Кое-что о Великом переселении народов
В период IV–VI столетий одним из значительных событий всей мировой истории было Великое переселение народов, которое привело к постоянным военным набегам варварских племен на территорию Западной и Восточной Римской империй. Ну а если заглянуть немного назад, то римское завоевание Галлии, завершенное еще Юлием Цезарем в I веке до н. э., закрепило реку Рейн как границу римского мира и эта река стала неким политическим барьером между «цивилизацией» и «варварскими» германцами, которые жили за ее пределами. И на протяжении столетий римские легионы на границе Рейна успешно сдерживали германцев, пока постепенный упадок римской власти не позволил некоторым германским народам прорвать лимес (Limes imperii Romani) и совершить вторжения на римские земли.
Но к моменту заката Римской империи, аристократия, которая задумывалась лишь о том, каким красивым камнем облицевать свои термы, уже не считала оборону границ своей необъятной Империи первой необходимостью и к концу V века н.э. разделенная Империя на западе уже умирала. Кроме экономического и политического упадка, империя со всех сторон подвергалась вторжениям со стороны варваров, а в 410 году н.э. Рим даже подвергся трехдневной осаде готского «короля» Алариха I (370-410). Ну и, наконец, в 476 году н.э., со свержением молодого императора Ромула Августула варваром Одоакром (433-493), Западная Римская империя окончательно пала, а с ее падением многие варварские племенные вожди отвоевали себе куски старой империи. В результате всех этих событий часть германских племен переселились на новые земли, захватив их у слабеющего Рима.
На заметку. Франки не были единым народом, а представляли собой свободную конфедерацию племен, каждое из которых имело свою собственную идентичность и живших вдоль нижнего Рейна. Существует несколько различных легенд о происхождении франков. Так, например, историк VI века Григорий Турский, правда осторожно, утверждает что они произошли из Паннонии и мигрировали под руководством вождя по имени Францио в Рейнскую область. А вот «Хроника Фредегара» сообщает еще более фантастический рассказ, связывающий происхождение франков с Троянской войной. Согласно этому повествованию, царь Приам привел 12 000 троянских беженцев в Паннонию. Связь с Троей, вероятней всего, была попыткой франков присвоить себе родословную на равных основаниях с римлянами, которые также заявляли о своем происхождении от троянцев. Хотя все эти две истории происхождения франков, безусловно, фантастичны, некоторые современные ученые, такие как, например, британский историк Ян Вуд, утверждают, что нет оснований полагать, что франки вообще участвовали в Великом переселении народов и что они произошли из Рейнской области. Шли столетия и эти франкские племена, бывшие когда-то врагами Рима, уже обосновались на римской земле, усилили римские легионы своими собственными войсками и защищали границы Империи от варварских вторжений. Так, например, в 451 году франки сражались на стороне римлян против гуннов в битве на Каталаунских полях.
И эти племена, вторгнувшиеся в пределы слабеющей Империи, основывали на новых землях свои государства, одним из которых было франкское, основателем которого считается Хлодвиг - герой этой статьи.
Хлодвиг
Он - вождь франков, одного из германских племен, которое в будущем дало название одному государству - Франции и основатель династии предшественников французских королей - династию Меровингов, которые вошли в историю, как «ленивые короли» и «длинноволосые короли». Он правил в те времена, когда Франции еще не было на карте и он первым очертил границы Франции, объединив в результате своих побед племена и королевства. Еще совсем незадолго до прихода Хлодвига к власти вся римская аристократия и высшее духовенство были погружены в полную безысходность и отчаяние - «это конец цивилизации, говорили они - Император исчез, а Империя полностью развалилалась!». И тут из глубин варварского Барбарикума появляется Хлодвиг - истинное творение варварства, на которого решили опереться епископы и сохранившаяся часть римской аристократии.
Племенной вождь, а затем и правитель одного из германских племен времени Великого переселения народов и распада Римской империи, Хлодвиг I (466-511), король франков, считается отцом-основателем династии Меровингов, которая просуществовала более 200 лет. Ставши королем в возрасте 15 лет, а к моменту своей смерти 30 лет спустя он стал первым христианским «королем», правившим уже не только всеми франкскими племенами, но и всей Галлией и твердым союзником Византийской империи. Политика Хлодвига и его военное мастерство объединили регионы Галлии под его властью, и сегодня он по праву считается основателем Франции.
Хлодвиг выступает создателем новой королевской власти, которая порывает с германскими варварскими устоями, чтобы соотносить себя отныне с устоями римскими. Совершив подобное деяние, Хлодвиг наметил путь для других варварских «королей» - правителей Запада, обосновавшихся на вновь обретенных землях Западной Римской империи.
Хлодвиг вступает на престол
Как уже было сказано выше, в 481 году н.э. Хлодвиг, отец-основатель династии Меровингов, вступил на престол в нежном возрасте 15 лет, когда умер его отец Хильдерик, племенной вождь германского племени, известного как салические франки. Языческий вождь, сражавшийся вместе с римлянами против гуннов, был почитаем после смерти так же, как и при жизни и был похоронен вместе со своим оружием, драгоценностями и пятнадцатью лошадьми. Фамилия «Меровинги» происходит от деда Хлодвига - Меровея, который также был союзником Рима и сражался на стороне римлян.
Сын Хильдерика I и Базины, бывшей ранее женой «короля» другого германского племени тюрингов - Бизина, пятнадцатилетний франкский «король» был уже хорошо подготовлен своим отцом и не терял времени на то, чтобы утвердиться в качестве главной силы в Европе, когда в возрасте 20 лет выступил против Сиагрия, последнего императорского наместника Римской Галлии.
Завоевание Галлии
Когда Хлодвиг пятнадцатилетним юношей стал «королем» салических франков (481 г.), коренное римское население некоторых областей Галлии, не было еще завоевано варварами и не признавало над собой власти «короля» Италии Одоакра, а управлялось римлянином Сиарпием. Территория части Галлии, управляемая Cиapпием на северо-востоке примыкала к землям франков, а на юге - к землям готов и бургундов. Варвары-завоеватели исповедовали христианство арианского толка и имели постоянные трения с численно превосходившим их галло-римским населением.
В 486 году Хлодвиг заключил союз со своим родственником Рагнахаром, правителем Камбре (город на севере современной Франции) и заручившись поддержкой «короля» рипуарских франков Сигибертом (465-507), он отправился в поход против последнего представителя римской власти - наместника Сиагрия (430-486/494) и недалеко от Ножантского аббатства, в результате решительного сражения при Суассоне (город на севере Франции), войска Хлодвига разгромили армию римского наместника, которому пришлось бежать в Тулузу, где правил «король» вестготов Аларих II (458/466–507). А через некоторое время, по требованию предводителя франков, Сиагрий был выдан не желавшим участвовать в войне с Хлодвигом Аларихом II, и немногим позже последний римский наместник Галлии был казнен, а его столица Суассон захвачена и разграблена.
Битва при Суассоне имеет важное значение в истории Франции, поскольку она ознаменовала начало франкского правления в регионе, а победа Хлодвига над Сиагрием и другими галло-римскими правителями того времени утвердила его в качестве доминирующей силы в Галлии и подготовила почву для окончательного объединения Франкского королевства. Эта битва также примечательна еще и тем, что она произошла в то время, когда Римская империя находилась в состоянии упадка, а германские народы начинали утверждать свою власть в Европе.
Но сразу после победы франков все владения Сиагрия не перешли под полный контроль Хлодвига - он еще на протяжении нескольких лет был вынужден захватывать один город за другим, к тому же, будучи язычником, Хлодвигу, приходилось выстраивать хорошие отношения с католическим духовенством на захваченных им территориях.
Спустя многие годы британский историк Эдвард Гиббон напишет о раннем завоевании Галлии Хлодвигом:
Когда он впервые вышел в поход, в его сундуках не было ни золота, ни серебра, ни вина и хлеба в запасах; но он подражал примеру Цезаря... и покупал солдат на плоды завоеваний. После каждого удачного сражения или экспедиции добыча складывалась в одну общую массу; каждый воин получал свою пропорциональную долю, и королевская прерогатива подчинялась равным правилам военного права. Неукротимый дух варваров научили признавать преимущества регулярной дисциплины
Но аппетит всегда приходит во время еды и уже к концу года Хлодвиг захватил города Руан, Реймс и Париж, а к 491 году он уже полностью контролировал весь Запад. К этому описываемому времени он также приказал убить других франкских «королей» Харариха и Рагнахара, бывших его родственников и союзников в борьбе с Сиагрием и присоединил все их «королевства» к своему государству.
Легенда о суассонской чаше
Самое известное дошедшее до наших времен повествование, связанное с Хлодвигом - это легенда о Суассонской чаше.
Действие происходит в 486 году в захваченном Хлодвигом городе Суассон, после победы над галло-римским правителем Сиагрием, на территории которого прочно уже утвердилась римская церковь. После одержанной победы, и, в соответствии с обычаями того времени, грабежи и разрушения, в том числе церквей, были само собой разумеющимися, равно как и обращение трудоспособных мужчин в рабство.
Согласно франкскому обычаю дележа добычи, пятая часть награбленного достается предводителю, а остальная часть делится между солдатами по жребию. Но епископ Реймса Святой Ремигий узнал, что среди захваченных франками трофеев находится ценная церковная чаша и попросил Хлодвига вернуть сосуд в храм. Хлодвиг, будучи хорошим дипломатом и желая укрепить отношения с римской церковью был не против, да и все его воины были согласны с этим решением.
Однако, из-за этой вазы произошла ссора между «королем» и одним из его солдат из-за того, что Хлодвиг исключил из дележа добычи богато украшенную церковную чашу, которую обещал вернуть епископу Реймса, с которым у него были налажены хорошие отношения. В ярости к нему подошел воин и своим топором разбил Суассонскую чашу, заявив: «Ты получишь только то, что действительно дает тебе судьба». Хлодвигу пришлось стерпеть это оскорбление, но, к счастью, он вернул остатки вазы и передал ее епископу.
Через год, проводя военный смотр своим войскам перед выходом в очередной поход, Хлодвиг узнал этого воина и подойдя к нему он обвинил его в плохом содержании оружия: «Ни у кого я не видел оружия в столь плохом состоянии, как у тебя». И когда солдат наклонился, чтобы поднять свое оружие, Хлодвиг яростно ударил его по голове топором, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!»
Выражение «Суассонская чаша» в настоящее время среди народов Западной Европы имеет тенденцию относиться к возмездию, нанесенному тому, кто однажды перешел дорогу другому.
Война с тюрингами и алеманами
Укрепив свое влияние среди франков и победив римского наместника Сиагрия, Хлодвиг начал распространять свое влияние не только на другие франкские королевства, но и уже на другие германские племена, включая алеманнов и тюрингов. Выполняя союзнические обязательства перед своим родственником королем рипуарских франков Сигибертом (465-507) он в 491 году начал войну с германским племенем тюрингов, притеснявшими рипуарских франков и вторгнувшись на территорию тюрингов нанес им сокрушительное поражение.
На заметку. Тюринги - германское племя, которое появилось в конце Великого переселения народов в центральной Германии между рекой Эльбой и горах Гарц, а также в некоторых частях сегодняшней исторической области Франкония, где когда-то этот район был заселен рядом народов, среди которых были кельто-лигуры. В настоящее время принято считать, что тюринги - это этногинез англов, перебравшихся сюда из ютландского Ангельна с другими, более мелкими германскими народами и местными кельтами. В первой половине V века тюринги оказываются под влиянием гуннов, о чем свидетельствуют захоронения женщин с искусственно деформированными и удлинеными черепами, что было своеобразной практикой среди гуннов, а некоторые из них даже имели монголоидные черты. Согласно позднеантичным письменным источникам, около середины V века войска Тюрингии служили в армиях Аттилы, короля гуннов. После завоевания их Хлодвигом, тюринги были отданы под власть франкских герцогов...
Через пять лет, в 496 году, в битве при Толбиаке было побеждено другое германское племя - алеманны, их король пал в сражении, часть его королевства было включено во владения Хлодвига, видевшего в алеманнах угрозу своим амбициям, остальная же часть земель алеманов принесла присягу королю Италии остготу Теодориху Великому (451-526) . Король рипуарских франков Сигиберт, союзник и родственник Хлодвига, в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.
На заметку. Алеманны, один из германских народов, а вернее, конфедерация народов, которая к моменту упадка Римской империи заселившая, землю Верхнего Рейна, которая сейчас является юго-западной Германией, северной Швейцарией, Лихтенштейном, регионом Эльзас и небольшой части Австрии. К концу IV века алеманны фактически исчезают из списка врагов Рима вдоль его границы и они больше никогда не описываются как воюющие с римскими легионами - алеманнские воины и их лидеры стали зависеть от Империи в плане субсидий деньгами и натурой, а так же, прибыльных и престижных должностей в римской армии и администрации. Приручив алеманнов, лидеры Рима, похоже, считали франков, гуннов и другие группы варваров более убедительной угрозой для себя, чем алеманнов. Алеманны исчезают как независимый народ в конце пятого века, когда они были окончательно завоеваны и подчинены франками Хлодвига и включены в его королевство. Были христианизированы только в VII веке и дали название одной из исторических областей германских земель - Швабии. Кстати, французское название Германии - Алеманния (Allemagne).
Битва при Толбиаке стала значимым событием в истории Европы, поскольку она ознаменовала начало франкского правления на большей части современной Германии. Победа Хлодвига над алеманнами сделала его могущественной силой в регионе и помогла проложить путь к окончательному объединению в единое королевство. После этой битвы Хлодвиг начал устанавливать систему правления на завоеванных им территориях. Он разделил землю на более мелкие единицы, называемые пагами (pagi), каждой из которых управлял граф, отвечавший за поддержание порядка и сбор налогов. Хлодвиг также внедрил систему, которая позволяла ему вознаграждать своих верных последователей землей и другими привилегиями. Одной из ключевых фигур в битве при Толбиаке был епископ Ремигий Реймский, сыгравший решающую роль в победе Хлодвига (но об этом ниже).
Женитьба
В 493 году Хлодвиг женился на Клотильде (475-544/548), позже причисленной Церковью к лику святых. Молодая и красивая девушка, дочь племенного вождя бургундов Хильперика II (436-491), она оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Вот как описывает Григорий Турский (538-594)* сватовство Хлодвига:
«так как Хлодвиг часто посылал посольства в Бургундию, то его послы однажды увидели девушку Клотильду. Найдя ее красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. Тот немедленно направил послов к Гундобаду* с просьбой отдать её ему в жены. Так как Гундобад побоялся отказать Хлодвигу, он передал её послам. Те приняли ее и быстро доставили королю. Увидев ее, король очень обрадовался и женился на ней. Но у него уже был сын, по имени Теодорих, от наложницы»
Брак был торжественно заключен в Суассоне, где Клотильда устроила себе небольшую молельню в королевском дворце, в которой она проводила много времени в пылких молитвах и тайных умилениях.
Обращение в христианство
По дошедшей до нас легенде, перед самым сражением с алеманнами, Хлодвиг поклялся, что если франки выиграют это сражение, то он примет крещение. В войске Хлодвига уже было достаточно христиан из галлов и римлян, которые услышав его слова были сильно воодушевлены и в результате стали победителями в этом ожесточенном сражении.
Даже несмотря на то, что он вырос язычником (считается, он последний из языческих королей), Хлодвиг понял, что принятие им христианства будет для него чрезвычайно полезным, если он когда-либо надеется заручиться лояльностью всего галло-римского народа.
По словам Григория Турского, его обращение произошло отчасти из-за его женитьбы на бургундской принцессе Клотильде, которая неутомимо убеждала своего мужа отказаться от поклонения идолам и признать истинного Бога, семья которой принадлежала к арианскому вероисповеданию, а она - к римскому.
Таинство крещения состоялось в Реймсе - на тот момент городе более значительном, чем Париж. Именно тогда епископ произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Adora quod incendisti, incende quod adorasti» (Поклонись тому, что сжигал, сожги то, чему поклонялся). С этого дня зародилась традиция короновать французских королей в Реймсе, а не в столице.
Григорий Турский пишет:
«Хлодвиг взял в жены Клотильду, дочь бургундцев и христианку. Царица непрестанно убеждала царя признать истинного Бога и оставить идолов. Но его никоим образом нельзя было привести, пока не разразилась война с аламаннами… Две армии сражались, и была большая резня. Армия Хлодвига была близка к полному уничтожению. Он... возвел очи свои к небу, говоря… Если Ты дашь мне победу над этими врагами… Я уверую в тебя и крещусь во имя твое»
Согласно записям Григория Турского, Хлодвиг одержал победу над алеманами и признал христианского бога через крещение. Однако ранее он яростно сопротивлялся этому, во многом из-за того, что Клотильда настаивала на крещении их детей. Хлодвиг отказался крестить своего первенца, но Клотильда тайно от мужа крестила ребенка, после чего мальчик заболел и умер. После рождения второго сына, он тоже был тайно крещен и, как и его брат, тоже заболел. Однако, на этот раз он выздоровел и Хлодвиг приписал все свои победы и жизнь своего сына новому Богу.
Его обращение под руководством епископа Реймса не только обеспечило ему лояльность населения в завоеванных им провинциях, но и признание со стороны византийского императора Анастасия I (430-518), который был так же заинтересован в успехе тех, кто разделял его христианскую веру.
Хлодвиг был вдохновлен своим недавно обретенным религиозным рвением на ведение войны против вестготов, исповедавших арианство которая стала одной из его самых успешных военных кампаний. Этот крестовый поход в конечном итоге оттеснил вестготов обратно в Испанию и обеспечил большую безопасность королевству франков. Долгосрочный успех франков и выживание самого Франкского королевства приписывают решению Хлодвига креститься как никейский христианин, а его выбор «правильной» веры устранил барьер между ним и его римскими подданными, что позволило ему вбить клинья между соперничающими арианскими вождями и их римскими подданными. К тому же, принятие им Никейского символа веры позволил ему использовать силу Никейской церкви и позволил ему легче быть признанным императором Анастасием I в Константинополе.
Популярность Хлодвига в бывших римских владениях возросла так, что Григорий Турский сообщает, что «в то время многие галлы с величайшим желанием желали иметь франков в качестве хозяев»
Политическое положение Западной Европы к началу V века
В течение пятого века Римская Галлия была разделена между несколькими варварскими народами - франками на севере, вестготами в Аквитании и Испании и бургундами в долине реки Роны. Во время правления короля Эйриха из рода Балтов (годы правления 466–484) казалось, что вестготы были на пути к тому, чтобы стать преобладающей варварской силой в Западной Европе, но после смерти Эйриха, его сын и преемник, Аларих II, начал сталкиваться с растущей угрозой с севера, исходившей от Хлодвига, амбициозного франкского короля, который одержал победу над римским военачальником Сиагрием в 486 году и присоединил к своему королевству его территории. По словам Григория Турского, побежденный Сиагрий нашел убежище у Алариха, и Хлодвиг пригрозил напасть на него, если Аларих откажется выдать Сиагрия. Аларих II, продемонстрировав то, что Григорий Турский в своей «Истории франков» назвал «обычной готской трусостью» и подчинился. Так, например, Хервиг Вольфрам, австрийский историк, отмечает в своей книге «Готы. От истоков до середины VI века», что «некомпетентный преемник Эйриха Аларих проиграл королевство».
В то же время, амбициозный остготский король Теодорих, прозванный «Великим» широко раскидывал свои дипломатические сети, используя для укрепления своего положения брачные союзы. Он сам женился на Аудефледе (460-510), дочери франкского короля Хильдерика I и сестре Хлодвига I, а его сестра Амалафрида (460-526) была замужем за королем вандалов Тразамундом (450-523); одна дочь, Острогота Ареагни (476/488-518/520), вышла замуж за бургундского принца, впоследствии короля, Сигизмунда (475-524); а другая, Теодегота (475/488-507), вышла замуж за короля Алариха II...
Хлодвиг и готы
После своего обращения в христианство, при поддержке народа и римской церкви, Хлодвиг продолжил свою войну с вестготами (которая не прекращалась на протяжении всего его правления) и в конце концов встретив в 507 году их в битве при Вуйе (селение, недалеко от Пуатье), где он наголо разбил, а затем и убил их короля Алариха II. Остготскому королю Италии Теодориху (который был союзником Алариха) византийский император Анастасий I запретил оказывать какую-либо помощь Алариху, ибо Теодорих был в первую очередь обязан своей верностью Византии, которая способствовала его приходу к власти.
Как уже было сказано выше, король Италии Теодорих выдал замуж за Алариха свою дочь Теодегота, к тому же, он как и Аларих II, был арианским христианином, а император Анастасий I был христианином тринитарным (признающим Троицу), как и сам Хлодвиг. Поэтому Анастасий I ни при каких обстоятельствах не позволил бы арианскому правителю поддержать другого арианского правителя против «истинного христианина», такого как Хлодвиг.
Однако, даже если бы византийский император не вмешался в этот конфликт, маловероятно, что Теодорих мог бы присоединиться к войне против Хлодвига, поскольку он сам был женат на сестре Хлодвига, Аудофледе. Но Теодорих оказался в затруднительном положении, поскольку, как было сказано выше, отправил одну из своих дочерей замуж за Алариха II.
После победы над вестготами Хлодвиг вернулся в Тур, где его встретило константинопольское посольство, подарившее королю-победителю пурпурную тунику консула, тем самым, выражая свое одобрение антиготской политике Хлодвига и принятия им «правильной» христианской веры. Эта победа позволила расширить владения Хлодвига до самых Пиренеев.
Когда вестготы были побеждены и его королевству уже никто не угрожал, Хлодвиг решил управлять своим объединенным королевством из Парижа, который он сделал своей столицей. Попыткам же дальнейшего расширения своих владений помешало вмешательство короля Италии Теодориха. Хлодвиг хотел получить все аквитанские провинции, ранее находившиеся под властью Алариха II, но в 508 году Теодорих взял под свой контроль Прованс и к 511 году закрепил за собой часть бывших вестготских земель.
Победа Хлодвига в битве при Вуйе оказалась решающим шагом в изгнании вестготов за Пиренеи в Испанию, тем самым оставив Галлию в значительной степени франкам. Для Хлодвига и франков победа при Вуйе ознаменовала начало их господства в Западной Европе и укрепила их положение как одного из самых могущественных королевств в регионе. Возможно, даже именно после Вуйе, Галлия стала Франкией, что положило начало современной Франции и заложило основу для Священной Римской империи в будущем.
Битва при Вуйе также имела более широкие последствия, выходящие за рамки непосредственного конфликта между франками и вестготами. Это ознаменовало конец арианских вестготов как крупной силы в Европе, поскольку они были решительно побеждены римско-католическими франками, что помогло установить римскую Церковь как доминирующую религию в Западной Европе, и это сохранялось на протяжении всей европейской истории...
Смерть и наследие
В концу жизни Хлодвигу удалось присоединить к себе ряд мелких варварских «королевств», в результате чего по левому течению Рейна не осталось больше никаких независимых государств, кроме государства франкского.
Во время правления Хлодвига был создан первый сборник законов франков, который принято считать первой конституцией королевства. В этом документе под названием «Салическая правда» (Lex Salica) было закреплено, например, положение о том, что женщины не имеют права на корону - правило, которое неизменно сохранялось на всем протяжении существования монархии во Франции. А за несколько месяцев до его кончины, был созван первый церковный собор в Орлеане, провозгласивший его Сыном Святой Церкви.
Скончался Хлодвиг 27 ноября 511 года в Париже, в возрасте сорока пяти лет, после тридцати лет правления и был захоронен в церкви Апостолов Петра и Павла (Аббатство Святой Женевьевы), которую он сам и построил, а спустя годы к нему присоединилась и его жена, святая Клотильда.
На заметку. После смерти Хлодвига Клотильда играла важную политическую роль до 531 года, когда она удалилась в Тур и прославилась святостью своей жизни, щедростью к церкви и благотворительностью. В 523 году Клотильда, наконец, отомстила за убийство своего отца, настроив своих сыновей против своего кузена короля Бургундии Сигизмунда, сына ее дяди, что спровоцировало Бургундскую войну, которая привела к заключению и убийству Сигизмунда. Во время своей болезни она послала за своими сыновьями Хильдебертом, королем Парижа, и Хлотером, королем Суассона, и увещевала их самым патетическим образом чтить Бога и соблюдать его заповеди, защищать бедных, править как отцы для своего народа, жить в союзе друг с другом, любить и учиться всегда, чтобы поддерживать спокойствие и мир. После этого она пыталась предотвратить драки между своими детьми и внуками, но ей это не удалось, и после ее смерти она была похоронена рядом с мужем...
После своей кончины, Хлодвиг оставив после себя «королевство», которое представляло собой смесь галло-римской и германской культур, считая важным сохранить многие старые римские традиции. Он фактически выстроил свое раннее правление по образцу правления Юлия Цезаря.
Хотя Хлодвига и обвиняли в убийстве собратьев-королей франков (некоторые из которых даже были его родственниками), следует заметить, что подобная практика вряд ли была чем-то необычным для того времени. Ко времени своей смерти он распространил свою власть с севера и запада на юг до самых Пиренеев. За свое долгое правление он одержал победу над алеманнами, бургундами и вестготами, но и его смерть положила конец дальнейшей экспансии франков и началу внутриплеменной вражды.
После кончины Хлодвига, следуя франкской традиции, все его четыре сына - Теодорих I, Хлодомир, Хильдеберт I и Хлотарь I - разделили между собой государство.
Теодорих I (около 485-533/534). Старший сын Хлодвига I и неизвестной женщины-наложницы. Правитель северо-восточной части Франкского государства (Австразия) со столицей в Реймсе и Меце, которые включали современные Шампань, Лотарингию, Овернь и несколько провинций Германии.Правитель Теодорих был самым энергичным и эффективным из сыновей Хлодвига. Годы правления: 511-533/534 гг.
Хлодомир (495-524). Второй сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. Правивил в Орлеанском королевстве (511-524). Столица - Орлеан. Убит во время сражения с бургундами. Годы правления: 511-524 гг.
Хильдеберт I (497-558). Третий сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. Унаследовал Парижское королевство (территория северо-западной части Галлии, с городами Амьен, Париж, Руан и др.). Столицей государства был Париж. После смерти Хильдеберта брат Хлотарь I завладел его «королевством». Годы правления: 511-558 гг.
Хлотарь I (500-561). Самый младший сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. После раздела государства Хлодвига I, получил в наследство Суассонское «королевство» со столицей в Суассоне. Враждовал с братьями. После его смерти Суассонское королевство вновь было разделено на четыре части между его сыновьями. Годы правления: 511-561 гг.
Это разделение королевства породило войны и взаимную зависть, пока в 560 году вся монархия не была воссоединена под властью Хлотера, самого младшего из этих братьев.
Эти «ничего не делающие короли» или «короли ленивые», которые, в отличие от основателя государства - Хлодвига, почти ничего не делали для расширения своих владений или улучшения жизни своих подданных.
Имя Хлодвига из династии Меровингов навсегда будет жить в памяти французов, а он сам считается основателем современной Франции. Ну а история, в конечном итоге, латинизировала его имя до Людовик (Луи), имени, которое веками жило во французской королевской и до сих пор остается популярным во французской культуре по сей день. За десятилетия после своей смерти он стал героем и считался образцовым королем, а его крещение считается одной из определяющих дат во французской истории.
Многое, что мы знаем о Хлодвиге было написано Григорием Турским в его «Истории франков», появившихся более чем через 50 лет после кончины Хлодвига, где он изображен как целеустремленный воин и смиренный христианин, хотя некоторые историки считают, что «Истории франков» - это скорее литературный вымысел, нежели историческая реальность...
Информация
*Григорий Турский (538-594). Франкский историк и епископ Тура. Причислен к лику святых. Автор «Истории франков», открывающих нам сложные события после падения Западной Римской империи и уделяет особое внимание Хлодвигу, который своими победами над последними наместниками римской власти и затем над алеманнами, бургундами и вестготами объединил большинство германцев и галлов под властью салических франков...
Литература
1. Д. Н. Старостин «От поздней Античности к раннему Средневековью: Формирование структур власти и ее образов в королевстве франков в период правления Меровингов (V–VIII вв.)»
2. Вольфрам Хервиг. «Готы. От истоков до середины VI века»
3. John F. Drinkwater The Alamanni and Rome 213-496
4. Walter de Gruyter The Battle of Vouille
5. Ralph W. Mathisen The First Franco-Visigothic War and the Prelude to the Battle of Vouille