Здравствуйте, уважаемые читатели!
На днях на просторах интернета я нашла пробник по химии, который недавно писали в российских школах. В серии из трех статей будут проанализированы все задания из этого пробника. Итак, статья 1- разбор заданий пп 1-17.
Пояснения к заданию: не часто встречающееся задание, требующее умения: составлять полные электронные формулы, различать электронные уровни и подуровни; знать о максимальном количестве электронов, которые могут заполнить конкретный подуровень.
В рамках школьной программы рассматривают s, p, d - подуровни, максимальные количества электронов на которых, соответственно, равны: 2, 6 и 10. Таким образом, наполовину заполненные подуровни должны быть представлены в полных электронных формулах элементов в виде записей: s1, p3, d5. Это : азот (1s2 2s2 2p3) и марганец (1s2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S2 3d5).
Пояснения к заданию: типовое задание, выполняемое по алгоритму:
- выбрать элементов одного периода (кальций, марганец, бром- все в 4 периоде)
- расположить их в соответствии с увеличением порядкового номера(или, что то же самое - в соответствии с положением в ТМ) (Ca ---Mn---Br)
- На основании того, что электроотрицательность увеличивается в главных подгруппах по периоду слева направо, установить элементы главных подгрупп в порядке увеличения ЭО: Ca -------Br
- Марганец (d- элемент) будет занимать промежуточное положение между кальцием и бромом.
Пояснения к заданию: типовое задание, основанное на том, что максимальная степень окисления почти всех элементов (кроме меди, кислорода, фтора, железа ) равна +номер группы. Поэтому степень окисления +7 могут проявлять только элементы 7 группы (Mn и Br)
Пояснения к заданию: типовое задание. Типы связей: в нитрате аммония и сульфате меди - ионная и ковалентная полярная; в пероксиде бария - ионная и ковалентная неполярная. Только в оксиде лития и фториде бария - ионное строение, нет ковалентных связей.
Пояснения к заданию: типовое задание. Трудности гипотетически могут возникнуть из-за незнания формул кислот и принципов определения класса оксида.
Пояснения к заданию: На мой взгляд, некорректное задание. В кодификаторе указываются 3 вида комплексных соединений, которые нужно знать (способы получения и свойства): гидроксокомплексы цинка и алюминия и гидроксид диамминсеребра. Комплексы хрома в эти 3 вида не входят. Тем не менее, химизм наблюдаемых процессов:
Пояснения к заданию: странное задание. С одной стороны- наличие небанальных вещей, которые практически не упоминаются в заданиях такого рода (например, синтез мочевины из аммиака), с другой стороны - экзотический восстановитель оксид азота (I) и его свойства. Вместе с тем, задание достаточно сбалансировано. По настоящему проблематичным является только вопрос с оксидом азота, т.е 1 балл ученик за это задание в любом случае должен получить. Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: интересное задание, только много фосфористой кислоты (а она пока в реальном ЕГЭ не встречалась). Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: интересное задание. Первая реакция - кислотный гидролиз пероксида бария. Вторая реакция - окисление перекиси перманганатом до кислорода. Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: типовое задание, кроме, пожалуй, В). При выполнении таких заданий нужно оценивать прежде всего углеводородную часть, сравнивая ее с алканами. Количество пи- связей (или циклов) в рассматриваемой молекуле ОВ определяют, исходя из того, что при образовании 1 пи связи (или одного цикла) из углеводородной части "уходит " 2 атома водорода.
Пояснения к заданию: типовое задание. В рамках школьной программы пространственная изомерия рассматривается у веществ с двойной связью (алкенов, алкадиенов, непредельных кислородсодержащих соединений) и циклоалканов. При этом геометрические изомеры есть только у тех веществ с двойной связью, для которых выполняются следующие 2 условия:
- у атомов углерода, соединенных двойной связью, должны быть одинаковые заместители (в том числе атомы водорода)
- у каждого из атомов углерода в двойной связи должны быть разные заместители (учитывается и водород).
Для циклических соединений обязательным условием существования геометрических изомеров является наличие заместителей (водород не учитывается)у разных атомов углерода в цикле.
Пояснения к заданию: задание не понравилось из-за KMnO4. В рамках школьной программы рассматривается, что кетоны не подвергаются дальнейшему окислению. Тем не менее, это - не так:
Поэтому считаю, что данное задание провоцирует на ошибочный ответ, зависящий от субъективного подхода авторов теста.
Пояснения к заданию: типовое задание. Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: типовое задание, в русле новых веяний ("скелетные формулы"). Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: понравилось задание. Практически не упоминаемый в последнее время способ получения фенолов щелочным сплавлением сульфокислот; реакция получения полного ацеталя и т.д. Ниже привела уравнения, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: типовое задание, требующее знания свойств малых циклов и первичных спиртов. Ниже привела схемы уравнений, обосновывающие выбор ответов
Пояснения к заданию: типовое задание. Реакция является гетерогенной, поскольку в ней участвуют жидкий бензол, газообразный хлор и твердый катализатор. Галогенирование аренов в присутствии катализатора - реакция электрофильного замещения.
Заранее благодарна за конструктивные замечания.
Всего доброго!