Воспитать сироту или ребенка из неблагополучной семьи в монастыре — хорошая идея? Могут ли монахи и монахини не только приобщить к вере, но и подготовить к самостоятельной жизни? Споры об этом идут уже более тридцати лет — столько же, сколько существуют монастырские приюты, школы-интернаты и детские дома. Мнением, основанным на многолетнем опыте попечения о детях в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы, поделилась ее настоятельница игумения Елисавета (Позднякова) в докладе на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях.
Виды помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, при монастырях
В настоящее время значительная часть церковных учреждений, занимающихся поддержкой детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, действует в монастырях (преимущественно женских) или при них. Это православные детские дома, приюты, школы-пансионы, приемные семьи.
Все монастыри, занимающиеся помощью детям, стремятся воспитать их в вере и благочестии и дать необходимое образование. В монастырской практике встречается достаточно положительных примеров воспитания детей. По выходе из детского учреждения бывшие воспитанники создают свои семьи: женятся или выходят замуж — или же по своему желанию остаются в монастыре в качестве насельников или насельниц.
Практикуются различные формы пребывания детей в обителях. В большинстве монастырей дети проживают в отдельном здании, но воспитывают их сестры, в некоторых случаях воспитанники живут непосредственно в самом монастыре вместе с сестрами и участвуют в общей жизни. В некоторых монастырях детские дома не имеют отдельного юридического лица, а дети находятся под опекой или же усыновлены игуменией или насельницами обители.
Воспитанники большинства монастырей посещают общеобразовательную школу (иногда также устроенную при монастыре); в некоторых монастырях предусмотрено домашнее обучение или экстернат. При отдельных обителях созданы школы-пансионы, в которых проживают и воспитываются в том числе дети из благополучных семей, находящиеся там по желанию родителей.
Известны замечательные примеры организации пребывания воспитанников в монастырях, когда приюты занимают здания, расположенные вне монастырской территории, и под управлением обители деятельность осуществляется приглашенными специалистами из числа мирян.
Важность сохранения семьи
В современном обществе бытует мнение, что именно монахини, посвятившие свою жизнь Богу, лучше всего могут воспитать ребенка в вере, привить ему любовь к Церкви, к богослужению, научить его соблюдать посты и жить по церковным традициям.
Мы знаем, что и до революции многие девочки воспитывались в институтах благородных девиц, мальчики в кадетских корпусах и в других закрытых школах, но в то время семьи сами по себе были крепче, и нравственность общества была совсем на другом уровне. Очевидно, что и тогда воспитание в казенной обстановке вне семьи далеко не всегда имело положительное влияние на становление личности воспитанников (одним из примеров этого служат декабристы, многие из которых были воспитанниками учебных заведений закрытого типа). Из воспоминаний многочисленных выпускников подобных заведений известно, что период обучения часто был хотя и довольно веселым временем, однако это было время отрыва от семьи, что для многих являлось серьезной детской травмой, время сложных отношений между воспитанниками, время свойственного подросткам поиска авторитетов в отрыве от традиционного семейного уклада.
Воспитание детей — главная, приоритетная задача общества. Очень важно воспитывать детей именно в тех ценностях, традиции и духовности, которые мы считаем истинными. Заслуживает уважения и похвалы то, что, наблюдая обстановку в неблагополучных семьях и видя, что происходит там с детьми, настоятели и насельники монастырей считают своим долгом помочь ребенку и дать ему то, что монастырь может предложить. Это говорит об их неравнодушии и сердечном участии.
Однако необходимо понимать, что воспитание детей — это глубокая и разносторонняя задача. С одной стороны, когда мы видим разлад в семье, аморальное поведение родителей или сознаем, что ребенку вредно или небезопасно находиться дома, первый порыв — забрать ребенка как можно дальше, чтобы пример родителей не повлиял на дальнейшую его жизнь. Но важно помнить, что это только порыв, мы ни в коем случае не должны забывать, что для любого ребенка важна его семья, его кровные родители, которые лучше всех чувствуют и понимают его. Поэтому главной задачей учреждений, осуществляющих помощь детям, оставшимся без попечения родителей, является оздоровление кровной семьи — чтобы семья могла воспитывать своего ребенка.
Силы организаций должны быть направлены на помощь кризисным семьям еще до того, как возникла ситуация, угрожающая благополучию ребенка. Только в том случае, если эти усилия не приводят к желаемому результату и родители объективно не могут исполнять свои обязанности, то для ребенка нужно найти другую семью, в которой он смог бы получить внимание, заботу и положительный опыт жизни в семье. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы в будущем ребенок смог сам создать семью, опираясь на полученный опыт семейной жизни. Особенно это важно в наше время, когда сам институт семьи находится в глубоком кризисе.
С какими сложностями сталкивается ребенок, растущий в детском учреждении
Что видит ребенок, воспитывающийся даже в самом хорошем православном детском доме? В первую очередь он видит взрослых — хороших, душевных людей, которые его любят, но в жизни которых он не главный. Заканчивается смена, у воспитателя начинается другая жизнь, а вместо него приходит другой. Любимый воспитатель может уволиться и навсегда уйти из жизни ребенка. В его жизни нет постоянных взрослых, которые бы любили и которых он надежно мог бы любить. Люди, которые говорили, что любят его, могут уволиться из-за того, что поменяли место жительства или нашли более оплачиваемую работу.
В детском доме дети — это объект заботы и внимания, но одновременно и объект гордости: детей показывают благотворителям, они часто выступают перед гостями, что не может им не вредить.
Читать полностью: https://www.miloserdie.ru/article/igumeniya-elisaveta-pozdnyakova-o-pomoshhi-detyam-okazavshimsya-v-slozhnoj-zhiznennoj-situaczii-pri-monastyryah/
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
СЧАСТЬЕ ВЕЛИЧИНОЙ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ:
О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ
В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Счастье величиной в целую жизнь: о семье и семейных ценностях».
По словам Президента России В. В. Путина, «семейные ценности — это важнейшая нравственная опора и залог успешного развития и в настоящем, и в будущем». Сегодня искажаются базовые понятия и поэтому вопрос о необходимости сохранять и защищать традиционные семейные и нравственные ценности стоит очень остро. Подлинное понятие брака, союза мужчины и женщины, пытаются подменить бесформенным многообразием форм якобы «семейной» жизни. Между тем «если разрушить семью... то и сама любовь исчезнет».
«Мы должны быть сильными, способными сопротивляться злу, будь то зло внутреннее или внешнее, и такая сила приходит к нам всегда, когда мы живем в Боге и себя подчиняем Его Божественной воле», — говорит Святейший Патриарх Кирилл.
Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi-kirill-schaste-velichinoy-v-celuyu-zhizn-o-seme-i-semeynyh-cennostyah