На рынке сложился острый дефицит нефтебензиновых цистерн
«Атлант», десятый по величине оператор согласно рейтингу INFOLine Rail Russia TOP, и Brunswick Rail продали в общей сложности свыше 20 тыс. цистерн ранее арендовавшим их профильным операторам, сообщает «Коммерсантъ». В частности, «Трансойл» и RailGo выкупили примерно по 8 тыс. цистерн. «Нефтетранссервис» (НТС) приобрел еще около 6 тыс. единиц.
История вопроса:
Источник издания подчеркнул, что «Атлант» вышел из нефтеналивного сегмента: вагоны находились у покупателей в долгосрочной аренде и они реализовали свое приоритетное право выкупа.
ООО «Атлант» на 100% принадлежит «Трансфин-М», который в 2019 году выкупили Алексей Тайчер и партнеры у НПФ «Благосостояние». Brunswick Rail с конца 2021 года принадлежит АО «Вектор Рейл», совладельцем которого также является Тайчер.
«Атлант» за девять месяцев 2022 года занимал третье место в РФ по количеству вагонов в собственности. Покупатели – три крупнейших оператора нефтеналивного парка в РФ: «Трансойл» управлял по итогам девяти месяцев 2022 года 54 тыс. цистерн, НТС – 36,4 тыс., RailGo – 24,2 тыс., свидетельствуют данные INFOLine.
Перевозки нефтеналивных грузов на сети по итогам 2022 года составили 216 млн тонн, что на 0,7% меньше, чем годом ранее, в январе – 18,5 млн тонн (минус 4,9%).
В «РЖД» отмечают, что погрузка нефтепродуктов на дороги Восточного полигона в январе составила 2,3 млн тонн, что на 2,1% больше, чем годом ранее, причем растет погрузка и на экспорт (на 4,8%), и на внутренний рынок (на 0,8%), но терминалы Дальнего Востока и юга не выполняют нормативы по выгрузке.
В декабре 2022 года было задействовано рекордное количество нефтеналивных цистерн – 172,1 тыс. единиц, или 92,3% от общего парка. Резервуарный парк на большинстве НПЗ ограничен и цистерны зачастую используются как хранилища на колесах, чтобы не менять производственную программу НПЗ при сокращении спроса (также хранение нефтепродуктов будет осуществляться в резервуарах терминалов или на танкерах). При этом в текущей ситуации, пока новые маршруты экспорта нефтепродуктов в условиях санкций не отстроены, многие участники рынка считают рискованным заказывать новые цистерны.
Напомним, ранее «ВТБ Лизинга» прогнозировал, что у железнодорожных операторов в 2023 году возникнет необходимость в цистернах и крытых вагонах. LR