Специалисты утверждают, что если вовремя не обслуживать велосипед, не менять цепь и не смазывать, то - У-УУ... Тебя ждет нечто страшное! Начитаешься таких статей, а потом приходит опыт. Понимаешь, что эти телодвижения вообще не были нужны. Сейчас объясним почему.
Все заинтересованы, чтобы велосипед ехал и не ломался, как можно дольше. Поэтому после покупки меняют какие-то детали. Что именно заменили мы для наших недорогих горных велосипедов, читайте в статье: ЧТО ЗАМЕНИТЬ В ВЕЛОСИПЕДЕ ПОСЛЕ ПОКУПКИ.
Отметим, что наши рекомендации только для походных велосипедов. «Двухподвесы», BMX — ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ТЕМА. И другой разговор. Всё другое.
Естественно, требования к трюковому велосипеду гораздо выше, чем к велосипеду для путешествий.
ТРАНСМИССИЯ
Как правило, внимательного обслуживания требуют велосипеды высокой ценовой категории. Поскольку их комплектующие также дорогие. При езде на велосипеде "премиум класса", с «золотой» цепью и «платиновыми» звёздами, конечно, вы будете следить за износом цепи, чтобы в будущем она не сточила вам трансмиссию целиком.
Бюджетные велосипеды или «ашанбайки», примерно такие, на которых ездим мы, не требуют особого обслуживания. Им не нужно менять цепь через каждые 100 км. Это делается примерно раз в два года. Причём замена происходит вместе с кассетой (трещоткой). По стоимости это выходит гораздо дешевле.
Бытует мнение, что если не менять цепь - это приведёт к её разрыву. Такого за всю нашу историю не случалось никогда. И мы не знаем людей у кого случалось. В конце концов, мы всегда возим с собой замок цепи. Так что в случае разрыва, на время починки уйдет не более 5-ти минут.
Дополнительный аргумент в пользу смены цепи, дескать, растянутая цепь сточит передние звёзды и придётся менять всю систему целиком.
НУ И ЧТО?
Стоимость стальных передних звёзд не превышает 1 000 рублей. Раз в десятилетие можно заменить, ничего страшного! Ведь ездили же мы на велосипедах в СССР, многие из которых до сих пор в строю, хотя в них ничего не меняли.
Аналогично о современных МТБ. Посмотрите на курьеров и доставщиков, как они ежедневно «убивают» свои велосипеды, а им хоть бы хны.
Однако, мы не призываем к халатному отношению к велосипеду. Любой транспорт требует к себе любви и бережливости. Недорогой велик – не значит плохой. При должном обращении с ним, он выдаст КПД полностью, ничуть не хуже своих «элитных собратьев».
ИНСТРУМЕНТЫ, КЛЮЧИ, СЪЕМНИКИ
Обслуживание велосипеда, зачастую, требует замены вело – запчастей. В домашних условиях дело затратное. Если нет гаража, приходится докупать гаечные ключи, съемники трещотки, каретки и пр. Это выходит «в копеечку». Но, с другой стороны, покупается раз в жизни, можно и раскошелиться.
Лично нам для обслуживания вот что пришлось купить:
- съемник трещотки –покупайте подороже, не из мягкого металла. Иначе это одноразовый съемник, гайка которого «слижется» гаечным ключом в ближайшем будущем;
- съемник каретки – требуется редко, можно купить подешевле;
- съемник шатунов – нужен для замены каретки;
- конусный ключ – для закручивания гаек оси;
- разводной ключ -самый обычный, для отвинчивания каретки, трещотки, шатунов, гаек на оси;
- велосипедный мультитул с шестигранными ключами – для отвинчивания винтов;
- измеритель износа цепи – чтобы знать, что цепь растянулась;
- спицевой ключ – для подтягивания спиц;
- выжимка цепи – чтобы чинить цепь, если порвётся;
- замок цепи – съемное звено цепи для удобного снятия и очистки цепной ленты;
- металлическая пластина - прокладка для калибровки дискового тормоза;
- пластиковая бортировочная лопатка для снятия покрышек с обода;
- велосипедный насос;
СМАЗКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ
«Смазки всякие нужны – смазки всякие важны» 😊 Выяснилось, что для разных частей велосипеда, нужна разная смазка.
- Графитная – на резьбу, где крепится трещотка.
- Керамическая – для насыпных подшипников втулки колеса.
- WD-40 - смывка, которой очищают элементы от старых смазок.
- Машинное масло, парафиновая смазка или какая-либо другая для смазки цепи.
У нас на масла и смазки ушла не одна тысяча рублей. Когда поехали в поход в Крым, то купили парафиновую «модную» смазку. Один раз прошлись по морскому побережью и выбросили её.
К слову, сам поход можете посмотреть на youtube, вот 1-я серия:
Короче, вернулись к классическому варианту – машинному маслу. С ним цепь дольше сохраняла «эластичность» и не ржавела. Тут, на наш взгляд, чем проще – тем лучше.
КАК ОБСЛУЖИВАТЬ ВЕЛОСИПЕД?
В обслуживание велосипеда входит:
- внешний осмотр на отсутствие видимых повреждений;
- смазка подшипников и подвижных частей (цепь, звезды, каретка, втулка);
- настройка тормозной и системы переключения скоростей;
- подтягивание спиц и выравнивание восьмерки или «яйца»;
- перебор вилки (редко);
ЦЕПЬ И ЗВЕЗДЫ
Самое простое обслуживание цепи и звезд на велосипеде – это их смазка.
Обычно мы снимаем цепь полностью, расстегиваем замок на ней, погружаем в пластиковую бутылку с широким горлом, залитую керосином.
Закрываем крышкой и трясем несколько минут до тех пор, пока старая смазка и песок не осядут в жидкости.
Затем достаём цепь, промываем её под горячей водой с мылом до тех пор, пока с нее перестанет течь грязная вода. После насухо вытираем тряпкой и просушиваем феном во избежание ржавления.
Чистую цепь ставим на велосипед и капаем в каждое звено каплю смазки или машинного масла. Когда масло проникнет внутрь цепных звеньев, насухо вытираем цепь внешне.
Обслуживание трещотки мы производим не часто. Примерно раз в 2 года. Оно заключается в полном разборе трещотки, очистки деталей от старой смазки. Затем заново собираем и устанавливаем на велосипед. Внешнюю периодическую очистку звезд от песка осуществляем зубной щеткой с применением смывки WD-40. Такую же очистку проводим для передних звезд.
Смазку цепи делаем интуитивно. Когда понимаем, что она стала менее «эластичной» и не так мягко крутятся педали, как раньше. А также обязательно смазываем после дождей или прохода по морскому побережью.
КОЛЕСА
Слабое место колёс – спицы. В последнем походе по Крыму, на велосипеде Андрея сломалось 3 спицы. Потому что поленились подтянуть их перед походом.
С тех пор периодически подтягиваем спицы специальным ключом. Также перед длительными выездами, разбираем втулку велосипеда, перебираем подшипник и очищаем от старой смазки.
Затем заново смазываем специальной (зеленой) керамической смазкой для велоподшипников и затягиваем плотнее гайки и конуса.
ТОРМОЗА
Мы обслуживаем тормоза путём обезжиривания колодок. Протираем спиртовыми салфетками. Их можно купить за копейки в любой аптеке. Либо используем обезжириватель.
На Ленином велосипеде стоят v-brake, поэтому обезжириваем и чистим не только резиновые колодки, но и обода велосипеда.
Также подтягиваем тормоза, если сбились. Это делаем с помощью шестигранных ключей - мультитула.
Иногда мы меняем тормозные тросики. Для этого снимаем рубашку, заливаем в нее машинное масло, потом вставляем трос. Тоже самое делаем с тросами переключателя.
ВИЛКА
Чтобы велосипедная вилка имела мягкий ход, в вилку велосипеда Stern через шприц капаем масло. Важно это делать по всему периметру резинового кольца.
ВЫВОД
В этой статье мы поделились с Вами своими способами обслуживания велосипеда. Не стали рассказывать о подтягивании всех болтов и гаек, думаем, это и так понятно.
Может быть, что-то упустили? Если это так – пишите нам, дополним. А как Вы заботитесь о своем «железном коне»? Напишите комментарии, будем рады почитать.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘