В lV-lll тыс. до н.э. появляется один из главных древнейших очагов человеческой цивилизации. Находился он на территории Двуречья- долине рек Тигр и Евфрат.
В отличии от Древнего Египта, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран. А называют культуру Двуречья - шумеро-аккадской. Считается, что шумеры- родоначальники всей вавилонской культуры. В числе их достижений: первые поэмы - о «Золотом веке»; написаны первые элегии, составлен первый в мире библиотечный каталог и первые в мире медицинские книги- сборники рецептов.
Первая письменность.
Шумеры использовали клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных чёрточек, они выдавливались на сырой глине. Эти глиняные таблички являются первыми памятниками литературы. Почти все сохранившиеся таблички удалость прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.
Первая в мире поэтесса.
На шумерских табличках, относящихся к 2800г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы - Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Она введена в ранг верховных жрицы, написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.
Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на литературу в целом оказали легенда о Всемирном потопе. Где известного Ноя зовут Зиусудрой.
Все это сохранилось благодаря царю Ашшурбанипала (Vll в. до н.э.). Он известен как собиратель древних письменных памятников. Более 2 тыс. лет отделяла царя от культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял.
Двуречьем называют древнюю Месопотамию.
Развитие месопотамской культуры проходило несколькими этапами. С середины lV до середины lll тыс. до н.э. вырабатываются постепенно образы божеств в антропоморфной форме, их символы, четко зафиксированные на штампах и цилиндрических печатях. В монументальном искусстве центральнее место занимает тема Божественного царя, создаются статуи вполне конкретных правителей, композиции, где царь показан героем.
С середины lll тыс. до н.э. центральное место занимают две темы- царская и религиозная. При этом получает развитие канон, базирующийся на четкой идеологической основе. Очень долго сохранялась знаковая изобразительная система.
Следующим значимом местом развития культуры является Египет. Раннее возникновение сильной государственной власти фараонов, папирусы и Царство Мертвых. Обо всем этом в следующей статье🔜