Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году. В начале восемнадцатого века вновь созданную Кунсткамеру еще называли «Кабинетом редкостей» из-за того, что Петр Алексеевич, увлекался собранием редкостей и аномалий, в том числе и анатомических.
Открытие кунсткамеры
После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, переехавшая в людские комнаты, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея. В 1719 году коллекция стала доступна для публики. Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.
В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.
Открытие кунсткамеры
После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, переехавшая в людские комнаты, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея. В 1719 году коллекция стала доступна для публики. Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.
В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.
Строительство отдельно здания и его архитектура
Из Летнего дворца расширившуюся коллекцию перевезли сначала в палаты А. В. Кикина, а в 1717 году началось строительство нового здания на Стрелке Васильевского острова. Существует легенда, что место для строительства было выбрано лично императором: прогуливаясь по берегу Невы, он увидел необычную сосну, окруженную кольцами из собственных веток. Петр Алексеевич приказал срубить дерево и на месте, где оно росло, начать строительство Кунсткамеры. Близкий друг и соратник Петра Алексеевича Я. Брюс, писал о том, что проект симметричного здания с башней был готов уже в 1716 году. Его автором стал А. Шлютер. Кунсткамера должна была занять восточное крыло, а центральную часть с башней и западное крыло заняли бы учреждения Академии Наук.
Петр I так и не увидел полностью построенного здания. Первую часть коллекции перевезли туда только в 1726 году уже по приказу Екатерины I, хотя и на тот момент здание еще не было достроено. В 1734 году строительство музея было завершено, но в 1747-ом произошел пожар, который уничтожил башню. Она была реконструирована; во второй половине XVIII – начале XIX веков продолжалась отделка здания: оно было украшено скульптурами, бюстами и медальонами (скульптор М. П. Павлов), а также росписями (художник Ф. Рихтер).
В 1755-1758 годах работами занимался С. И. Чевакинский. В это время он построил академические мастерские и перестроил пострадавшую от пожара часть здания.
Свой окончательный вид Кунсткамера приобрела в начале XIX века при Р. Р. Марфельде. Именно он перестраивал здание для нужд вновь организованных музеев Академии Наук.
Экспозиция музея
Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.
Ф. Рюйш формировал свою коллекцию около 50 лет; продать ее согласился только русскому государю, веря, что он сможет ее сохранить. Петр Первый приобрел коллекцию, которую впервые увидел в Амстердаме во время Великого посольства, за тридцать тысяч гульденов. Наиболее интересным предметом ее был детский скелет с двумя головами (в XVII-XVIII веках о сиамских близнецах еще, ничего не знали).
Начало собственной коллекции
В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.
В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.
Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.
Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.