Эпоха перемен – всегда непростой период. Однако стройкомплексу – локомотиву качественных изменений и прогресса в мире – постоянно приходится работать в таких условиях. И 2022 год не исключение. Сначала – жёсткая турбулентность как результат последствий пандемии и санкций, потом новые вызовы экономики, времени. А в качестве определяющего штриха осени – принятие Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года. Станет ли этот документ опорой для строителей на пути к стабильности, – об этом наш разговор с директором РОР «Союз Строителей Удмуртии», Председателем Совета АСРО «Строитель», заслуженным строителем РФ Александром ХОДЫРЕВЫМ.
– Александр Григорьевич, Стратегия развития строительной отрасли, без преувеличения, стала событием года. За весь российский период у строителей впервые появилась единая комплексная доктрина, которую уже успели назвать одним из драйверов отечественной экономики. Как вы оцениваете принятую инициативу, исходя из вашего 50-летнего практического опыта работы?
– Первоначально давайте вспомним, что в себя включает строительный комплекс. В его составе – органы государственной и муниципальной власти, надзорные и экспертные органы, органы по сертификации, профессиональные объединения – добровольные и обязательные, специализированные научные организации (фундаментальной и прикладной науки). В него же входят профессиональное образование – техникумы, вузы, система подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Участники отрасли – застройщики, заказчики и технические заказчики, проектировщики и изыскатели, подрядчики, субподрядчики и пусконаладчики, промышленность строительных материалов со своей дилерской сетью, производители и поставщики строительных машин и механизмов, средств малой механизации для строительства, проектирования, изысканий. И, наконец, – система инвестиций, в том числе государственных.
Строительство – это огромный механизм, и комплексная стратегия ему столь же жизненно необходима, как и фундамент – любому зданию. Однако, на мой взгляд, этот документ не получился прочным и основательным, как ожидали строители, как того требует экономическая ситуация. И во многом пока он имеет скорее декларативное, чем практическое применение.
– Какие моменты в Стратегии могут стать препятствием в реализации её главной задачи – сбалансированного инфраструктурного развития территорий и раскрытия строительного потенциала регионов?
– Строительный комплекс не может существовать и эффективно развиваться без стабильного долгосрочного планирования. Либерально-рыночная неуправляемость доказала свою губительную сущность практически для всех секторов экономики. На мой взгляд, главный кризис в стране – это кризис управления, когда намерения выдаются за достижения.
У строителей должны быть понятные перспективные государственные задачи по конкретным направлениям и видам работ, объектам в разрезе отраслей и регионов, обязательно с гарантированными источниками финансирования. Иначе будет не на что ориентироваться, в какую сторону развиваться. Нельзя будет подвести итоги и снова не с кого спросить за невыполнение намеченных планов и работ.
Из таблицы в приложении к Стратегии настолько размытые показатели, что их исполнение невозможно проанализировать и проконтролировать. А те цифры, что прописаны в документе по многим направлениям, даже не перекрывают объемы выбытия основных фондов по ветхости. К примеру, инженерная инфраструктура, судя по Стратегии, ветшает до 3% в год, а обновляется сегодня на 1–2%. Износ коммунальной инфраструктуры в России составляет порядка 60–70%, и предусмотренные 5% не решают проблем аварийности, тем более, что не указан их источник финансирования.
Далее, в документе предусмотрен рост производительности труда на 1–1,5% в год, практически в пределах статистической погрешности. И это в сегодняшней атмосфере постоянных разговоров о цифровизации, которая должна совершить революцию во всех сферах экономики и вывести нас в светлое будущее.
Снова характерный пример в дорожном строительстве. Мы заявляем, что в ближайшие 5 лет введем 4 тыс. км федеральных скоростных дорог, т.е. 900 км в год. А вот Китай вводит за год четырехполосных скоростных дорог 26 тыс. км, не считая двухполосных, со сроком службы от 15 до 25 лет, используя только свою, отечественную технику. А производительность труда там примерно в пять раз выше, чем у нас.
И еще один важный штрих. В Стратегии нет сведений об объемах инвестиций в развитие строительного комплекса, его материально-технической базы по всем вышеперечисленным мной направлениям. Опять местный пример. В Удмуртии из общего объема инвестиций в основной капитал, если его брать за 100%, только 0,3–0,7% вкладывается в строительный комплекс. Из всех отраслей это самый низкий показатель. Думаю, что в целом по стране – схожая картина, и фактически это показатель системного падения строительной отрасли.
В строительстве накопилась масса проблем, сегодня их называют модным словом «вызовы», как некая неизбежная объективная реальность, в которой вроде никто не виноват. А, на мой взгляд, это всегда вполне рукотворная негативная ситуация, которая имеет конкретных авторов в виде людей во власти, бизнесе, это результат их решений и действий. В документе причины этих явлений не рассматриваются и не признаются, что создает почву для их дальнейшего тиражирования в условиях безответственности.
– Тогда какие звенья в строительном комплексе, на ваш взгляд, являются самыми слабыми? Что требует первоочередного решения?
– Главная проблема – сегодня никто не знает реальное положение дел в строительстве в соответствии с той структурой, которую я обозначил. Государство не владеет информацией о состоянии предприятий, их загрузке, финансово-экономической устойчивости, производительности труда, материально-технической базе, кадровом потенциале и т.п. Конечно, это не касается корпораций типа «Росатома», Министерства обороны, крупных нефтяных, газовых компаний, РЖД и так далее, где сохранена плановая система работы, так как есть стабильная схема финансирования, объемов капвложений на перспективу.
В Удмуртии не осталось ни одной большой проектной и подрядной организации. А в советское время, назову только самые крупные, у нас было два предприятия «Спецстроя России», где работало 18 тыс. человек с годовым объёмом строительно-монтажных работ (СМР) в размере 47,5 млрд руб. в сегодняшних ценах. Далее, ещё 4,3 тыс. работающих было в Чепецком управлении строительства, с объемом СМР 13,5 млрд руб., в объединении «Агропромстрой» 8 тыс. работников с объемом СМР 19 млн рублей. Только эти четыре подрядчика выполняли работ на 80 млрд руб. в сегодняшних ценах, но это всего примерно 1/3 часть от годовых объемов СМР по республике в то время. Для сравнения: за прошедший год в республике объем работ по виду деятельности «строительство» составил 68 млрд руб., что в разы ниже показателей 1980-х годов.
В проектном институте «Гражданпроект» трудилось 1200 специалистов, в институте «Прикампромпроект» около 700 человек. Сейчас их потенциал и численность сократились в разы.
Ещё 15 лет назад в отрасли было 32 тыс. работников. В настоящее время у нас зарегистрировано свыше 7200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся строительной деятельностью, численностью 17,5 тыс. человек. Кто сейчас может что-то сказать о потенциале этих строительных организаций, большинство из которых являются микропредприятиями? Вот поэтому мы и видим регулярные срывы сроков ввода объектов в эксплуатацию, снижение качества проектной документации, качество строительства и все другие отраслевые проблемы.
Сегодня у заказчиков огромная проблема по поиску надежных, дееспособных подрядчиков, особенно по строительству крупных и ответственных объектов: у нефтяников, газовиков, оборонной промышленности и др. Это ярко выраженный закономерный результат разрушения крупных базовых строительных и проектных организаций, в чем свою негативную лепту внес закон о контрактной системе №44-ФЗ.
– То есть, сначала мы анализируем фактическое положение дел, а уж потом начинаем строить планы на основе полученного массива информации?
– Естественно! Строительство – ведомая отрасль. Она востребована, если у государства, общества, конкретного гражданина есть запросы на строительство в разрезе видов объектов и в целом отраслей. Причём они должны быть чётко сформулированы и определены в виде физических параметров: объектов и их количества, мощности, сроков, стоимости строительства, источников финансирования на среднесрочный период трёх-пяти лет и на весь срок действия стратегии. Под них рассчитываются все виды ресурсов, в том числе возможности строительной отрасли. Алгоритм должен быть таким: анализ состояния строительной отрасли, всех вышеприведенных составляющих, её сегодняшние возможности (т.е. потенциал) и только затем следующая задача – наращивание производственных мощностей для достижения инвестиционной стратегии, если ее цели превышают существующие возможности строителей.
– В 2022 году отечественные предприятия различных отраслей экономики по-разному приспосабливались к новым обстоятельствам. Как этот период прошёл для Союза Строителей Удмуртии и АСРО «Строитель»?
– Если выделять наиболее важное, то, конечно, речь пойдёт о сокращении числа предприятий в составе АСРО «Строитель». В начале года у нас было 625 участников, по данным на начало декабря осталось 604. В текущей экономической ситуации организации прекращают строительную деятельность, и с учётом предварительного существенного сокращения адресной инвестиционной программы в строительство в следующем году, думаю, эта тенденция может усилиться.
Наряду с этим у нас достаточно положительных моментов. Из достижений строительной отрасли республики в целом хочется отметить значительный рост жилищного строитель ства. По итогам 10 месяцев текущего года в эксплуатацию введено более 1 млн кв. м жилья, рекордное количество за всю историю, хотя, конечно, большая часть (63%) – индивидуальными застройщиками.
В течение года мы наладили хорошее взаимодействие и взаимопонимание с Минстроем Удмуртской Республики. В ежемесячном формате обсуждаем ситуацию в стройкомплексе, держим руку «на пульсе» отрасли. Реализуем совместные проекты: планируем ряд совещаний по системе ценообразования, с отраслевыми образовательными учреждениями высшей и средней технической школы, у которых накопилось множество вопросов. Одно из предложений Союза Строителей и АСРО «Строитель» – проведение постоянного ежегодного семинара для заместителей по строительству городов и районов, главных архитекторов, служб заказчиков с целью повышения компетентности специалистов, улучшения качества проектной документации.
Мы своевременно решаем задачи саморегулирования. В АСРО «Строитель» осуществляется серьёзная работа по организации независимой оценки квалификации специалистов, включенных в национальный реестр специалистов НОСТРОЙ, совместно с Пермским центром оценки квалификации. В текущем году АСРО «Строитель» выдала первый заем в размере 16,4 млн руб. члену Ассоциации. В ноябре по решению Совета АСРО «Строитель» мы направили 300 тыс. руб. на поддержку мобилизованных граждан и их семей.
Предприятия саморегулируемой организации постоянно участвуют в строительных конкурсах, проводимых НОСТРОЙ, становясь их победителями и заявляя о себе на аналогичных мероприятиях федерального уровня. Наша Ассоциация поддерживает лучших студентов профессиональных учебных заведений за счёт именных стипендий.
Союз Строителей продолжает работу по подготовке второго тома книги об истории строительства Удмуртской Республики в 1917–1991 годах. Ее первый том, рассказывающий о строительстве в регионе до революции, был издан в 2019 году, и на сегодняшний день это уникальное, масштабное исследование той эпохи среди научно-популярных трудов.
Каким бы ни был 2023 год, очень многое зависит от нас с вами. При любом варианте развития ситуации мы должны сконцентрировать максимум усилий, возможностей для того, чтобы минимизировать негативное влияние ситуации, выстоять, сохранить положительную динамику основных производственных показателей.