Найти тему

Немного о стихах

Для меня стихи — это отдельная история. Это звучащие слова… Музыка должна звучать, потому что она состоит из музыкальных звуков, а поэзия должна звучать, потому что состоит из слов. Из слов обретеющих отдельные смыслы, когда они сплелись в такие затейливые словосочетания, сочетание ритма, рифмы и звучания. Мне всегда казалось, что стихи нужно читать вслух, слово должно быть произнесено, оно должно донести смысл и эмоцию, затронуть потаенные струны, попасть в душу.

Я очень люблю уютные маленькие томики стихов и не особенно люблю, когда это один из томов многотомного издания. Это мой пунктик.

Я не скажу, что большой знаток, просто иногда бывает такое душевное состояние, которое требует стихов, а не прозы. Сиюминутной эмоции от любимых или незнакомых строк, которые на мгновение стали созвучны тебе, или ты сделал из созвучными, наполнив своими локальными смыслами.

-2

Сегодня мне хотелось бы поделиться несколькими стихотворениями Леонида Филатова. Многие знают его, как актера театра и кино, режиссера и драматурга, автора сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца», но кроме этого он всю свою жизнь писал стихи.

Романтики
Романтики, смолите ваши мачты
И задавайте корму лошадям.
Моряк из Ливерпуля,
Идальго из Ла-Манчи
Кочуют по морям и площадям.
Но мир бродяг неверен и обманчив,
Не верьте в их веселое житье:
Дрожит, как тощий мальчик,
Распятое на мачте
Измученное мужество моё.
Мой друг совсем не думает о смерти,
Но, зная, как спасти меня от бед,
Он молча даст мне сердце,
Возьмет и вырвет сердце –
Спокойно, как троллейбусный билет.
И детям пусть когда-нибудь расскажут
От бед убереженные отцы,
Что, в общем, и у сказок,
Таких счастливых сказок –
Бывают несчастливые концы.

* * *
У той страны не существует карты,
Она — как старый кукольный театр.
Там встретит нас шарманщик папа Карло,
Наговорит приветственных тирад.
Как водится, предложит нам раздеться
И скажет: «Утомились — не беда!
Сегодня вы вернулись в ваше детство
И пусть сегодня будет, как тогда.
Оставьте здесь газеты и окурки,
И сплетни о житейских пустяках…»
Старик великолепен в новой куртке
И в полосатых радужных чулках.
Он все смешает — годы, дни и числа,
А возраст вообще сведет на нет —
И будет счастлив тем, что получился
Крамольно-озорной эксперимент.
Он будет рад, что мы не пьем касторки
И видим по ночам цветные сны,
Что наши повзрослевшие восторги
Исполнены все той же новизны.
Потом, как в детстве, радостен и светел
Растает он в волшебном далеке.
Как в детстве… Но тогда я не заметил
Заштопанную дырку на чулке…

— Вот вы говорите, что слезы людские — вода?
— Да.
— Все катаклизмы проходят для вас без следа?
— Да.
— Христос, Робеспьер, Че Гевара для вас — лабуда?
— Да.
— И вам все равно, что кого-то постигла беда?
— Да.
— И вам наплевать, если где-то горят города?
— Да.
— И боли Вьетнама не трогали вас никогда?
— Да.
— А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
— Да…
— Но вам удается ее усмирить без труда?
— Да.
— А если разрушили созданный вами семейный очаг?
— Так…
— Жестоко расправились с членами вашей семьи?
— И?..
— И вам самому продырявили пулею грудь?
— Жуть!
— Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?
— Нет!
— А вы говорите, что слезы людские вода?
— Нет!
— Все катаклизмы проходят для вас без следа?
— Нет!
— Так значит вас что-то тревожит еще иногда?
— Да! Да. Да…

Не совсем в тему, но все же вспомнился фильм «Успех» 1984 г., с Леонидом Филатовым в главной роли.

Сюжет достаточно простой. Режиссер из Москвы, переживая личный кризис, приезжает в провинциальный театр, чтобы поставить новаторский спектакль на основе чеховской «Чайки». Человек он резкий и прямолинейный, что можно понять фактически с первых кадров фильма. Хоть главный режиссер театра рассказывает ему об актерах, об их характерах, возможностях, и просит быть максимально дипломатичным.
Но не таков наш Геннадий Максимович! Сейчас он оголенный нерв, сейчас именно тот момент, когда он сам понимает, что может сделать. В такие моменты жизни, как правило и появляются шедевры. И делать надо на том материале, с теми актерами, которые у него есть.

Если не смотрели, то рекомендую.