Найти тему
📚 МемуаристЪ

Малая Сталинская детская дорога

Удивительная первая в мире железная дорога, где работают дети. Поразительная возможность научиться работать со сложной техникой. Первая ступенька на пути в настоящие железнодорожники.

Инженер Книгин вооружился журналом «Знание-сила» за 1937 год и мы едем по нему, как по карте, по Ленинской железной дороге. Километрах в тридцати от столицы небольшая станция с приятным названием «Отдых». Книгин подмигивает - приехали, нас ждёт пересадка.

Пройти совсем немного и правда, выходим к новому вокзалу. Вполне обычный, зал ожидания, буфет, даже патефон играет, чтобы скрасить пассажирам ожидание. По утреннему времени зал пуст. Но что-то не то, никак не могу понять куда нас занесло.

Отчего-то чувствуем себя Гулливерами. Вся мебель, будто, в два раза меньше обычной. Крупная надпись «Станция Пионерская, до станции Школьная три с половиной километра». И чуть пониже «билет 30 копеек».

Повсюду оттиснуты четыре буквы ДЛЖД. Опять какая-то загадка. Инженер Книгин выводит меня на перрон. Нас встречает строгая девочка с косичками вразлёт. На девочке железнодорожный френч. Даже на петлицах традиционные молот и разводной ключ. На голове крепко сидит фуражка с красным верхом.

Книгин вежливо спрашивает когда же следующий поезд. Девочка кивает на табличку «строго по расписанию, через одиннадцать минут, приобретайте билеты, товарищи!» Да что же здесь творится?

Оказывается, девочку зовут Таня Нагорнова. Она ещё школьница, учится в шестом классе. Но сегодня у нее множество дел, она дежурная по станции. Издалека раздаётся мелодичный перестук приближающегося поезда. Девочка разворачивает флажок и убегает куда-то вперёд по перрону.

Время опять играет какие-то злые шутки? Теперь Сталинский 1937-й превратился в страну детей? Может и мы с Книгиным сейчас станем такими же школьниками?

Возвращаемся на вокзал, в глаза бросается витрина с газетой «Юный железнодорожник». Вот оно что! Сразу находится и разгадка четырём загадочным буквам, ДЛЖД - Детская Ленинская железная дорога. Должно быть, какой-то игрушечный паровозик, как в парке для катания детишек. Но ведь и рельсы и вокзал вполне настоящие!

Пока ждём поезд читаем газету на стенде. Оказывается, первая такая дорога открылась всего пару лет в Тбилиси. Пионеры обратились к рабочим железнодорожного депо с предложением построить всамделишную железную дорогу. Да так, чтобы на ней настоящим образом учились паровозному делу обычные ребятишки!

За дело взялись с размахом. Подключились железнодорожные институты и техникумы. Открываются курсы изыскателей и проектировщиков. Во время пионерских лагерей партии из юных пионеров обследуют местность в поисках лучшего места для новой дороги. Попутно детьми рисуются проекты путей, переездов, тоннелей и станций!

Рабочие депо любовно восстанавливают ветерана железной дороги, старенький паровоз для узкоколейки. Техника вполне рабочая и серьёзная. Совсем не детский паровозик из парка!

Пока строится дорога, около тысячи юных пионеров записываются на курсы машинистов, обходчиков, стрелочников и мастеров по ремонту паровозов. Обслуживать-то дорогу предстоит им!

Когда по детской дороге в Тбилиси пробежал первый рейс, ребята с гордостью пишут в «Пионерской правде» призыв ко всем пионерам страны. От Москвы до Красноярска, от Днепропетровская до Еревана ребята горячо подхватывают необычайный почин. Пионерские дружины едут в Тбилиси набираться опыта.

С перрона раздаётся паровозный гудок. Кажется, наш поезд прибыл. Ну да, вполне настоящий поезд, хоть и всего на несколько вагонов. Паровоз сверкает свежей краской, спереди портрет совсем юного Ильича, как на октябрятской звёздочке. Правда, чтобы зайти в вагоны придётся слегка наклониться, они тоже вовсе не рассчитаны на взрослых.

У паровоза деловито возятся с маслёнкой и ветошью двое ребят в рабочих комбинезонах. Подходим знакомиться. Старший солидно отрекомендовался машинистом, видно как гордится, что доверили мощный паровоз. Зовут Иваном, фамилия Пасынков, 17 лет. В этом году поступил в Московский паровозный техникум, совсем скоро станет настоящим мастером.

Его помощник озабоченно постукивает по какой-то гайке. Ослабевает от вибрации, всё время подтягивать не дело, нужно контрить. Помощнику, Мише Медведеву, всего пятнадцать, ещё учится в школе.

Ребята с удовольствием рассказывают о своём хозяйстве. Паровоз небольшой, всего на две оси. Переделан из «кукушки» для узкоколейки. Даже тендера для угля нет, приходится возить уголь в железном ящике прямо в будке машиниста. Ходит довольно споро, под двадцать километров в час.

Ребята машут руками - дорога только что открылась, скоро получим новую машину. Второй паровоз для Ленинской дороги уже достраивается. Буквально неделю как пионеры ездили на завод смотреть как идёт стройка.

Этот будет посолиднее. На четыре оси, более мощный. С тендером и тормозной системой Вестингауза. Нужно как следует изучить новые механизмы!

На перроне толпа пассажиров. Кажется, на взрослую станцию дороги пришла электричка из Москвы. Пассажиры, конечно, тоже школьники от самых маленьких до уже вполне взрослых ребят. Наш поезд берёт больше сотни пассажиров за раз. Проводники деловито проверяют билеты.

Напрашиваемся с инженером прокатиться в паровозе. В будке машиниста тесновато, но крайне любопытно. Повсюду какие-то вентили, рукоятки и рычаги. Как ребята управляются со всем этим сложным хозяйством?

Инженер берётся поорудовать лопатой. Миша показывает как ловко открывать дверцу топки, забрасывать лопату угля и тут же закрывать. Без сноровки дело крайне непростое. Наш машинист Иван даёт гудок к отправлению.

Пока едём под перестук колёс ребята рассказывают как ездили в Днепропетровск набираться опыта. Наша-то дорога только в мае открылась, а там работает уже год. Дорога в Днепропетровске проектировалась пионерами со всей страны. Больше двух тысяч проектов пришло по почте!

На малой Сталинской дороге два больших вокзала. Один даже в два этажа. Ребята построили собственное паровозное депо, два тоннеля со статуями пионеров у въезда, несколько насыпей и подъёмов, чтобы отрабатывать на них управление паровозом.

Ребята говорят об этом с жаром. Видно, им очень хочется, чтобы и на Московской дороге появилось своё депо и тоннели! Кстати, в Днепропетровске, чтобы проложить дорогу пришлось пересаживать по деревцу густой молодой парк. Всеми пионерами города взялись за это дело.

Миша рассказывает, что несколько проектов московских любителей железной дороги пошли в ход и на малой Сталинской. Например, на вокзале сделали красивый витраж из разноцветных стёкол, как в рыцарском замке. А на другой станции необычную колоннаду и башню как во дворце.

Ваня говорит, что ребят со Сталинской готовили в техникуме целых четыре месяца пока допустили до паровозной машины. А у нас паровозик попроще, обошлись сокращёнными, трёхмесячными курсами. Это не дело - вот придёт новый паровоз, а как следует механизмы не знаем. Нужно доучиваться!

Работа на дороге непростая. Паровозная бригада из ребятишек должна сделать ровно тридцать пять рейсов в каждый день. Пробегают на поезде под сотню километров. И каждое утро паровоз нужно обслужить, поднять пар в котле. Понятно, это же не работа, школу бросать нельзя, потому бригады меняются каждый день.

Ваня показывает бережно сложенную стенгазету «Питомцы Кагановича». Нет, это не наша, кивает он сурово, ребята с малой Сталинской подарили. Совсем недавно они ездили в Кремль отчитываться как идёт работа на новой дороге. За год работы в Днепропетровске пионеры отправили две тысячи поездов, перевезено 135 тысяч пассажиров!

В газете фото - довольный нарком путей сообщения в пионерском галстуке поднял руку в салюте. И подпись «Начальник станции Оля Федоренко принимает Кагановича в почётные железнодорожники малой Сталинской дороги».

Ниже гораздо более серьёзная заметка. Не до конца ещё в южных областях изжиты беспризорники. Эхо Гражданской тянется до сих пор. Ребята с малой Сталинской взяли шефство над хулиганами из колонии. Теперь каждые выходные ребят обучают управляться с техникой.

Паровоз прибывает на станцию «Школьная», тепло прощаемся с ребятами и пересаживаемся в вагон. Потолки ниже, чем мы привыкли, но сиденья мягкие и вполне удобно. Проводница смотрит с удивлением, видимо, не часто взрослые решают почувствовать себя школьниками и прокатиться по удивительной дороге.

Инженер рассказывает, что совсем скоро, в нашем же 1937 году откроются такие же дороги в Ереване и Мелитополе. А всего за Советские годы будет построено больше полусотни таких дорог. Правда после уничтожения Союза в бывших республиках такие дороги быстренько позакрывали. В итоге осталась едва половина.

Инженер с горечью говорил, что прямо сейчас в Москве проектируется поразительная детская дорога. Самая большая и сложная в Союзе. У неё должно быть две ветки, одна на 8, вторая на аж 12 километров. Работать на разных видах тяги, как на привычных паровозах, так и на новейших электрических локомотивах.

Станций на новой дороге должен быть почти десяток. К их проектированию привлекли строителей московского метро и ВДНХ. Дети должны были получить замечательные дворцы на железной дороге. Проект будет закончен и подписан в работу 20 июня 1941 года. К сожалению, через два дня пришлось про него забыть, замечательную дорогу так и не удалось построить.

Кстати, в грозовые годы детским дорогам пришлось поработать по-настоящему. В городке Свободный в Амурской области по детской дороге возили в город продовольствие из колхозов. Она и поныне самая длинная, больше одиннадцати километров.

В Горьком детская дорога возила вполне взрослых пассажиров когда автобусы ушли на фронт. В Вильнюсе уже после Победы детская дорога доставляла уголь на городскую теплостанцию.

Наш паровоз подходит к конечной станции. Удивительное путешествие. Многие из этих ребят вовсе не играют в железную дорогу, она станет делом всей жизни. Детская дорога - отличное этому подспорье.

Какой-то совсем малыш с октябрятским значком на рубашке вдруг звонко декламирует на весь вагон:

Мы несёмся с пионерским маршем
Под размерный, чёткий стук колёс.
Пересядем, когда станем старше,
С паровозика на паровоз!