Сижу и маюсь – разбирать этот сериал по сезонам или написать про оба сразу? С одной стороны, с момента выхода прошло первого сезона уже два года, а с другой все сравнивают второй с первым. И как быть?
В свое время сериал «Вампиры средней полосы» многие назвали лучшим отечественным сериалом 2020 года. Он и правда вышел очень хорошим. И вот вышел второй сезон. И он тоже весьма неплох. Но, по порядку.
В первом сезоне нам отрывали диспозицию – в городе Смоленске живут вампиры. Их не много, и они очень разные – тут и патриарх дедушка Слава, помнящий еще крещение Руси, и французский врач, оставшийся в Смоленске с 1812 года, и настоящая графиня, и девушка-милиционер, родившаяся еще до Великой Отечественной войны. Всех их объединяет одно – они живут тихо и мирно, не нападая на людей. А следят за этим хранители – люди, предками которых вампиры подписали договор.
Воспринятый многим как российский ремейк «Что мы делаем в тени» (тут общего действительно много), сериал балансирует на грани между черной комедией и детективом. История о загадочных убийствах, в которых хранители обвиняют вампиров, тут соседствует с комедией об интеграции нового члена в вампирскую семью и реакции его более старых «родственников» на его выходки, семейными конфликтами между бывшими мужем и женой, а также разными другими смешными ситуациями, в которые могут попасть вампиры в наше время. Но самым главным в сериале стал персонаж Святослава Вернидубовича – дедушки Славы в исполнении неподражаемого Юрия Стоянова.
Второй сезон вводит новых персонажей, раздвигает горизонты вампирского мира далеко за пределы Смоленска и вытаскивает на поверхность прошлое героев – такое же разное, как и они сами. Плюс к этому, появляется новый двигатель сериала – юный (на вид) вампир Мила (что тоже уже было в «Интервью с вампиром», но тем не менее). Появляется и новый харизматичный злодей (не уступающий брутальному древнему вампиру в исполнении Александра Устюгова из первого сезона). Второй сезон уже не такой смешной, как предыдущий – вернее, такой же смешной, только шуток стало меньше – но после трагичной концовки первого это объяснимо, но по качеству ничем не уступает, что отмечают как критики, так и зрители.
В общем, что каждый сезон по отдельности, что весь сериал в целом – отменное кино, интересное, динамичное, смешное и очень душевное. Оба сезона наполнены отличной музыкой, а песня из шестого эпизода первого сезона просто-таки вызывает взрыв чувств. Виды древнего Смоленска добавляют фильму глубины и народности, как и вышедшие во многом из употребления присказки главного героя. Все это вместе делает сериал как минимум отличным, а может и действительно лучшим сериалом последних лет.
И остается надеяться, что третий сезон нас также не разочарует.