В этот раз хочу рассказать о двух своих поездках в Константиново. Место известное, одна из самых громких туристических достопримечательностей Рязанской области, так что не буду расписывать долго и подробно. Обо все написано и рассказано до меня, поэтому основной акцент сделаю на том, как туда добирался. Ну будет и немножко своих впечатлений, конечно.
Первый раз я приехал сюда в 2012 году, второй раз – в 2017. Не зарекаюсь, что больше сюда не приеду, вполне вероятно, что еще буду приезжать, хотя таких ярких впечатлений, как от самого первого посещения, уже не будет. И совет всем, кто только собирается сюда приехать – постарайтесь сделать это в будний день. Хотя, если тишина ваш враг, а толпа народа – необходимое условие комфортного существования, тогда да, сюда стоит приезжать только в выходной день.
В первое, самое памятное посещение, в 2012 году, я выбрал хитрую и самую близкую – для меня – дорогу, свернув с шоссе «Спас-Клепики – Рязань» в районе Криуши. До Шахмино проложена хорошая асфальтовая дорога, а дальше, до Оки – лесная грунтовка, на которой время от времени попадаются куски старого асфальта. Дорога даже красивая, но мрачно красивая. За два года до этого тут прошли сильные пожары, так что лес стоит до сих пор мертвый. Светлый мертвый лес - такая вот декадентская красота. Яндекс уверял, что есть и дорога, и возможность переправится через Оку – и не обманул. Хотя паром выглядел не очень надежно, но перевозил тяжелые грузовики, да деваться было некуда – переправился на бревенчатом деревенском пароме (платном). Та паромная переправа настроила на позитив, который Константиново только усилило. Возвращался посуху, по шоссе.
Развивая тему «дороги в Константиново», второй свой приезд сюда решил тоже совместить с заплывом на пароме, но уже в другом месте. Как и в первый раз, Яндекс уверял в возможности переправится через Оку. В Солотче свернул с шоссе, проехал несколько километров по луговым грунтовкам и подъехал к парому. И фигушки… Паром есть, но «не повезем». Паром принадлежит какой-то рязанской компании, чем занимаются непонятно, но посторонних не возим, ни за деньги, никак. Так что пришлось возвращаться назад в Солотчу, и ехать через всю Рязань. Так-то там бы и 10 километров не набралось, от Солотчи до Константиново, а пришлось сделать крюк километров в 70. Сами понимаете, настроение было уже не то. Яндекс в этот раз соврал.
И оказалось, что теперь в Константиново нельзя бесплатно выйти на высокий берег Оки за церквушкой и усадьбой, а только купив входной билет в один из Константиновских музейных объектов. А вид, панорама, которая открывается с высокого берега – это, пожалуй, основное, ради чего сюда стоит ехать. Все деревянные строения уже давно неоригинальны, они многократно «восстановлены-отреставрированы», и от есенинских времен в них не осталось даже малой досточки. А вот панорама Оки завораживает. Но, объективности ради, Ока по-разному красива практически по всему своему течению, так что и в Тульской, и в Калужской, и в Московской, и в Рязанской, и во Владимирской областях панорамных мест на Оке – огромное количество. В этом смысле, я согласен с услышанным где-то мнением, что именно Ока, а не Волга – «самая-самая» русская река.
В 2017 году в парке вовсю гремела музыка. Звучали песни на стихи Есенина – как оказалось, авторства какого-то рязанского композитора, который сделал целью своей жизни «озвучить» все есенинские стихи. Что сказать про эти песни… Вспомнился старый советский анекдот
- Иосиф Виссарионович, в Москве множество улиц переименовано в честь наших героев, ученых, артистов, но ни одно улицы в честь советских композиторов. Может, переименуем одну улицу хотя бы в честь председателя Союза советских композиторов товарища Хренникова?
- Есть уже в Москве такая улица… НэГлинка!
Вот и те песни… и «нэ Глинка», и даже «нэ Хренников». И хватит об этом.
Что запомнилось еще в Константиново – это породистые петухи и куры, гулящие по обочинам дороги. Это из позитивного. Из негативного – местные подростки, общающиеся друг с другом трехэтажными матюками на повышенной громкости.