Найти тему

Как дома помочь ребенку с русским языком?

Поняла, что попала в востребованную родителями тему, когда получила несколько комментариев и дополнительных вопросов после поста о помощи в домашних задачах.

Поэтому сегодня пост о том, как минимально помогать, или, что лучше, научить обходиться без нашей помощи при выполнении уроков. Теперь по русскому языку.

Если ребенку с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится.

Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание и сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т. д.

Надо посидеть с ребенком разок-другой, чтобы он понял, как легко и просто самому все сделать.

Возьмем, к примеру, домашнее задание из учебника Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 4 класс

244

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Хотел бы я тюльпан… быть;

Парить орлом3 по поднебесью…

Хотел бы сделаться сосною;

Былинк…в воздух… летать;

Иль солнц… землю греть весною;

Иль в рощ… иволгой свистать.

К.Прутков

Спишите, вставляя пропущенные окончания.

Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Над выделенными именами существительными укажите падеж.

Говорим нашему ученику: читай задания по предложениям, подчёркивай глаголы. Сколько всего действий? Здесь их 6: прочитайте, озаглавьте, спишите, докажите, укажите, сделайте морфологический разбор слова (цифра 3 над словом орлом)

Выделяя глаголы, ребёнок выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить.

Потом говорим: расскажи устно так, что будешь делать сначала, что – потом.

И наш ребенок вслух рассказывает о своих будущих действиях.

Можно еще спросить: а как ты будешь доказывать правильность написания окончаний?

Мой опыт показывает, что если с самого начала предложить этот алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно. Ввести такой алгоритм можно на любом этапе обучения. Умение читать задание и точно его выполнять очень важно и в процессе обучения, и на контрольных и тестах.

Что делать, если ребёнок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос (или на другие вопросы), отсылайте ребёнка к учебнику, правилу, памятке, словарю.

В доступности ученику надо иметь Толковый и Орфографический словарь, Памятки и Алгоритмы грамматических разборов, правил и прочих подсказок. Много подсказок есть в справочных материалах в конце учебника.

Научите ими пользоваться без вашей помощи.

Законченную письменную работу ученик должен проверить обязательно сам!

Главная задача просмотра письменного задания с вашей стороны – оценивать усилия ребёнка, отметить его старательное отношение к работе и похвалить.

При просмотре вы заметили ошибку. Как быть?

Относиться к этому спокойно. Говорите: в этом слове или на этой строчке у тебя ошибка. Найди и исправь, зачеркнув наискосок, а сверху надпиши верную букву.

И никаких черновиков! Почему? Да потому что всю энергию ребенок отдает написанию в черновик, а при переписывании стряпает ошибки. К тому же это просто глупая трата времени. Пусть лучше побегает или почитает.

Задавайте вопросы на эту тему в комментариях или личных сообщениях, обязательно на них отвечу.

Как минимально помогать, или, что лучше, научить обходиться без помощи взрослых при выполнении уроков. Теперь по русскому языку.
Как минимально помогать, или, что лучше, научить обходиться без помощи взрослых при выполнении уроков. Теперь по русскому языку.