История сохранила имя Александра Михайловича Опекушина прежде всего как автора первого памятника А.С. Пушкину в Москве. «Чему только учат в академии художеств, когда на пушкинских конкурсах всех академиков заткнул какой-то крестьянин Опекушин, совсем не учившийся в академии?» - примерно так было написано в газете «Голос» после победы Опекушина в конкурсе по сооружению памятника поэту.
В Академию художеств Опекушин и впрямь не поступал и её не заканчивал. НО! Он был там вольноприходящим учеником скульптурного класса академика Д.И. Йенсена. А перед этим обучался у того же Йенсена в Рисовальной школе Общества поощрения художников, которая была открыта на Стрелке Васильевского острова в 1839 году при поддержке Николая I "с целью способствовать развитию вкуса и художественных способностей среди масс". Заведение было общедоступное, но платное: за год обучения взималось 3 рубля. В этой рисовальной школе Опекушин проявил такое усердие, что закончил её за два года вместо положенных трёх.
Однако начнём с самого начала. 28 (16 по ст.ст.) ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина Михаила Опекушина родился мальчик Саша. Даниловский уезд Ярославской губернии, где находилась деревня Свечкино, в которой жили Опекушины, не мог похвастаться плодородными землями и богатыми урожаями. Чтобы прокормить семьи, многие крестьяне уезжали в большие города на заработки – в отход. В деревнях и селах Даниловского уезда наряду со строительным и штукатурным был развит и лепной промысел. Умением и талантом наших земляков-лепщиков украшены такие сооружения, как Исаакиевский собор, Зимний дворец, Большой театр, храм Христа Спасителя и многие другие общественные здания и частные особняки.
Лепщиком-отходником был и Сашин отец, Михаил Евдокимович, дослужившийся до должности модельщика на бронзолитейном заводе Кохуна в Санкт-Петербурге. По сложившейся в крестьянских семьях традиции в возрасте двенадцати лет Саша был отправлен в помощь и обучение к отцу.
Там-то, на заводе Кохуна на него обратил внимание датский скульптор Давид Йенсен, имевший собственную мастерскую по изготовлению лепных украшений, и уговорил отца отдать способного мальчика в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где сам преподавал, а чуть позже взял его в свою мастерскую, которая послужила стартовой площадкой, определившей всю дальнейшую судьбу Александра Опекушина. Возможно, Йенсен принял финансовое участие в высвобождении Александра Опекушина из крепостной зависимости – всего за десять месяцев до выхода Манифеста об отмене крепостного права.
За свою долгую жизнь (а прожил он почти 85 лет) А.М. Опекушин создал множество скульптурных произведений: мраморные и бронзовые бюсты современников и античных персонажей, декоративное убранство фасадов и интерьеров особняков в обеих столицах, и, конечно же, памятники выдающимся деятелям. Считается, что первым крупным монументом, к которому причастен скульптор, был грандиозный памятник тысячелетию России в Великом Новгороде (открыт в 1862 году, автор проекта – Михаил Микешин). Якобы Опекушин вылепил горельеф Петра I для нижнего яруса. Но никакого документального подтверждения этому нет. Позже поговорим об этом подробнее, а пока предположим, что и впрямь – лепил.
4 ноября 1872 года за небольшую статую Петра I и бюст цесаревича Николая (старшего сына императора Александра II) А.М. Опекушин был удостоен звания академика скульптуры. Получается, что академиком он стал в 33 года – красивый возраст!
Для памятника адмиралу А.С. Грейгу в городе Николаеве (открыт 21 мая 1873 года, автор проекта – Михаил Микешин) Опекушин вылепил огромную (больше четырёх метров) фигуру адмирала. Затем – по частям – статуя отливалась на бронзолитейной фабрике Кохуна и в разобранном виде, в ящиках, была отправлена в Николаев к месту установки.
В том же 1873 году, в Екатеринин день, 24 ноября, возле Александринского театра в Санкт-Петербурге был торжественно открыт монумент Екатерине II (автор проекта – Михаил Микешин), для которого Опекушин выполнил девять бронзовых «колоссальных» фигур сподвижников императрицы. Создание статуи Екатерины было поручено другому помощнику Микешина – скульптору Матвею Чижову.
На сегодня всё - устала)). Продолжение следует...