ВШЭ провела глобальное исследование креативного класса России. «Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется подготовленный научный дайджест. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте.
Авторы дайджеста НИУ ВШЭ не углубляются в поведенческие и ценностные установки российского креативного класса, ограничиваясь статистическим определением на основе Общероссийского классификатора занятий. «Под креативным классом понимается совокупность лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой (креативной) и интеллектуальной деятельностью», — пишут эксперты во введении. Тем не менее данные статистики в определенной мере проливают свет на особенности российской креативной экономики. Исследователи предлагают использовать их при подготовке управленческих решений, а также для мониторинга реализации правительственной «Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года».
По результатам:
📌креаторы составляют почти 5% занятых на рынке = 3,4 млн человек.
50% из них трудится всего в двух сферах — рекламе и разработке программного обеспечения.
Более подробную информацию об исследовании вы можете изучить здесь
В текущих реалиях креативный класс, безусловно, востребован российской экономикой, по крайней мере его значимая часть, убежден один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман: «Сейчас нашей стране, как никогда, важен переход к инновационному развитию, а без разработчиков, инженеров, айтишников, дизайнеров добиться этого будет крайне сложно. Не менее важно развивать и культурную составляющую, транслируя миру уникальный российский контент в виде музыки, искусства, кино, литературы — то, что в политике называется применением мягкой силы».
Рассуждая о креативном классе, участник Бизнес-дуэта Кубит - Валерий Платонов в своих суждениях так же приводит несколько тезисов:
📌Само употребление определения «Креативный класс России», на наш взгляд, неверное, потому что, как говорится «Богат и могуч русский язык», т.е. любое слово мы можем перевести. В нашей культуре создающих людей относили к нескольким образованиям: во-первых, ученые, во-вторых, творческие объединения (все искусство), в-третьих - ИТР (инженерно-технические работники). И тогда мы предлагаем вернуться к исконному наименованию Творческие профессии.
📌Разделять Творческую деятельность и Интеллектуальную не правильно. Правильно разделять по результату. И та, и другая деятельность Интеллектуальная, а вот результаты бывают разные. Те, что к искусству - это творчество. Те, что к прикладной деятельности – знаниеевые продукты или интеллектуальные услуги, как мы их предлагаем именовать.
📌Еще в 2019 году мы проводили исследование рынка интеллектуальных услуг совместно с Исследовательским холдингом «Ромир» и М.Е. Дорошенко (МГУ им. Ломоносова). И тогда уже отчетливо вырисовывалась карта рынка интеллектуальных услуг России. Так что уверенно говорим – вопросом изучения креативного класса сейчас заняты не только ВШЭ.
📌Кстати, всем известно, что далеко не факт, что креативщики работают 40 часов в неделю, скорее даже больше. Но не у нас ))) Мы давно ратуем за сокращенную неделю. В Кубит 36 часовая.
📌Спорно утверждение про неважность образования. Печально, читать, что нынче оно неважно. Конечно, навыкам можно научить кого угодно, но, все-таки, работающий продукт выпускают люди с образованием.
А вы согласны с исследованиями? Относите себя к креативному классу?
#кубит #k2b #знаниеемко