Мы будем жить теперь по-новому. В воскресенье, 5-го февраля, Европа ввела эмбарго на российские нефтепродукты - бензин, мазут, керосин и дизельное топливо. В этот же день заработал и потолок цен на нефтепродукты - его установили страны Большой Семёрки.
У запада цель простая - ограничить доходы России от продажи нефти и продуктов ее переработки. И, по расчётам Блумберг, совокупные потери нашего бюджета от эмбарго на нефть и нефтепродукты, а также от потолка цен составят 280 миллионов долларов в день. Жозеп Боррель, глава евродипломатии, назвал даже большую сумму – 300 млн евро. Но это в теории. А на практике - санкции штука обоюдоострая, так что от очередного эмбарго последствия могут быть не только для нас, но и для них. Понятно дело, что для Европы они будут куда менее существенными, НО, поняв их мы сможем еще лучше представить степень проблемы для нас.
Евросоюз был главным покупателем наших нефтепродуктов - в год Россия поставляла туда свыше 90 миллионов тонн бензина, дизеля и прочей соляры. Так вот, одна из самых читаемых газет Испании - Ля Вангуардия - пишет, что из-за эмбарго, сильнее всего пострадают простые европейские работяги – дальнобои. Дело в том, что каждый третий литр дизеля в баках европейского транспорта - из России. На этом топливе ездит свыше 90 процентов всех грузовиков и фургонов Европейского союза. Не считая 40 с лишним процентов легковых автомобилей.
Понятно дело, Европа отказывается от российского топлива с намерением его заменить. Но процесс это небыстрый - нужно где-то найти объёмы, сопоставимые с 14-ю тысячами олимпийских бассейнов, наполненных дизелем. В целом, и США и Китай (первые страны по производству топлива), а так же страны Ближнего Востоку смогут дать Европе в кратчайшие сроки некоторый объем. Но далеко не весь. Ближе в лету, или, скорее, к концу году станет видно – хватит ли этого или нет. Так что рост цен на топливо - а значит, и на всё остальное - в Европе весной-летом видится почти неизбежным. Но, опять же, это не плюс 10-20-30 процентов. В диапазоне от 5 до 7, да и то, сгладится действиями местных властей.
Отголоски эмбарго на российские нефтепродукты могут долететь и до восточного побережья США. По данным Блумберг, сезонные запасы топлива в хранилищах во Востоке страны сейчас на минимальном уровне за последние 10 лет. Да еще вдобавок к этому, целых ряд американских НПЗ весной уйдет на плановый ремонт, и когда ближе к лету начнется высокий автомобильный сезон, мощностей НПЗ для удовлетворения этого спроса может просто не хватить. А это приведет к значительному росту цен. Об этом написали в NYT. Какой вывод? Не все НПЗ уйдут ремонт, а часть сделает его быстрее, чем планировалось. Плюс еще немного топлива даст стратегический резерв. Так что, немного поколбасит (максимум месяц-другой) и успокоится. Как и в прошлом году.
Впрочем, как мы и говорили, это их проблемы. А у нас тут - своя атмосфера. Отечественные НПЗ уже предупреждают, что если им не удастся найти новые рынки сбыта, производимые нефтепродукты просто негде будет хранить и им придется пойти на сокращение нефтепереработки на 15 процентов.
Если в прошлом году объем переработки нефти составил 276 миллионов тонн, то в 2023 он может сократиться до уровня в 235 миллионов тонн. Это даже меньше, чем в ковидном 2020, когда нефтяники вынужденно сокращали производство.
В общем, придётся придумывать, куда перенаправить те потоки топлива, которые раньше закупала у нас Европа. Варианты есть. По мнению экспертов, российские нефтепродукты могут пойти в страны Средней Азии, Турцию и даже в Бразилию. Но основное направление - это восток. Правда, тут есть логистические сложности: на транссибирской магистрали уже сейчас пробки из вагонов, гружёных топливом. Нефтяники даже жалуются на РЖД, потому как те отказывают им в перевозке бензина и дизеля на восток.
Но есть ещё один нюанс. Китаю, в отличие от нашей сырой нефти, наши нефтепродукты не очень-то нужны. Потому что он сам второй - после США - производитель нефтепродуктов в мире. Так что на этом рынке придётся потолкаться локтями. И - при оптимистичном раскладе - Россия может просто поменяться рынками сбыта с другими производителями.
Максим ДЬЯЧЕНКО, управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг»:
Скорее всего, большая часть отгрузок будет также осуществляться в портах Чёрного и Балтийского моря, и доставляться морем уже в направлении Азиатско - Тихоокеанского региона. в первую очередь Индия, там другие страны АТР. Скорее всего будут осуществляться сделки так называемые СВОП, то есть они те объёмы, которые сейчас покупают в арабских странах, будут отправлять в Европу, а нашими объемами замещать вот как раз это потребление. Общий баланс он никуда не изменится, просто произойдет такое перераспределение рынка. На примере эмбарго нефти видно, что после введения эмбарго у нас не только не снизились объёмы экспорта, они сейчас находятся на рекордном уровне.
Отдельная история - потолок цен на российские нефтепродукты. Принцип его работы подразумевается точно такой же, как и у потолка цен на нефть. По задумке ЕС и Большой Семёрки, все будущие покупатели российского топлива должны платить не больше определённой планки. К примеру, по дизельному топливу - это 100 долларов за баррель. И потолок этот довольно высокий - по данным компании Argus, на прошлой неделе российский дизель уходил по 90 долларов за баррель.
Кстати, тут агентство Plats запустило расчеты стоимости российской нефти Urals в портах Индии. И по их данным, при цене Brent 80 долларов, наша нефть уходит там по 62 доллара за баррель. Выше потолка. Но, это, скорее, отдельная история, потому Минфин подчеркивает – нефтегазовые доходы снижаются, а значит в реальности, большая часть нашего сырья реально идет в Китай по 40 с небольших долларов.
Но возвращаясь к дизелю и бензину. Не ждите, что они как-то подешевеют на наших АЗС. Да, его будет переизбыток, даже с учетом сокращения производства. Но, как мы часто писали и говорили, в одном литре бензина, почти 70 процентов цены – это налоги. И их уже точно никто снижать не будет. А издержки и потери, которые нефтянка несет из-за эмбарго, должен кто-то возместить. И все мы знаем «кто»…