Потихонечку и незаметненько мы проходим экватор бирмингемской эпопеи и сегодня начнем с продолжения темы экстрима. Тем паче, что первый коллектив был упомянут в комментарии к предыдущей заметке.
Хардкор-панк/кроссовер-треш ансамбль G.B.H., вначале называвшийся Charged G.B.H. (в переводе "Осужден за нанесение тяжких телесных повреждений")
Не название, а прям русский блатной шансон какой-то. БиС.
был образован в 1978 году вокалистом Колином Абрахоллом (Colin Abrahall), гитаристом Колином "Джоком" Блайтом (Colin Robert Blyth (aka Jock)), басистом Шоном Маккарти (Sean McCarthy) и барабанщиком Эндрю "Уилфом" Уильямсом (Andrew Paul Williams (aka Wilf)). Согласно "легенде" именно Маккарти был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений, ставших названием группы. Впрочем, Шон пробыл в составе недолго. Уже в 1980-ом до выхода первого альбома его заменил Росс Ломас (Ross Lomas).
Костяк G.B.H. в лице Абрахолла/Блайта/Ломаса сохранился с этого момента и, по крайней мере, до 2017 года, когда вышел последний диск Телесных Повреждений. Дебютный же EP "Leather, Bristles, Studs и Acne" увидел свет в 1981-ом А первый лонгплей "City Baby Attacked by Rats" в 1982-ом.
У российской меломанской общественности есть стереотип (их, на самом деле, много, а этот один из), что 1980-е были годами победы коммерции над "творчеством" и "экспериментом", как обычно, ничего общего с действительностью не имеющий. Абсолютно некоммерческий и лишенный любых намеков на потакание вкусам широкой аудитории дебютный полноформатник G.B.H. достиг 17-й строчки в общем британском чарте и 2-й строчки в альбомном инди-чарте. В инди-чартах появились также и синглы бирмингемцев.
Ютуб-канал Rui Carvalheira
Телесным Повреждениям даже удалось прорваться на телевидение. В телепрограмме "The Tube" они представили песню "Give Me Fire" (№ 2 в сингловом инди-чарте).
Ютуб-канал Anachronistic Anarchist
В комментарии к клипу на ютубе написано, что у известного английского музыканта и телеведущего Джулса Холланда в момент появления хардкор-панков на его шоу лицо было похоже на использованное противозачаточное изделие. Как мило!
В лирическом плане альбом был посвящен критике британской и европейской культуры, насилию, атеизму, нигилизму и юмору. Отдельно стоит упомянуть песенку "Passenger on the Menu", посвященную разбившемуся в Андах самолету, выполнявшему рейс FAU 571, с уругвайской регбийной командой на борту. Если это юмор, то чёрный-пречёрный. Успешным оказался и второй диск бирмингемцев "City Baby's Revenge" (1983), имевший подзаголовок "101 способ убить крысу". А нечего было атаковать крошку на первом диске.
И понеслось... гастроли, в том числе и за океаном, студийные полноформатники, концертники, 12" и 7" синглы, сборники и видео-релизы. Но мы, пожалуй, не будем углубляться в разбор всего этого богатства, а отметим влияние G.B.H., во-первых, на панк-рок. Телесные Повреждения стали одними из первых представителей так называемого "уличного" панка, идеологией (если здесь уместно это слово) которого был протест против художественных притязаний первой волны британского панка. О как! Всем бунтарям надо помнить, что всегда найдется тот, кто их перебунтарит. А любителям рассказать, что рок - это обязательно бунт, решить, являются ли умеренные бунтари настоящими рокерами. Или настоящие - только радикалы. 😊
Во-вторых, и мне это кажется гораздо более важным, исполняемая G.B.H. быстрая и жесткая смесь панка и метала оказала существенное влияние на большое число известных рок- и метал-команд. Среди них Bathory, Hellhammer/Celtic Frost, Exodus и вся "Большая Четверка Треша", Nirvana, Queens of the Stone Age, Green Day, The Offspring, Rancid и KMFDM. Солидный и весьма разнообразный списочек. Думается, и Napalm Death творчеством своих земляков не пренебрегали...
Вот на этой позитивной ноте перейдем к ещё одним бирмингемским экстремалам.
История пионеров индастриал-метала Godflesh началась в 1982 году с основанной Полом Невиллом (Paul Neville) и Беном Грином (G. C. Green) группы O.P.D. (Officially Pronounced Dead - Официально объявлен мертвым). Не хуже, чем у предыдущих наших героев названьице. Год спустя группа стала именоваться Fall Of Because, а ещё немного позже к ней присоединился Джастин Бродерик (Justin Broadrick), известный по участию в уже упомянутой и в данном сериале, и в данной статье группе Napalm Death и даже отметившийся на её дебютном альбоме.
Первая запись под вывеской "Плоть Господня" вышла в 1988 году. К этому моменту в команде осталось фактически два человека. Грин (бас-гитара) и Бродерик (гитара, вокал и программирование). Ударные на одноименном с названием дуэта мини-альбоме были записаны с помощью драм-машины Alesis-16, которую Бродерик собственно и программировал, и которая в примечаниях к этому и следующему релизу именовалась Машиной с большой буквы.
Ютуб-канал Bryan Wilkens
За дебютом последовал уже полноценный лонгплей "Streetcleaner" (1989), многими слушателями и критиками до сих пор почитаемый как лучший опус Godflesh, а некоторыми как один из самых тяжелых и величайших метал-альбомов.
Ютуб-канал Bryan Wilkens
Звучание ранних Godflesh определялось жесткими машинными битами, акцентированным мощным басом, искаженной, диссонирующей гитарой и низким, гортанным вокалом. Что-то вроде: Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом. Извините, Swans встречается с Black Sabbath. Godflesh стали одной из первых групп, объединивших метал с индастриалом. Это было ново, это было свежо, это было одновременно мрачно и экспериментально.. И происходило под конец всё тех же, по мнению некоторых, "коммерческих" 80-х. Впрочем, другие замечательные команды, такие как Nine Inch Nails, Ministry, конвертировали таки находки Godflesh в успех и популярность. А на рубеже десятилетий статус "большой группы" музыкальная пресса прочила и бирмингемцам тоже. После выхода второго полнометражного альбома "Pure" (1992) дуэтом заинтересовался мейджор Columbia.
Ютуб-канал Bryan Wilkens
Однако, диск "Selfless" (1994) вместе с EP-шкой "Merciless" остались единственной и по сути неудавшейся попыткой команды переместится с культового уровня в мир большого шоу-биза. Зато на следующих трех альбомах "Songs of Love and Hate" (1996), "Us and Them" (1999), "Hymns" (2001) были сделаны две попытки обзавестись живыми ударниками, поэкспериментировать с дабом, трип-хопом, драм-н-бэйсом, брейкбитом и хип-хопом. Был выпущен альбом ремиксов "Love and Hate in Dub" (1997). А в "Гимнах" помимо прочего музыканты постарались приблизиться к чему-то похожему на традиционный хард. Впрочем, жизнерадостности и оптимизма в музыку коллектива все эти новшества отнюдь не добавили.
Ютуб-канал Godflesh – тема
Ютуб-канал Godflesh – тема
Вскоре после выхода "Hymns" коллектив покинул Грин, а в 2002-ом Бродерик, оставшийся без своего многолетнего напарника, объявил о распаде Godflesh.
В 2010 году старые приятели воссоединились, стали выступать с концертами, а начиная с 2013 выпускать новый материал, коего набралось на пару полноформатников и один мини-альбом. Кстати, очередной опус британцев анонсирован на лето нынешнего года.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что Godflesh, с одной стороны, впитали множество самых разных влияний. Кроме уже названных Swans и Black Sabbath критики говорят о Throbbing Gristle, Брайане Ино, Лу Риде, Can, а касательно лирики даже о Леонарде Коэне. С другой, британцы сами оказались одними из родоначальников стиля industrial metal и значимыми фигурами для пост-метала, а также для всех экспериментальных и экстремальных разновидностей субжанра хеви.
На этом завершим разговор об экстрим-бандах из Бирмингема, но не статью, где у нас запланирован ещё один интересный и опять же совсем некоммерческий музыкальный ансамбль родом из 80-х. Представляю вам британскую разновидность "Соловьев".
История инди/альтернативщиков и пост-панков The Nightingales началась в 1979-ом на обломках первой бирмингемской панк-банды The Prefects. Префекты, получившие позже статус легенд, делили сцену с The Clash, Buzzcocks, The Fall, The Damned и панк-феминистками из The Slits, записали пару сессий у Джона Пила. Но при этом не выпустили ни одной прижизненной записи. В этом плане Соловьи пошли гораздо дальше предшественников. В 1981-82 гг. они сначала выдали на-гора четыре сингла. А в 1982-ом издали и первый лонгплей "Pigs on Purpose". При этом и концерты давали, и в студии знаменитого диджея и радиоведущего программ BBC тоже неоднократно появлялись.
Ютуб-канал Vibracobra23
Возглавляемые единственным бессменным участником, вокалистом и автором текстов, юморным и харизматичным Робертом Ллойдом (Robert Lloyd) The Nightingales выпустили за следующие четыре года ещё пару альбомов .В 1983-ем - "Hysterics", а в 1986 году "In the Good Old Country Way", записанные совершенно разными (за исключением Ллойда) составами. Однако, в 1986 году Ллойд распустил The Nightingales, чтобы сосредоточиться на работе в качестве автора песен, продюсера, менеджера лейбла и сольного исполнителя.
В 2004 году Соловьи вновь объединились под крылом Ллойда. Последовали гастроли, выступления на фестивалях, выпуск очередных синглов, участие в радиоэфирах. Наконец в 2006-ом после долгого перерыва увидел свет новый студийный альбом "Out of True".
Ютуб-канал Punkcast
Критика встретила его эпитетами "изящный, сардонический и удивительный", а также сочла, .что альбом-камбэк усилил и без того блестящую репутацию Соловьев. Неудивительно, что Ллойд и приглашенные им музыканты, которых он продолжал менять как модница наряды, выстрелили ещё двумя альбомами подряд в 2007 и 2008 годах. Потом случился перерыв до 2012 года, за время которого вышла лишь одна EP-шка. Видимо, кончились идеи, накопленные за время двадцатилетней паузы. А может сказалась чехарда с издававшими новые записи коллектива конторами.
Впрочем, с 2012-го по 2022-ой у The Nightingales вышло целых шесть лонгплеев. По нынешним временам это вполне себе скорострельность. Любопытно, что диск 2014 года "For Fuck's Sake" ("Ради Всего (Не)святого") был издан без помощи какого-либо рекорд-лейбла. Заявление для прессы гласило: "Никакого вмешательства или мнения извне, ни этикетки, ни дистрибьютора, ни номера по каталогу, ни штрих-кода, ни логотипа и прочего бла-бла-бла...". И никаких худсоветов...
Ютуб-канал The Nightingales
В этот период произошла стабилизация состава. По крайней мере басист Андреас Шмид (Andreas Schmid) и барабанщица Флисс Китсон (Fliss Kitson) до сих пор играют вместе с Робертом Ллойдом.
В 2021-ом на британском канале Sky Arts был показан полнометражный документальный фильм о группе, названный "King Rocker". Анонс картины гласил: "Фильм исследует таинственное существование Роберта Ллойда, последнего выжившего в британском пост-панке, и его групп The Prefects и The Nightingales". Музыкальное видео снято с участием известной журналистки и телеведущей Би-Би-Си Самиры Ахмед -
Ютуб-канал firerecords
Подводя, я надеюсь, промежуточный итог уже сорокалетнего творчества Соловьев, хочу сказать, что может они и не были слишком быстрыми, громкими, анархичными и радикальными как иные панк- и пост-панк-команды, но зато отнюдь не прямолинейны, достаточно глубоки, самостоятельны и ироничны. Чем-то они мне напоминают других ироничных и эксцентричных англичан. Группу Cardiacs, о которой я как-то здесь рассказывал
На этом пока всё. Но в Бирмингем мы ещё вернемся.
Автор заметки - БиС.
Предыдущие статьи по теме: