Самскара (pali: sankhara) — это одно из первых непонятных слов, с которым я столкнулся, начиная изучение буддийской теории много лет назад. Словарные определения помогали плохо. Русские переводчики писали про какие-то формирователи, механистично заимствуя английское слово formations. Почему formations? Покопавшись ещё, я понял, что какой-то односложный перевод этому слову дать трудно.
В древнем индийском языке самое простое, близкое к разговорному, его значение — приготовление, стадия процесса очищения, трансформация. Именно для обозначения такого рода явлений оно использовалось в древнеиндийской алхимии и используется сейчас в Аюреведе.
В религиозных практиках индуизма оно имеет ещё одно значение - «отпечаток» в уме каких-либо очистительных ритуалов или просто любого опыта, полученного в этой или прошлых жизнях. Вот это уже гораздо важнее! Мы можем смело назвать, что самскара означает «знаковое событие». Именно таково его значение в Артхашастре — своде социально-экономических норм древней Индии, бывшем вполне себе в ходу и во времена Будды. Главный трактат этого свода был записан со слов его современника — брахмана Каутильи.
Итак, важный момент: самскара — это то, что было в прошлом, но при этом влияет на настоящее.
В буддийском языке, то есть в терминологии буддийских текстов, самскара встречается в двух базовых значениях — как элемент Теории зависимого возникновения (патичча-самуппада) и как один из пяти элементов психической анатомии человека. В первом случае буддийские учителя объясняют, что в силу изначального невежества (авидья) происходит неразумная деятельность (карма), которая и производит самскары. Словарь обозначает их мудрёным словосочетанием formative factors – формирующие факторы. В другом месте они называются mental formations.
Ага! Вот они, формации и формирователи. Что же они формируют? Учителя объясняют: они формируют самала-читту, то есть загрязнённый ум, который и есть причина рождения в сансаре, в нашем мире страстей и страданий.
Картина проясняется, а если добавить к этому ещё и то, что самскара и самскрита — синонимы, а последнее означает всё, что производится и обусловлено причинно-следственными связями, то значение становится всё более прозрачным.
Однако вот так, на сугубо теоретическом уровне, это вряд ли может быть понято в полной мере. Именно поэтому Сам Будда учил, что все такие знания должны быть поняты через собственный экспериментальный опыт, то есть через опыт бхаваны и самадхи. Это ещё два важных буддийских слова, которым я уделю отдельное внимание позже. Пока просто расшифрую их. Первое слово означает медитацию и культивацию ума путём самонаблюдения и аналитической проработки, а второе — умственную собранность. Это базис буддийской психологической практики, работы над собой.
И вот, погрузившись в методичное исследование глубинных слоёв буддийской премудрости, раскрытие которых возможно только в личном опыте (все книжные и почерпнутые от учителей знания служат в этом деле лишь подспорьем), я направил свой умственный взор на то, чтобы рассмотреть, как в моих жизненных ситуациях, в моём потоке сознания происходит так, что авидья порождает карму, а карма производит самскары. На выходе я понял, что самскары — это бессознательные автономные компоненты психики. Сейчас поясню, что я имею в виду.
Понятием «формирователи» или «формации» обозначается то, что по своей сути является некими затёртыми до состояния нераспознаваемости шаблонами поведения и мышления. Ментальной и физиологической бессознательной привычкой. Шаблонным, запрограммированным способом реагирования. А вот та самскара-скандха, которая суть четвёртый компонент буддийской психо-анатомии человека (панчаскандха) — это агрегат таких шаблонов и «предустановок» (preconceptions), формирующий актуальный процесс мышления и поведения.
Самскары работают на бессознательном уровне. Это бессознательные, то есть не осознаваемые в обычной жизни действия-реакции, вернее — их «образцы-заготовки»; что также вполне хорошо передаётся русским словом «отпечаток», если понимать его как термин из кузнечного или гончарного дела, где отпечаток делается для того, чтобы по этому образцу делать новые предметы. Это то, что произведено и служит последующему воспроизводству.
Опознавать и осознавать самскары вовсе не так уж сложно. При должном навыке это можно делать даже в обыденности, в быту, просто направляя на них внимание и выхватывая их в потоке психических событий. Но для начала лучше и продуктивнее работать с ними во время формальной медитации, когда их проявление становится наиболее очевидным, так как во время бхаваны мы прекращаем бездумное, бессознательное реагирование по какому бы то ни было поводу. Бхавана и самадхи позволяют ясно увидеть и осознать активизацию и угасание самскар.
Осознание самскар — это их очищение от незнания, от бессознательности. Такое очищение или, если пользоваться метафорой из йогических текстов, сжигание самскар происходит через направление на них луча света сознания. В результате бессознательное интегрируется сознанием и «самскары сгорают». Ставлю это выражение в кавычки, так как это важно: они не исчезают, а меняют свой характер и больше не служат опорой личности, больше не определяют её. Когда ты осознаёшь свои самскары, у тебя появляется свобода выбора - какую из самскар использовать или даже не использовать вовсе.
Важно заметить, что Сознательная личность — это не какая-то особенная «личность без самскар». Будучи осознаны, самскары просто больше не подменяют собой личность. В простейшем своём виде, так сказать, в «грубой, грязной форме» личность (та самая самала-читта) — это и есть конгломерат самскар, к которым прилеплен ум-виджняна, чтобы находить объяснения и оправдания совершаемым действиям.
Поведение такой «личности» является довольно примитивным продуктом автономной активности агрегата бессознательных компонентов психики, а мышление - всего лишь его побочным продуктом. Всё это вместе буддийские учителя называют клишта-манас - грязный ум или непробужденное сознание.
Параллель: В ходе терапии по методу Эрика Берна внутренний «Взрослый» осознаёт, что всё его поведение было детерминировано эго-состояниями «Родителя» и «Ребёнка», то есть бессознательными конструкциями личной истории.
Но что же тогда представляет собой эта «осознанная» или Сознательная личность?
Это пробудившееся от сна бессознательности сознание, созерцающее себя и ясно видящее в зеркале своего ума всё таким, как оно есть (ятха-бхутам — базовая характеристика так называемого йогического видения, освобождённого от искажений и иллюзий, свойственных обывательскому уму). Такой ум видит тело как тело, чувства как чувства, мысли как мысли и сознание как сознание, не спутывая одно с другим и не будучи спутанным ими. Он больше не занимается объяснениями и оправданиями своей деятельности — они ему больше не нужны.
Это сильно освобождает энергию. Деятельность ума теперь может быть наконец-то направлена на что-то действительно полезное, благоприятное, вместо обслуживания и обеспечения безопасности той иллюзии, которую я привычно считал «своей личностью».
P.s. Важное добавление, чтобы развеять возможные метафизические фантазии. Свободный ум не «отрывается» от самскар и не парит в какой-то там волшебной Нирване. Такой ум просто ими больше не самоопределяется, освобождается от тотальной обусловленности ими. Сознательная личность — это ум, способный и умеющий сам себя осознавать. Способный к ясной и незамутнённой эмоциями саморефлексии.
Более того! Оказывается, что он никогда и не был в них намертво встроен. Он свободен в своём движении во всех трёх мирах: камалоке, рупалоке и арупалоке — мире телесных ощущений и чувств, мире возвышенных образов искусства и в мире чистых идей.