Найти в Дзене
ORDA

«Оскар» едва не влип в историю, или Сенсационные страдания одинокой белой женщины

Объявление Американской киноакадемией номинантов на премию «Оскар» сразу же вызвало массу обсуждений. Счастливчики радовались, обойдённые возмущались. Как обычно, были ожидаемые варианты и сюрпризы. Среди последних – внезапное появление в главной актёрской категории британки Андреа Райзборо. По этому поводу Академия даже провела специальное расследование, результаты которого были оглашены на этой неделе.

Не то чтобы сомнение вызывала заслуженность номинации – Райзборо давно имеет репутацию одной из самых смелых и сильных современных актрис, за плечами которой яркие роли как в авторском кино («Мэнди» Паноса Косматоса и «В чужой шкуре» Брендона Кроненберга), так в блокбастерах («Обливион» Джозефа Косински) и культовых сериалах («Чёрное зеркало»). Вопросы вызвало скорее то, что малобюджетную американскую инди-драму «Ради Лесли» Майкла Морриса, за которую Андреа внезапно номинировали, вообще мало кто видел даже в киношных кругах США, а компания-дистрибьютор Momentum Pictures вообще не имела никакого бюджета на её продвижение в сезон наград, не говоря уже о феерически дорогостоящей оскаровской кампании.

Прошлой осенью «Ради Лесли» – мрачная и одновременно трогательная история страдающей алкоголизмом матери-одиночки из американской глубинки, выходила в США в ограниченный прокат и на VOD, однако релиз прошёл тихо и практически незаметно. И хотя Национальный совет критиков внёс ленту в свой топ-10 независимых фильмов года, были отдельные хвалебные отзывы в американской прессе, роль Райзборо не была отмечена ни одной из престижных кинопремий сезона – «Золотой глобус», Critics Choice Awards или SAG Awards. Однако с начала 2023 года в соцсетях и на разнообразных мероприятиях вдруг посыпалась масса комплиментов, посвящённых фильму и конкретно игре Райзборо.

Что примечательно, авторами постов и публичных упоминаний были голливудские звёзды: Кейт Уинслет, Эдвард Нортон, Эми Адамс, Лора Дерн, Джейми Ли Кёртис, Дженнифер Энистон и многие другие. В какой-то момент к группе поддержки Андреа подключилась и потенциальная конкурентка Кейт Бланшетт.

Бурная коллективная поддержка от коллег возымела действие, и Райзборо в итоге получила сенсационную (и первую в карьере) номинацию на «Оскар». Но сразу после оглашения номинантов разразился скандал: во-первых, многие (в особенности, представители афроамериканского сообщества) оказались неприятно удивлены тем фактом, что в числе номинанток за лучшую женскую роль не оказалось актрис Виолы Дэвис (за фильм «Женщина-король») и Даниэль Дедуайлер («Тилл»). Обе ранее, в отличие от Райзборо, были номинированы на ряд премий и ожидались на «Оскаре» (особенно Дэвис). Кто-то увязал казус с расовым вопросом, учитывая тот факт, что большинство поддержавших Андреа коллег по цеху – белые, как и она сама.

Другая претензия состояла в том, что многие посты в соцсетях, написанные в поддержку Райзборо, были написаны будто под копирку, с использованием одинаковых фраз. Например, почти все отзывы в Twitter содержали выражение «маленький фильм с огромным сердцем».

В итоге, Академия объявила о решении провести расследование возможных нарушений правил «оскаровской» кампании. В его ходе выяснилось, что определённые нарушения всё же были: например, супруга режиссёра «Ради Лесли» актриса Мэри Маккормак лично связывалась со многими членами Академии, просила их посмотреть картину и обратить внимание на работу Райзборо. Она же, как выяснилось, просила и отписаться о впечатлениях в соцсетях, высылая текст для публикации (вот и разгадка одинаковых фраз). Меж тем, по правилам Академии, претенденты не имеют права напрямую контактировать с академиками и заниматься лоббированием.

Что выяснила Киноакадемия по результатам расследования? Рассказывает Orda.kz:

В "оскаровской" номинации без бюджета