🫂 Продолжаем разговор про привязанности. Сегодня о стилях привязанности.
Нарушение привязанности часто возникает, когда опыт уязвимости перед близким человеком обесценивался, игнорировался, высмеивался или наказывался.
Это учит быть осторожным, искать подвох в хорошем отношении, а ещё избегать его. Проще, когда к тебе просто относятся плохо, чем быть в неопределенности. И проще, привычнее, в каком-то смысле безопаснее строить отношения, где этот сценарий повторяется. И это нормально, когда это единственный известный способ сближения и построения отношений. История из книги Юрия Мамлеева «Мир и хохот» хорошо иллюстрирует механизм нарушения привязанности. Герой книги избил ребёнка от горя утраты родного брата, а потом стал извиняться и предложил поцеловать его, чего ребёнок испугался ещё больше и сказал «лучше бейте, но не целуйте». После боли проявления здоровой любви могут пугать ещё больше.
Какие стили привязанности существуют:
🚸 Безопасная. Ребенок плачет, но знает, что взрослый позаботится о нем.
Реакция родителя: Взрослый ведет себя последовательно, настроен на решение потребностей ребенка.
Убеждение ребенка: "Я достоин внимания, мои эмоции важны"
🚸 Избегающая. Ребенок учится не плакать, он знает, что его потребность не будет удовлетворена.
Реакция родителя: Взрослый не реагирует на потребности ребенка и не настроен на ребенка.
Убеждение ребенка: "Я буду выживать один сам по себе,я не получаю то, что мне нужно"
🚸 Амбивалентная. Ребенок плачет изо всех сил и не успокаивается, чтобы завладеть вниманием взрослых.
Реакция родителя: Взрослый не последователен, иногда он реагирует, а иногда игнорирует нужды ребенка.
Убеждение ребенка: "Я стараюсь привлечь внимание взрослого. А когда я привлеку его, то боюсь потерять"
🚸 Дезорганизованная. Ребенок не знает что делать, чтобы о его нуждах позаботились.
Реакция родителя: Взрослый страшный, пугает или причиняет боль, его забота причиняет токсичный стресс.
Убеждение ребенка: "Мои родители пугают меня, они не предсказуемы. Я не могу регулировать свои эмоции и поведение"