Поняла, что попала в востребованную родителями тему, когда получила несколько комментариев и дополнительных вопросов после поста о помощи в домашних задачах.
Поэтому сегодня пост о том, как минимально помогать, или, что лучше, научить обходиться без нашей помощи при выполнении уроков. Теперь по русскому языку.
Если ребенку с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится.
Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание и сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т. д.
Надо посидеть с ребенком разок-другой, чтобы он понял, как легко и просто самому все сделать.
Возьмем, к примеру, домашнее задание из учебника Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 4 класс
244
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Хотел бы я тюльпан… быть;
Парить орлом3 по поднебесью…
Хотел бы сделаться сосною;
Былинк…в воздух… летать;
Иль солнц… землю греть весною;
Иль в рощ… иволгой свистать.
К.Прутков
Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Над выделенными именами существительными укажите падеж.
Говорим нашему ученику: читай задания по предложениям, подчёркивай глаголы. Сколько всего действий? Здесь их 6: прочитайте, озаглавьте, спишите, докажите, укажите, сделайте морфологический разбор слова (цифра 3 над словом орлом)
Выделяя глаголы, ребёнок выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить.
Потом говорим: расскажи устно так, что будешь делать сначала, что – потом.
И наш ребенок вслух рассказывает о своих будущих действиях.
Можно еще спросить: а как ты будешь доказывать правильность написания окончаний?
Мой опыт показывает, что если с самого начала предложить этот алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно. Ввести такой алгоритм можно на любом этапе обучения. Умение читать задание и точно его выполнять очень важно и в процессе обучения, и на контрольных и тестах.
Что делать, если ребёнок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос (или на другие вопросы), отсылайте ребёнка к учебнику, правилу, памятке, словарю.
В доступности ученику надо иметь Толковый и Орфографический словарь, Памятки и Алгоритмы грамматических разборов, правил и прочих подсказок. Много подсказок есть в справочных материалах в конце учебника.
Научите ими пользоваться без вашей помощи.
Законченную письменную работу ученик должен проверить обязательно сам!
Главная задача просмотра письменного задания с вашей стороны – оценивать усилия ребёнка, отметить его старательное отношение к работе и похвалить.
При просмотре вы заметили ошибку. Как быть?
Относиться к этому спокойно. Говорите: в этом слове или на этой строчке у тебя ошибка. Найди и исправь, зачеркнув наискосок, а сверху надпиши верную букву.
И никаких черновиков! Почему? Да потому что всю энергию ребенок отдает написанию в черновик, а при переписывании стряпает ошибки. К тому же это просто глупая трата времени. Пусть лучше побегает или почитает.
Задавайте вопросы на эту тему в комментариях или личных сообщениях, обязательно на них отвечу.