Для любой ёмкости главной характеристикой является помещающийся в неё объём жидкости. В этом уроке мы разберёмся как можно измерить этот объём в САПР, не прибегая к натурным испытаниям и ручным вычислениям.
Берем бутылку из прошлого урока. Так как мы уже создали из неё твёрдое тело, то применим в этом уроке методы твердотельного моделирования.
Создаём эскиз на плоскости ZY. Строим прямоугольник, как на рисунке. Привязываем середину его нижнего отрезка с началом координат. Размеры выбраны так, чтобы высота была чуть ниже горлышка, а ширина гарантировано превышала ширину бутылки.
Запускаем команду Элемент выдавливания. Ставим результат «Новое тело» — это очень важно, иначе ничего дальше не построится. Включаем переключатель Симметрично. Устанавливаем расстояние 80 мм. Важно, чтобы толщина элемента выдавливания гарантировано превышала толщину бутылки.
Запускаем команду «Булева операция».
Устанавливаем результат Вычитание. Базовым объектом указываем Элемент выдавливания, а в качестве модифицирующего объекта — бутылку. Активируем опцию «Сохранить копии модифицирующих объектов». Создаём объект.
Если не ставить опцию, бутылка исчезнет из модели.
Выключаем переключатель «Оставить всё». Удаляем наружную часть элемента выдавливания. Если не понимаете что удалять — выделенная часть становится зелёной, выделите внутреннюю часть объёма, а потом удалите другую часть. Создаём объект.
Для проверки результата булевой операции создадим сечение плоскостью ZY (сечение мы делали в этом уроке).
Настроим свойства тела бутылки, как было показано в уроке про цвет поверхности. Настраиваем материал, цвет и прозрачность.
Не забудьте включить реалистичную прозрачность в настройках (меню Настройка — Параметры — Система — Редактор моделей — Управление изображением), если она у вас отключена.
Настроим теперь свойство тела, моделирующего жидкость. Аналогично заходим в свойства тела. Вводим наименование. Теперь выберем материал из справочника. Нажимаем кнопку «Выбрать материал из справочника».
В открывшемся меню выбираем «Выбрать материал».
В открывшемся окне «Выбор объекта» жмём кнопку «Добавить объект из справочника».
Раскрываем список Материалы — Материалы разные — Химические материалы проматываем список и находим «Вода дистиллированная ГОСТ 6709-72». Жмём кнопку «Выбрать».
Настраиваем стиль штриховки и цвет. Узнаем объём жидкости — для этого нажимаем кнопку Пересчитать МЦХ.
В окне информация видим результат, который соответствует 376 мл. Это больше чем у оригинальной бутылки — там было 300 мл, значит мы не занизили объём.
Жидкость теперь видно в бутылке. Объём можно уменьшить уровнем залива жидкости (высотой элемента выдавливания), не меняя форму бутылки.
Попробуйте самостоятельно изменить цвет бутылки и жидкости, а также получите другой объём жидкости.
Моделирование пульта