Найти тему
НФО России

НФОР выступит с программой из сочинений Вагнера и Штрауса

7 февраля в Концертном зале им. Чайковского Национальный филармонический оркестр России выступит с программой из сочинений Р. Вагнера и Р. Штрауса. За дирижерским пультом - Димитрис Ботинис (Россия - Греция).

Первое исполнение оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстензингеры» состоялось в июле 1868 года. Однако с момента первоначального замысла сочинения до его завершения и постановки прошли целых 22 года: первые наброски сюжета будущей оперы датируются 1845 г. Известно, что первоначально Вагнер задумывал небольшую одноактную комическую оперу. Но, прерываясь на другие произведения и вдохновляясь в течение двадцати лет концепцией масштабности музыкальных полотен, композитор отошел от первоначального плана, создав развернутую оперу в трех действиях, продолжительностью более четырех часов, в самой полной мере воплотив в ней излюбленный принцип развитой системы лейтмотивов. 

В программе предстоящего концерта для слушателей прозвучит Увертюра из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», в музыке которой вы можете услышать тему мейстерзингеров (первая тема увертюры), тему томления, любовного признания, братства и другие леймотивы, которые составили музыкальную карту этой замечательной оперы.

Цикл Р. Штрауса «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром нередко называют духовным завещанием композитора, ведь, созданное в 1948 году и ставшее последним опусом Штрауса, центром своего замысла сочинение несет идею заката человеческой жизни.

Четыре вокальных миниатюры, три из которых («Весна», «Сентябрь», «Когда засыпаешь») написаны под впечатлением от поэзии Германа Гессе, а заключительная песня - «На закате» - на стихи Йозефа фон Айхендорфа, были объединены в единый цикл уже после смерти композитора его другом, издателем Эрнстом Ротом, по инициативе которого произведение также получило свое общее название, столь бесспорно отражающее идею глубоких размышлений художника о большом пути, приходящему к своему завершению. Знаковый биографичный характер носит и оркестровка сочинения: основная роль здесь отведена вокальной партии сопрано и солирующей валторне, что имеет определенный символический смысл: супруга Штрауса была сопрано, а отец играл на валторне.

В программе предстоящего концерта партия сопрано прозвучит в исполнении солистки Большого театра России Анны Аглатовой.

«Тристан и Изольда» Р. Вагнера - одна из наиболее выдающихся опер легендарного немецкого композитора, первая в истории оперного репертуара музыкальная драма, где оркестр занял главенствующую роль в раскрытии психологических и драматических сюжетных линий посредством системы лейтмотивов. Все здесь сосредоточено на переживаниях двух главных героев, на всепоглощающей страсти, которая вынуждает забыть о внешнем мире.

Называя «Тристана» - «памятником глубочайшей неразделенной любви», Вагнер отдает дань одному из самых романтичных и волнительных периодов собственной жизни, который и послужил отправной точкой для замысла оперы - годы страстной влюбленности композитора в супругу своего покровителя и друга Отто Везендонка - Матильду, которая, невзирая на ответную страсть, предпочла остаться преданной семье и мужу.

В исполнении оркестра прозвучит Вступление к опере «Тристан и Изольда», с первых тактов которого вы можете услышать две основных лейттемы оперы, словно в любовной неге сплетающиеся друг с другом: «тристановский» и «изольдовский» мотивы.

Комическая опера Рихарда Штрауса «Кавалер Розы», увидевшая свет в 1911 году, - произведение, прочно закрепившее за собой позиции одного из самых востребованных опусов в репертуаре ведущих оперных театров всех континентов. Наравне с «Мейстерзингерами» Вагнера она считается лучшей комической оперой, появившейся в Германии со времен сочинений Моцарта, отчасти став неординарным продолжением традиций венского классика в эпоху наступающего авангарда. 

Тем не менее, из уст в уста по сей день передается забавная легенда, появившаяся, вероятно, в связи с незаурядным для исполнителей и слушателей того времени масштабом сочинения: когда, через несколько лет после премьеры, Рихард Штраус сам дирижировал постановкой оперы, в финальном акте он наклонился первому скрипачу и прошептал: «Как это ужасно длинно, не правда ли?» - «Но, маэстро, — возразил концертмейстер, — вы же сами так написали». «Я знаю, — с грустью сказал Штраус, — но я никогда не предполагал, что сам должен буду дирижировать этим».

И все же музыка «Кавалера Розы», с ее отсылкой к моцартовской эпохе, неизменно очаровывает слушателей своими вокальными ансамблями, изысканными речитативами и прозрачной оркестровой фактурой. 

Еще одна особенность сочинения - опера буквально пронизана мелодиями вальса. Неспроста за ней закрепилось название «Опера вальсов». И вновь в этом можно явственно проследить влияние венской классической культуры, а также большую симпатию автора к творчеству композитора-однофамильца Иоганна Штрауса.

Сюита из оперы «Кавалер розы» прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра России в завершение концерта.

Билеты доступны на официальном сайте Московской филармонии по ссылке:

https://meloman.ru/concert/czch-2023-02-07/