову, сам поход можете посмотреть на youtube, вот 1-я серия:

Короче, вернулись к классическому варианту – машинному маслу. С ним цепь дольше сохраняла «эластичность» и не ржавела. Тут, на наш взгляд, чем проще – тем лучше.

КАК ОБСЛУЖИВАТЬ ВЕЛОСИПЕД?

В обслуживание велосипеда входит:

  • внешний осмотр на отсутствие видимых повреждений;
  • смазка подшипников и подвижных частей (цепь, звезды, каретка, втулка);
  • настройка тормозной и системы переключения скоростей;
  • подтягивание спиц и выравнивание восьмерки или «яйца»;
  • перебор вилки (редко);

ЦЕПЬ И ЗВЕЗДЫ

Самое простое обслуживание цепи и звезд на велосипеде – это их смазка.

Обычно мы снимаем цепь полностью, расстегиваем замок на ней, погружаем в пластиковую бутылку с широким горлом, залитую керосином.

Закрываем крышкой и трясем несколько минут до тех пор, пока старая смазка и песок не осядут в жидкости.

Велосипедная цепь с замком
Велосипедная цепь с замком

Затем достаём цепь, промываем её под горячей водой с мылом до тех пор, пока с нее перестанет течь грязная вода. После насухо вытираем тряпкой и просушиваем феном во избежание ржавления.

Чистую цепь ставим на велосипед и капаем в каждое звено каплю смазки или машинного масла. Когда масло проникнет внутрь цепных звеньев, насухо вытираем цепь внешне.

Смазка велоцепи
Смазка велоцепи

Обслуживание трещотки мы производим не часто. Примерно раз в 2 года. Оно заключается в полном разборе трещотки, очистки деталей от старой смазки. Затем заново собираем и устанавливаем на велосипед. Внешнюю периодическую очистку звезд от песка осуществляем зубной щеткой с применением смывки WD-40. Такую же очистку проводим для передних звезд.

Смазку цепи делаем интуитивно. Когда понимаем, что она стала менее «эластичной» и не так мягко крутятся педали, как раньше. А также обязательно смазываем после дождей или прохода по морскому побережью.

КОЛЕСА

Слабое место колёс – спицы. В последнем походе по Крыму, на велосипеде Андрея сломалось 3 спицы. Потому что поленились подтянуть их перед походом.

С тех пор периодически подтягиваем спицы специальным ключом. Также перед длительными выездами, разбираем втулку велосипеда, перебираем подшипник и очищаем от старой смазки.

Зеленая велосипедная смазка для керамических подшипников
Зеленая велосипедная смазка для керамических подшипников

Затем заново смазываем специальной (зеленой) керамической смазкой для велоподшипников и затягиваем плотнее гайки и конуса.

ТОРМОЗА

Мы обслуживаем тормоза путём обезжиривания колодок. Протираем спиртовыми салфетками. Их можно купить за копейки в любой аптеке. Либо используем обезжириватель.

На Ленином велосипеде стоят v-brake, поэтому обезжириваем и чистим не только резиновые колодки, но и обода велосипеда.

Обезжиривание дисковых тормозов велосипеда
Обезжиривание дисковых тормозов велосипеда

Также подтягиваем тормоза, если сбились. Это делаем с помощью шестигранных ключей - мультитула.

Иногда мы меняем тормозные тросики. Для этого снимаем рубашку, заливаем в нее машинное масло, потом вставляем трос. Тоже самое делаем с тросами переключателя.

ВИЛКА

Чтобы велосипедная вилка имела мягкий ход, в вилку велосипеда Stern через шприц капаем масло. Важно это делать по всему периметру резинового кольца.

ВЫВОД

В этой статье мы поделились с Вами своими способами обслуживания велосипеда. Не стали рассказывать о подтягивании всех болтов и гаек, думаем, это и так понятно.

Может быть, что-то упустили? Если это так – пишите нам, дополним. А как Вы заботитесь о своем «железном коне»? Напишите комментарии, будем рады почитать.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘