Для меня стихи — это отдельная история. Это звучащие слова… Музыка должна звучать, потому что она состоит из музыкальных звуков, а поэзия должна звучать, потому что состоит из слов. Из слов обретеющих отдельные смыслы, когда они сплелись в такие затейливые словосочетания, сочетание ритма, рифмы и звучания. Мне всегда казалось, что стихи нужно читать вслух, слово должно быть произнесено, оно должно донести смысл и эмоцию, затронуть потаенные струны, попасть в душу.
Я очень люблю уютные маленькие томики стихов и не особенно люблю, когда это один из томов многотомного издания. Это мой пунктик.
Я не скажу, что большой знаток, просто иногда бывает такое душевное состояние, которое требует стихов, а не прозы. Сиюминутной эмоции от любимых или незнакомых строк, которые на мгновение стали созвучны тебе, или ты сделал из созвучными, наполнив своими локальными смыслами.
Сегодня мне хотелось бы поделиться несколькими стихотворениями Леонида Филатова. Многие знают его, как актера театра и кино, режиссера и драматурга, автора сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца», но кроме этого он всю свою жизнь писал стихи.
Романтики
Романтики, смолите ваши мачты
И задавайте корму лошадям.
Моряк из Ливерпуля,
Идальго из Ла-Манчи
Кочуют по морям и площадям.
Но мир бродяг неверен и обманчив,
Не верьте в их веселое житье:
Дрожит, как тощий мальчик,
Распятое на мачте
Измученное мужество моё.
Мой друг совсем не думает о смерти,
Но, зная, как спасти меня от бед,
Он молча даст мне сердце,
Возьмет и вырвет сердце –
Спокойно, как троллейбусный билет.
И детям пусть когда-нибудь расскажут
От бед убереженные отцы,
Что, в общем, и у сказок,
Таких счастливых сказок –
Бывают несчастливые концы.
* * *
У той страны не существует карты,
Она — как старый кукольный театр.
Там встретит нас шарманщик папа Карло,
Наговорит приветственных тирад.
Как водится, предложит нам раздеться
И скажет: «Утомились — не беда!
Сегодня вы вернулись в ваше детство
И пусть сегодня будет, как тогда.
Оставьте здесь газеты и окурки,
И сплетни о житейских пустяках…»
Старик великолепен в новой куртке
И в полосатых радужных чулках.
Он все смешает — годы, дни и числа,
А возраст вообще сведет на нет —
И будет счастлив тем, что получился
Крамольно-озорной эксперимент.
Он будет рад, что мы не пьем касторки
И видим по ночам цветные сны,
Что наши повзрослевшие восторги
Исполнены все той же новизны.
Потом, как в детстве, радостен и светел
Растает он в волшебном далеке.
Как в детстве… Но тогда я не заметил
Заштопанную дырку на чулке…
— Вот вы говорите, что слезы людские — вода?
— Да.
— Все катаклизмы проходят для вас без следа?
— Да.
— Христос, Робеспьер, Че Гевара для вас — лабуда?
— Да.
— И вам все равно, что кого-то постигла беда?
— Да.
— И вам наплевать, если где-то горят города?
— Да.
— И боли Вьетнама не трогали вас никогда?
— Да.
— А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
— Да…
— Но вам удается ее усмирить без труда?
— Да.
— А если разрушили созданный вами семейный очаг?
— Так…
— Жестоко расправились с членами вашей семьи?
— И?..
— И вам самому продырявили пулею грудь?
— Жуть!
— Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?
— Нет!
— А вы говорите, что слезы людские вода?
— Нет!
— Все катаклизмы проходят для вас без следа?
— Нет!
— Так значит вас что-то тревожит еще иногда?
— Да! Да. Да…
Не совсем в тему, но все же вспомнился фильм «Успех» 1984 г., с Леонидом Филатовым в главной роли.
Сюжет достаточно простой. Режиссер из Москвы, переживая личный кризис, приезжает в провинциальный театр, чтобы поставить новаторский спектакль на основе чеховской «Чайки». Человек он резкий и прямолинейный, что можно понять фактически с первых кадров фильма. Хоть главный режиссер театра рассказывает ему об актерах, об их характерах, возможностях, и просит быть максимально дипломатичным.
Но не таков наш Геннадий Максимович! Сейчас он оголенный нерв, сейчас именно тот момент, когда он сам понимает, что может сделать. В такие моменты жизни, как правило и появляются шедевры. И делать надо на том материале, с теми актерами, которые у него есть.
Если не смотрели, то рекомендую.