Найти тему

«Какой-то крестьянин Опекушин» и его памятники

История сохранила имя Александра Михайловича Опекушина прежде всего как автора первого памятника А.С. Пушкину в Москве. «Чему только учат в академии художеств, когда на пушкинских конкурсах всех академиков заткнул какой-то крестьянин Опекушин, совсем не учившийся в академии?» - примерно так было написано в газете «Голос» после победы Опекушина в конкурсе по сооружению памятника поэту.

Скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) и его самое известное творение - памятник А.С. Пушкину в Москве (открыт 18 (6) июня 1880)
Скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) и его самое известное творение - памятник А.С. Пушкину в Москве (открыт 18 (6) июня 1880)

В Академию художеств Опекушин и впрямь не поступал и её не заканчивал. НО! Он был там вольноприходящим учеником скульптурного класса академика Д.И. Йенсена. А перед этим обучался у того же Йенсена в Рисовальной школе Общества поощрения художников, которая была открыта на Стрелке Васильевского острова в 1839 году при поддержке Николая I "с целью способствовать развитию вкуса и художественных способностей среди масс". Заведение было общедоступное, но платное: за год обучения взималось 3 рубля. В этой рисовальной школе Опекушин проявил такое усердие, что закончил её за два года вместо положенных трёх.

Однако начнём с самого начала. 28 (16 по ст.ст.) ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина Михаила Опекушина родился мальчик Саша. Даниловский уезд Ярославской губернии, где находилась деревня Свечкино, в которой жили Опекушины, не мог похвастаться плодородными землями и богатыми урожаями. Чтобы прокормить семьи, многие крестьяне уезжали в большие города на заработки – в отход. В деревнях и селах Даниловского уезда наряду со строительным и штукатурным был развит и лепной промысел. Умением и талантом наших земляков-лепщиков украшены такие сооружения, как Исаакиевский собор, Зимний дворец, Большой театр, храм Христа Спасителя и многие другие общественные здания и частные особняки.

Лепщиком-отходником был и Сашин отец, Михаил Евдокимович, дослужившийся до должности модельщика на бронзолитейном заводе Кохуна в Санкт-Петербурге. По сложившейся в крестьянских семьях традиции в возрасте двенадцати лет Саша был отправлен в помощь и обучение к отцу.

Бронзовый бюст Михаила Евдокимовича Опекушина работы его сына А.М. Опекушина. Из собрания Ярославского художественного музея
Бронзовый бюст Михаила Евдокимовича Опекушина работы его сына А.М. Опекушина. Из собрания Ярославского художественного музея

Там-то, на заводе Кохуна на него обратил внимание датский скульптор Давид Йенсен, имевший собственную мастерскую по изготовлению лепных украшений, и уговорил отца отдать способного мальчика в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где сам преподавал, а чуть позже взял его в свою мастерскую, которая послужила стартовой площадкой, определившей всю дальнейшую судьбу Александра Опекушина. Возможно, Йенсен принял финансовое участие в высвобождении Александра Опекушина из крепостной зависимости – всего за десять месяцев до выхода Манифеста об отмене крепостного права.

Давид Иванович Йенсен (1816-1902). Датский скульптор, с 1841 года живший и работавший в Санкт-Петербурге. Академик и профессор Императорской Академии художеств
Давид Иванович Йенсен (1816-1902). Датский скульптор, с 1841 года живший и работавший в Санкт-Петербурге. Академик и профессор Императорской Академии художеств

За свою долгую жизнь (а прожил он почти 85 лет) А.М. Опекушин создал множество скульптурных произведений: мраморные и бронзовые бюсты современников и античных персонажей, декоративное убранство фасадов и интерьеров особняков в обеих столицах, и, конечно же, памятники выдающимся деятелям. Считается, что первым крупным монументом, к которому причастен скульптор, был грандиозный памятник тысячелетию России в Великом Новгороде (открыт в 1862 году, автор проекта – Михаил Микешин). Якобы Опекушин вылепил горельеф Петра I для нижнего яруса. Но никакого документального подтверждения этому нет. Позже поговорим об этом подробнее, а пока предположим, что и впрямь – лепил.

4 ноября 1872 года за небольшую статую Петра I и бюст цесаревича Николая (старшего сына императора Александра II) А.М. Опекушин был удостоен звания академика скульптуры. Получается, что академиком он стал в 33 года – красивый возраст!

Для памятника адмиралу А.С. Грейгу в городе Николаеве (открыт 21 мая 1873 года, автор проекта – Михаил Микешин) Опекушин вылепил огромную (больше четырёх метров) фигуру адмирала. Затем – по частям – статуя отливалась на бронзолитейной фабрике Кохуна и в разобранном виде, в ящиках, была отправлена в Николаев к месту установки.

Так выглядел памятник адмиралу А.С. Грейгу до октябрьской революции. При новой власти был снесён - как и многие опекушинские памятники.
Так выглядел памятник адмиралу А.С. Грейгу до октябрьской революции. При новой власти был снесён - как и многие опекушинские памятники.

В том же 1873 году, в Екатеринин день, 24 ноября, возле Александринского театра в Санкт-Петербурге был торжественно открыт монумент Екатерине II (автор проекта – Михаил Микешин), для которого Опекушин выполнил девять бронзовых «колоссальных» фигур сподвижников императрицы. Создание статуи Екатерины было поручено другому помощнику Микешина – скульптору Матвею Чижову.

На сегодня всё - устала)). Продолжение следует...