Найти в Дзене
Строительная Орбита

Александр Ходырев: Стратегия в эпоху турбулентности

Эпоха перемен – всегда непростой период. Однако стройкомплексу – локомотиву качественных изменений и прогресса в мире – постоянно приходится работать в таких условиях. И 2022 год не исключение. Сначала – жёсткая турбулентность как результат последствий пандемии и санкций, потом новые вызовы экономики, времени. А в качестве определяющего штриха осени – принятие Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года. Станет ли этот документ опорой для строителей на пути к стабильности, – об этом наш разговор с директором РОР «Союз Строителей Удмуртии», Председателем Совета АСРО «Строитель», заслуженным строителем РФ Александром ХОДЫРЕВЫМ.

– Александр Григорьевич, Стратегия развития стро­ительной отрасли, без преувеличения, стала событием года. За весь российский период у строителей впервые появилась единая комплексная доктрина, которую уже успели назвать одним из драйверов отечественной эко­номики. Как вы оцениваете принятую инициативу, исходя из вашего 50-летнего практического опыта работы?

– Первоначально давайте вспомним, что в себя включает строительный комплекс. В его составе – органы государ­ственной и муниципальной власти, надзорные и эксперт­ные органы, органы по сертификации, профессиональные объединения – до­бровольные и обязательные, специ­ализированные научные организации (фундаментальной и прикладной науки). В него же входят профессиональное образование – техникумы, вузы, си­стема подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Участники отрасли – застройщики, заказчики и технические заказчики, проектировщики и изыскатели, под­рядчики, субподрядчики и пусконалад­чики, промышленность строительных материалов со своей дилерской сетью, производители и поставщики строи­тельных машин и механизмов, средств малой механизации для строительства, проектирования, изысканий. И, нако­нец, – система инвестиций, в том числе государственных.

Строительство – это огромный ме­ханизм, и комплексная стратегия ему столь же жизненно необходима, как и фундамент – любому зданию. Однако, на мой взгляд, этот документ не полу­чился прочным и основательным, как ожидали строители, как того требует экономическая ситуация. И во многом пока он имеет скорее декларативное, чем практическое применение.

– Какие моменты в Стратегии могут стать препятствием в реализации её главной задачи – сбалансированного инфраструктурного развития терри­торий и раскрытия строительного потенциала регионов?

– Строительный комплекс не может существовать и эффективно развивать­ся без стабильного долгосрочного планирования. Либерально-рыноч­ная неуправляемость доказала свою губительную сущность практически для всех секторов экономики. На мой взгляд, главный кризис в стране – это кризис управления, когда намерения выдаются за достижения.

У строителей должны быть понят­ные перспективные государственные задачи по конкретным направлениям и видам работ, объектам в разрезе отраслей и регионов, обязательно с гарантированными источниками финансирования. Иначе будет не на что ориентироваться, в какую сторону развиваться. Нельзя будет подвести итоги и снова не с кого спросить за невыполнение на­меченных планов и работ.

Из таблицы в приложении к Стратегии настолько раз­мытые показатели, что их исполнение невозможно про­анализировать и проконтролировать. А те цифры, что прописаны в документе по многим направлениям, да­же не перекрывают объемы выбытия основных фондов по ветхости. К примеру, инженерная инфраструктура, судя по Стратегии, ветшает до 3% в год, а обновляется сегодня на 1–2%. Износ коммунальной инфраструктуры в России составляет порядка 60–70%, и предусмотренные 5% не ре­шают проблем аварийности, тем более, что не указан их источник финансирования.

Далее, в документе предусмотрен рост производитель­ности труда на 1–1,5% в год, практически в пределах стати­стической погрешности. И это в сегодняшней атмосфере постоянных разговоров о цифровизации, которая должна совершить революцию во всех сферах экономики и вы­вести нас в светлое будущее.

Снова характерный пример в дорожном строительстве. Мы заявляем, что в ближайшие 5 лет введем 4 тыс. км федеральных скоростных дорог, т.е. 900 км в год. А вот Китай вводит за год четырехполосных скоростных дорог 26 тыс. км, не считая двухполосных, со сроком службы от 15 до 25 лет, используя только свою, отечественную технику. А производительность труда там примерно в пять раз выше, чем у нас.

И еще один важный штрих. В Стратегии нет сведений об объемах инвестиций в развитие строительного ком­плекса, его материально-технической базы по всем вы­шеперечисленным мной направлениям. Опять местный пример. В Удмуртии из общего объема инвестиций в ос­новной капитал, если его брать за 100%, только 0,3–0,7% вкладывается в строительный комплекс. Из всех отраслей это самый низкий показатель. Думаю, что в целом по стране – схожая картина, и фактически это показатель системного падения строительной отрасли.

В строительстве накопилась масса проблем, сегодня их называют модным словом «вызовы», как некая неизбежная объективная реальность, в которой вроде никто не виноват. А, на мой взгляд, это всегда вполне рукотворная негативная ситуация, которая имеет конкретных авторов в виде людей во власти, бизнесе, это результат их решений и действий. В документе причины этих явлений не рассматриваются и не признаются, что создает почву для их дальнейшего тиражирования в условиях безответственности.

– Тогда какие звенья в стро­ительном комплексе, на ваш взгляд, являются самыми сла­быми? Что требует первооче­редного решения?

– Главная проблема – сегодня ни­кто не знает реальное положение дел в строительстве в соответствии с той структурой, которую я обозначил. Государство не владеет информацией о состоянии предприятий, их загруз­ке, финансово-экономической устойчивости, производи­тельности труда, материально-технической базе, кадровом потенциале и т.п. Конечно, это не касается корпораций типа «Росатома», Министерства обороны, крупных нефтя­ных, газовых компаний, РЖД и так далее, где сохранена плановая система работы, так как есть стабильная схема финансирования, объемов капвложений на перспективу.

В Удмуртии не осталось ни одной большой проектной и подрядной организации. А в советское время, назову только самые крупные, у нас было два предприятия «Спецстроя России», где работало 18 тыс. человек с годовым объёмом строительно-монтажных работ (СМР) в размере 47,5 млрд руб. в сегодняшних ценах. Далее, ещё 4,3 тыс. работающих было в Чепецком управлении строительства, с объемом СМР 13,5 млрд руб., в объединении «Агропромстрой» 8 тыс. ра­ботников с объемом СМР 19 млн рублей. Только эти четыре подрядчика выполняли работ на 80 млрд руб. в сегодняшних ценах, но это всего примерно 1/3 часть от годовых объемов СМР по республике в то время. Для сравнения: за прошед­ший год в республике объем работ по виду деятельности «строительство» составил 68 млрд руб., что в разы ниже показателей 1980-х годов.

В проектном институте «Гражданпроект» трудилось 1200 специалистов, в институте «Прикампромпроект» около 700 человек. Сейчас их потенциал и численность сократились в разы.

Ещё 15 лет назад в отрасли было 32 тыс. работников. В настоящее вре­мя у нас зарегистрировано свыше 7200 юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, за­нимающихся строительной деятельностью, численностью 17,5 тыс. человек. Кто сейчас может что-то сказать о по­тенциале этих строительных организаций, большинство из которых являются микропредприятиями? Вот поэтому мы и видим регулярные срывы сроков ввода объектов в экс­плуатацию, снижение качества проектной документации, качество строительства и все другие отраслевые проблемы.

Сегодня у заказчиков огромная проблема по поиску надежных, дееспособных подрядчиков, особенно по строи­тельству крупных и ответственных объектов: у нефтяников, газовиков, оборонной промышленности и др. Это ярко выраженный закономерный результат разрушения круп­ных базовых строительных и проектных организаций, в чем свою негативную лепту внес закон о контрактной системе №44-ФЗ.

– То есть, сначала мы анализируем фактическое положение дел, а уж потом начинаем строить планы на основе полученного массива информации?

– Естественно! Строительство – ведомая отрасль. Она востребована, если у государства, общества, конкретного гражданина есть запросы на строительство в разрезе видов объектов и в целом отраслей. Причём они должны быть чётко сформулированы и определены в виде физических параметров: объектов и их количества, мощности, сроков, стоимости строительства, источников финансирования на среднесрочный период трёх-пяти лет и на весь срок действия стратегии. Под них рассчитываются все виды ре­сурсов, в том числе возможности строительной отрасли. Алгоритм должен быть таким: анализ состояния строи­тельной отрасли, всех вышеприведенных составляющих, её сегодняшние возможности (т.е. потенциал) и только затем следующая задача – наращивание производственных мощ­ностей для достижения инвестиционной стратегии, если ее цели превышают существующие возможности строителей.

– В 2022 году отечественные предприятия различных отраслей экономики по-разному приспосабливались к новым обстоятельствам. Как этот период прошёл для Союза Строителей Удмуртии и АСРО «Строитель»?

– Если выделять наиболее важное, то, конечно, речь пойдёт о сокращении числа предприятий в составе АСРО «Строитель». В начале года у нас было 625 участников, по дан­ным на начало декабря осталось 604. В текущей экономи­ческой ситуации организации прекращают строительную деятельность, и с учётом предварительного существен­ного сокращения адресной инвестиционной программы в строительство в следующем году, думаю, эта тенденция может усилиться.

Наряду с этим у нас достаточно положительных моментов. Из достижений строительной отрасли республики в целом хочется отметить значительный рост жилищного строитель­ ства. По итогам 10 месяцев текущего года в эксплуатацию введено более 1 млн кв. м жилья, рекордное количество за всю историю, хотя, конечно, большая часть (63%) – ин­дивидуальными застройщиками.

В течение года мы наладили хорошее взаимодействие и взаимопонимание с Минстроем Удмуртской Республики. В ежемесячном формате обсуждаем ситуацию в строй­комплексе, держим руку «на пульсе» отрасли. Реализуем совместные проекты: планируем ряд совещаний по системе ценообразования, с отраслевыми образовательными уч­реждениями высшей и средней технической школы, у кото­рых накопилось множество вопросов. Одно из предложе­ний Союза Строителей и АСРО «Строитель» – проведение постоянного ежегодного семинара для заместителей по строительству городов и районов, главных архитекторов, служб заказчиков с целью повышения компетентности спе­циалистов, улучшения качества проектной документации.

Мы своевременно решаем задачи саморегулирования. В АСРО «Строитель» осуществляется серьёзная работа по организации независимой оценки квалификации специ­алистов, включенных в национальный реестр специали­стов НОСТРОЙ, совместно с Пермским центром оценки квалификации. В текущем году АСРО «Строитель» выдала первый заем в размере 16,4 млн руб. члену Ассоциации. В ноябре по решению Совета АСРО «Строитель» мы на­правили 300 тыс. руб. на поддержку мобилизованных граждан и их семей.

Предприятия саморегулируемой организации посто­янно участвуют в строительных конкурсах, проводимых НОСТРОЙ, становясь их победителями и заявляя о себе на аналогичных мероприятиях федерального уровня. Наша Ассоциация поддерживает лучших студентов профессио­нальных учебных заведений за счёт именных стипендий.

Союз Строителей продолжает работу по подготовке второго тома книги об истории строительства Удмуртской Республики в 1917–1991 годах. Ее первый том, рассказы­вающий о строительстве в регионе до революции, был издан в 2019 году, и на сегодняшний день это уникальное, масштабное исследование той эпохи среди научно-по­пулярных трудов.

Каким бы ни был 2023 год, очень многое зависит от нас с вами. При любом варианте развития ситуации мы должны сконцентрировать максимум усилий, возможностей для того, чтобы минимизировать негативное влияние ситуации, выстоять, сохранить положительную динамику основных производственных показателей.