Найти в Дзене

Евстигней Фомин - Мелодрама "Орфей"

Евстигнея Ипатьевича Фомина (1761-1800) нередко называют "русским Моцартом". Причин для такого сравнения немало. Оба композитора совершенствовали свое мастерство у одного великого педагога, знаменитого падре Мартини, работавшего в Болонье. Фомин, как и Моцарт, прожил очень короткую земную жизнь, хотя и "превзошел" венского классика - 39 лет против 36. Главное же, что сближает этих гениальных композиторов - чистота стиля и мысль, опережающая свое время. Как в музыке Моцарта, так и в творчестве Фомина мы можем найти как и кристальное отображение особенностей классицизма, так и просто поразительные для той эпохи приемы и находки, которые предугадывают дальнейшее развитие музыкального языка на годы вперед. Наиболее известное произведение Фомина - мелодрама "Орфей" (1892) на либретто Якова Княжнина. Произведение Фомина встает в один ряд с другими великими театральными претворениями древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике - с операми Каччини и Пери, Монтеверди, реформаторским сочинением

Евстигнея Ипатьевича Фомина (1761-1800) нередко называют "русским Моцартом". Причин для такого сравнения немало. Оба композитора совершенствовали свое мастерство у одного великого педагога, знаменитого падре Мартини, работавшего в Болонье. Фомин, как и Моцарт, прожил очень короткую земную жизнь, хотя и "превзошел" венского классика - 39 лет против 36.

Главное же, что сближает этих гениальных композиторов - чистота стиля и мысль, опережающая свое время. Как в музыке Моцарта, так и в творчестве Фомина мы можем найти как и кристальное отображение особенностей классицизма, так и просто поразительные для той эпохи приемы и находки, которые предугадывают дальнейшее развитие музыкального языка на годы вперед.

Неизвестный художник – Портрет неизвестного композитора за клавесином (считается портретом Евстигнея Фомина). Портретов с точно доказанной атрибуцией, к сожалению, не сохранилось.
Неизвестный художник – Портрет неизвестного композитора за клавесином (считается портретом Евстигнея Фомина). Портретов с точно доказанной атрибуцией, к сожалению, не сохранилось.

Наиболее известное произведение Фомина - мелодрама "Орфей" (1892) на либретто Якова Княжнина. Произведение Фомина встает в один ряд с другими великими театральными претворениями древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике - с операми Каччини и Пери, Монтеверди, реформаторским сочинением Глюка.
Жанровый термин "мелодрама" Фомин трактует как "драма на музыку", в которой ключевую роль играет сценическая речь. Точнее сказать, "Орфей" ближе по стилю к театральному представлению с музыкой, нежели к опере - главные роли в произведении исполняют чтецы.

Действующих лиц немного: Орфей (чтец), Эвридика (чтица), Вещий голос (унисонный хор басов), Фурии (балет). Приметили удивительную находку Фомина?:) Партию Вещего гласа в произведении Фомина поёт мужской хор в унисон. Вспомним, что такой же приём спустя годы применит Михаил Иванович Глинка в опере "Руслан и Людмила", воплощая образ Головы.

Камиль Коро - "Орфей, ведущий Эвридику из преисподней" (1861)
Камиль Коро - "Орфей, ведущий Эвридику из преисподней" (1861)

Мелодрама открывается масштабной увертюрой в сонатной форме, раскрывающей основные сюжетные образы. Медленное вступление – безутешная скорбь Орфея (это вступление играет роль лейттемы и еще неоднократно вернется в течении мелодрамы). Главная партия, d-moll - ярость фурий; облик прекрасной Эвридики - побочная партия, D-dur.
Привлекает внимание траурный эпизод в тональности b-moll в разработке. Каков выбор тональности - мрачной, многобемольной!
Предлагаем вам послушать Увертюру и другие симфонические фрагменты в исполнении оркестра Академия Русской музыки под управлением Ивана Никифорчина.

Орфей сумел победить силы подземного царства силой своей любви и музыки. В небольшом симфоническом эпизоде "Орфей в подземном царстве" в pizzicato струнных вы можете услышать как бы звучание лиры героя и ту удивительную ауру света, которую источает его искусство, пленившее обитателей загробного мира.

Впрочем, одолев все силы преисподней, Орфей так и не смог справиться с собственной супругой, когда вел ее на землю. Эвридика удивлена и даже оскорблена тем, что ее возлюбленный не поворачивается к ней, ведя наружу из преисподней. В одно мгновение Орфей не выдерживает - и... теряет Эвридику навсегда.

Считая себя недостойным легкой смерти и презирая собственные страдания и безутешную тоску, Орфей падает в объятия фурий, которые закруживают его в последнем танце.

Танец фурий, финал мелодрамы, краткими "темами-предвестниками" звучал еще в сцене с Вещим гласом - там слуги тьмы сдержаны, очарованы смелостью и искусством музыканта. Здесь же пляска достигает поистине инфернального масштаба.


"Орфей" Фомина вбирает в себя лучшие черты важнейших музыкальных жанров того времени. Развернутая лейтмотивная система, искусно имитированное солирующим кларнетом пение Орфея в духе мелодий bel canto берет истоки в итальянской opera seria. От оратории взяты принципы архитектоники произведения в соотношении хоровых и сольных сцен. В отображении танцевальных жанров - от менуэта при появлении Эвридики до финальной Пляски фурий - Фомин безупречно воплощает каноны построения балетных сцен.

Добавим сюда удивительное использование унисонного басового хора, стройную композицию мелодрамы, хоть и номерную, но стремящуюся к сквозной - как и завещал в своем реформаторской опере "Орфей и Эвридика" Кристоф Глюк - и получим уникальный памятник композиторского мастерства и безусловно достойный нашего внимания шедевр!