Найти тему
Горизонт

Искусство, как возможное и невозможное, массовое производство и занятие.

Картинка выбрана для намека на возможное разнообразие.
Картинка выбрана для намека на возможное разнообразие.

Усмотрение общей структуры произведения искусства, может быть вполне доступно, теперь, в особенности в отношении кинематографических творений. Ни смотря на то, что художники сознательно или бессознательно, но стараются, стремятся, создавать произведения искусства, настолько разные, и иногда настолько разные в себе, что те напоминали бы жизнь в ее неопределимом разумом многообразии, с тем чтобы не допустить такого определения. Разум иначе, стремиться создать относительно простую форму или структуру, масштабирование которой могло бы подчинить диктовке его воли, такое многообразие, с тем чтобы его легко контролировать, как и процесс такой пролиферации различий. Кажется, что дело безнадежное для разума, не случайно его не раз приносили в жертву такой пролиферации, ни смотря на множество диалектик, теорий вероятности и множеств. Но коль скоро, жизнь может быть и разумной, сами художники, иногда, все же, выстраивают относительно четкие различия и тождества, в самой структуре своих произведений, что могут быть разительны, и выдающимся образом, отличны от простого и не простого требования к произведению искусства, от его возможного массового проката, быть понятными зрителю. Различие плана выражения и содержания, быть может, в показательном виде, можно усмотреть на примерах стилистики "Гиперреализма" и "Догмы". Произведения артхауза или априори маргинальные и авангардные, можно взять, но они могут явно не удовлетворять исходному запросу для понимания. Художественные произведения Алексея Германа("Трудно быть Богом") и Ларса Фон Триера( "Догвиль"), могут быть знаменательными в этом отношении умеренности и выдающегося характера, творениями. Впрочем, как и фильм "Город Грехов". Монохромные в цветовом решении, и схожие в этом смысле, кино постановки, они явно различны в иных отношения плана выражения, что, тем не менее, явно можно отличить от плана содержания, формы которого можно вполне приравнять к формам сюжета картины. Могут быть еще и внутренние и внешние горизонты и обеих форм, и обоих планов. Догма Триера показательна еще и тем, что может быть явно акцентирует внимание зрителя на внутренней форме плана выражения. По сюжету картины действие происходить в небольшом городке Догвиль, но перед камерой, действие разворачивается в павильоне, мало разукрашенном видимостью реалистического изображения маленького городка. Это просто и не просто расчерченная мелом сцена, в темных, черных тонах. Тогда как в кинокартине "Город грехов", иначе, видимость, что реалистическое изображение, которое может быть получено при съемке на камеру 90- 00 х годов с соответствующими особенностями работы оператора, было перерисовано в графику карандашного рисунка,- в котором стремились исключить большую часть следов карандашной работы, наиболее приблизить изображение к монохромно реалистичному, что достигается теперь скорее, в цифре, наложением утонченного фильтра,- тем не менее, сохраняет все особенности внутренней формы плана выражения реалистического изображения города. Это не просто черная сцена, разрисованная мелом на части. Отличить от этих характеристик, характеристики сюжета таких кинокартин, таким образом, в первом приближении, искусствоведам и критикам, может не представлять особого труда. Тем не менее, и картины А. Германа,- ни смотря на гораздо более обычный, чем у упомянутой картины Триера, для кинематографа второй половины 20 века, характер границы внешней и внутренней формы плана выражения,- могут быть относительно просто проанализированы на предмет различия планов, выражения и содержания. Уже упомянутый термин "гиперреализм", скорее относиться к характеру операторской работы, но таким же образом, и к результатам творческого труда звукорежиссеров его картин. И все же, акцент на плане выражения, хоть и контрастно заметен, в сравнении с иными произведениями искусства, той же поры, но не может быть в двух словах большинству понятным образом быть выражен, сразу же. Плотность и скорость одного кадра - одним кадром, это понятия, что сами по себе можно долго толковать. Тогда как, в случае последних двух картин Кемерона, Аватар и Аватар 2, сложность может быть иного рода. Достаточно просто пояснить, что такое "Хромакей", или технология "Захвата движения". Просто и не просто, указав на них в документальном фильме. Они зримы интуитивно в своих важнейших частях. И потому, вообще говоря пояснить, что вся сложность съемок Аватар 2, состояла в том, чтобы совместить образы Аватаров, что создаются и такими технологиями с подводными съемками, это не просто, и таким образом указать после, в нескольких словах, на основную трудность создания внутренней формы или ее границы плана выражения, Аватара 2, могло быть не столь сложно. То, что цифровое изображение подводных съемок удалось совместить с технологиями создания образов Аватаров, действительное достижение в кинематографе, коль скоро,- конечно можно сказать, что в клипе Мадонны, или в играх из магазина компании Maicrosoft, более ранних по времени и технологиям, вода изображается цифровым образом, с поправкой на время, не менее реалистично, и все же,- может быть заметна большая разница, чем нет. Штука в том, видимо, что все было сделано так, и дело идет таким образом, чтобы, кроме содержания, заметно ничего не было. Фантомас, когда-то привлекавший зрителя, вне игры. Идея, таким образом, действительно могла бы состоять в том, что коль скоро, мыслимо массовое безделье, занятие могло бы состоять в том, что люди проживали бы множество жизней, но не простыми зрителями, но участниками с самыми разнообразными вхождениями, в том числе, и созерцательной теории, с заведомой возможностью свободного возврата, и нового начала новой игры, свободного вхождения и пребывания. Предел кино, если такой вообще стоит искать, подобно пределу архитектуры,- создавать и трансформировать в реальном стремлении и времени, строения любой формы и материи,- может быть именно в этом, не только в Готических соборах и их пределах, как, впрочем, и предел компьютерных игр. "Матрица" только один из возможных антиутопических образов такой игры, и вот ради этого, равности объемов с познанием, мыслью, властью, добром и верой, красоты, кроме прочего, они, кино и цифровые технологии вполне могут сотрудничать, не наступая друг другу на горло. Впрочем, тяготеющие к утопии идеи такого рода, вполне могут и вызывают смех, "Две горы". Наследие Древнего Рима, быть может в самом известном его возможном теперь слогане: "Хлеба и зрелищ", еще не скоро окончательно отпустит все человечество.

Сюжетная линия Аватара2, остается к достоинству или нет, простой и, вообще говоря, не слишком затейливой. Зрителю вообще говоря, не следует догадываться, кто есть, кто, это становиться ясно, практически сразу же после появления персонажа в кадре, за исключением, быть может, главного иного персонажа, таким образом- "Аватара". Не случайно, что он делается и по смыслу, то есть по внутренней форме плана содержания, одним из главных, во второй части. Хорошо.

Но все это разложение, может претендовать и, теперь, лишь на интуитивную значимость, просто и не просто потому, что во многом , если не во всем, остается делом вкуса художника или искусствоведа, критика, журналиста, блогера и/ или философа. "Бездоказательно профессор". Поэтому иметь возможность относительно точно, посчитать эти различия и тождества, могло быть и теперь представляется во многом заманчивым. Нет, конечно, в виду использования, все новых и новых технологий, различие может быть относительно четко прослежено, как и тождество, простым указанием на характеристики таких технологий, коррелятами которых могут быть некие смысловые единства содержания, но это, все равно, что брать интеграл по огонькам, по разнородным фазовым переходам. Это, может быть, исходный пункт темы фракталов.

Коль скоро, что- то все же можно рассмотреть и теперь помимо них, тончайшей по мере масштабирования сетки текстуры происходящего, то можно отметить, что сюжет фильма Вавилон (2022), действительно напоминает размытость сюжета в нарезках Германа или Тарантино, создателей и продолжателей "Новой волны", но только в гораздо более сильном виде. Это действительно похоже на то, что относительно самостоятельные функционально, фрагменты, рядом положено, выстроены друг за другом, упорядочиваясь только чисто хронологически абстрактно или каким -либо иным образом, подобно функциональности компьютерной программы, что может иметь смысловое единство, скажем, создания графической информации , но и только. Фильмы Германа имеют смысловое единство, скажем какого-то исторического события, относительно действительного имевшего место, или полностью воображаемого, фантастического, что уместно может быть только в виду художественной правды, коль скоро, это кроме прочего может быть и "догма". Самый известный фильм Тарантино, "Криминальное чтиво" или "гнилая, банановая фикция", может и не иметь сюжетного, смыслового единства, коль скоро, это, и вправду, может быть, забор из фабул, каждая из которых вполне закончена и самодостаточна, и может претендовать на самостоятельную сюжетную линию малого размера, но все они связаны, ближайшим образом единством места действия и главных персонажей, одного города. Сюжета в фильме Вавилон (2022) может не быть и в этом отношении. Он тяготеет, и к буффонаде Ф. Феллини, и к драматизму черной комедийной фрагментации "Твин Пикс", только с еще большим многообразием вхождений. Фильм тяготеет к феноменализму сознания одного главного героя, не случайно в картине упоминается Пруст. Это, таким же образом, нарезка из фрагментов, что могли бы быть вполне самостоятельными, что и демонстрируют нам множество картин иного характера, в которых детективный сюжет или сюжет боевика, может быть, просто явлен сам собой. И потому, коль скоро, любимым философом Пруста был Бергсон, можно сказать, подобным же образом развертывая смысловую ткань , что сюжетом и на этот раз, скорее, в одном из французских смыслов слова - предметом картины, является материя художественного творчества в кинематографе, то есть в общем и целом, само такое художественное творчество, взятое в вопросительной интонации, схожей со смыслом вопроса, что же такое его сущность: материя или форма? Или говоря более предметно художественная раса. От цвета и звука, до страстей и аффектов, от чувств и настроений до инстинктов и побуждений. От эффектов Кулешова до цифровой графики. И совсем не случайно, что фильм заканчивается быстрой сменой в многообразии раскадровки, части которой отсылают к меняющейся исторической текстуре художественного изображения, в кино, что несомненно в сингулярных пунктах затрагивает внутреннюю форму и саму материю, плана содержания художественного произведения в кино искусстве. Конечно, подобные догадки, это всего лишь игра смысла в суперпозиции, но возможно, что, переменив свое мнение о наиболее значимом произведении, которое он создал, Тарантино, оказался сам очарован своим творением "Однажды в Голливуде" именно, еще и в виду не слишком быть может для него бодрого конца персонажа Бреда Пита, в картине "Вавилон". Иначе, вообще говоря, трудно может быть понять, каким образом, омерзительная сцена убийства, даже из самообороны, - что, впрочем, была явно превышена, - может быть так вознесена со всей картиной в целом. Коль скоро, сюжет, это вообще говоря, в варианте Аристотеля, Миф, то эта сцена, что является завершением стандартно, теперь уже, относительно самостоятельной фабулы картины,- в одной из кинокомедий персонаж попадает в особенную петлю времени, что допускает только относительно мгновенные, одномоментные, вхождения в его собственную жизнь, что превращается в слоеный набор таких вхождений, - может быть миф о борьбе с отчаянием. Может быть.

Критикам же, в фильме "Вавилон"( 2022),- констатирует на определенный момент статья в "Википедии", - не хватило проявленной сюжетной линии, видимо, какой ни будь резни или вытеснения несчастного племени с его территории. Воистину может быть трудно спорить с АЭ, действительная свобода, это, видимо, свобода перехода между свободным молекулярным желанием и свободой массовости общественного производства желания.

Тем не менее, принципиальная условность таких усмотрений и выводов, очевидно, может искать более глубокого и тонкого, в том числе, и логического анализа.

"СТЛА".

Караваев В.Г.