619 подписчиков

Кунсткамера — первый музей России при Петре I

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году. В начале восемнадцатого века вновь созданную Кунсткамеру еще называли «Кабинетом редкостей» из-за того, что Петр Алексеевич, увлекался собранием редкостей и аномалий, в том числе и анатомических.

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году.

Открытие кунсткамеры

После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, переехавшая в людские комнаты, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея. В 1719 году коллекция стала доступна для публики. Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.

В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.

Открытие кунсткамеры

После начала строительства Санкт-Петербурга Петр Великий приказал перевести «государев кабинет» в новую столицу, в Летний дворец. В 1714 году коллекция, переехавшая в людские комнаты, получила название Кунсткамеры. Именно этот год считается датой основания музея. В 1719 году коллекция стала доступна для публики. Петр Алексеевич отверг идею о входной плате и стал раздавать всем посещающим Кунсткамеру бесплатное угощение: чай, рюмку водки, сладости. На это из казны ежегодно выделялось около 400 рублей. Таким образом он пытался привлечь их внимание к новому музею.

В это время надзор и общее руководство Кунсткамерой осуществлял лейб-медик Р. К. Арескин, позже общее руководство было передано главе АН Л. Блюментросту. К этому моменту музей фактически становится ее научной площадкой. Сюда приезжали ученые со всей Европы, чтобы изучать экспонаты и расширять базу для своих исследований.

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году.-2

Строительство отдельно здания и его архитектура

Из Летнего дворца расширившуюся коллекцию перевезли сначала в палаты А. В. Кикина, а в 1717 году началось строительство нового здания на Стрелке Васильевского острова. Существует легенда, что место для строительства было выбрано лично императором: прогуливаясь по берегу Невы, он увидел необычную сосну, окруженную кольцами из собственных веток. Петр Алексеевич приказал срубить дерево и на месте, где оно росло, начать строительство Кунсткамеры. Близкий друг и соратник Петра Алексеевича Я. Брюс, писал о том, что проект симметричного здания с башней был готов уже в 1716 году. Его автором стал А. Шлютер. Кунсткамера должна была занять восточное крыло, а центральную часть с башней и западное крыло заняли бы учреждения Академии Наук.

Петр I так и не увидел полностью построенного здания. Первую часть коллекции перевезли туда только в 1726 году уже по приказу Екатерины I, хотя и на тот момент здание еще не было достроено. В 1734 году строительство музея было завершено, но в 1747-ом произошел пожар, который уничтожил башню. Она была реконструирована; во второй половине XVIII – начале XIX веков продолжалась отделка здания: оно было украшено скульптурами, бюстами и медальонами (скульптор М. П. Павлов), а также росписями (художник Ф. Рихтер).

В 1755-1758 годах работами занимался С. И. Чевакинский. В это время он построил академические мастерские и перестроил пострадавшую от пожара часть здания.

Свой окончательный вид Кунсткамера приобрела в начале XIX века при Р. Р. Марфельде. Именно он перестраивал здание для нужд вновь организованных музеев Академии Наук.

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году.-3

Экспозиция музея

Началом экспозиции Кунсткамеры стали покупки, сделанные Петром Первым во время Великого посольства, и покупки в 1717 году коллекций редкостей Ф. Рюйша и А. Себы.

Ф. Рюйш формировал свою коллекцию около 50 лет; продать ее согласился только русскому государю, веря, что он сможет ее сохранить. Петр Первый приобрел коллекцию, которую впервые увидел в Амстердаме во время Великого посольства, за тридцать тысяч гульденов. Наиболее интересным предметом ее был детский скелет с двумя головами (в XVII-XVIII веках о сиамских близнецах еще, ничего не знали).

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году.-4

Начало собственной коллекции

В 1718 году император издал такой приказ: собирать анатомические и иного вида редкости со всех губерний России. Его особенно интересовало «все, что зело старо и необычно»: оружие, одежда, инструменты. В северную столицу привозили минералы, драгоценные камни, петроглифы, раковины, чучела необычных зверей, коллекции бабочек и прочее. Все это оформлялось и представлялось публике.

В 1720 году в распоряжение музея была передана коллекция Д. Г. Мессершмидта, путешественника и этнографа, изучавшего народы Сибири. В 30-ых годах в Кунсткамеру передали собрание инструментов и механизмов Я. Брюса и коллекции, собранные во время Камчатской экспедиции 1733-1743 годов.

Коллекция Кунсткамеры очень быстро росла, а в 1830 году она была разделена на отдельные музеи.

Открытие Кунсткамеры при Петре I стало важным событием для отечественной науки. Это был первый музей, открытый в России императором Петром I в 1714 году.-5

Экспозиции этих музеев рассказывали о биологических особенностях развития и материальной культуре народов, проживавших на территориях от Японии до Африки, от Америки, Северной и Южной, до Китая. Экспонаты привозились из экспедиций, покупались на средства, выделенные из государственной казны. Особенно значительно коллекция Кунсткамеры пополнилась во время царствования Екатерины II, хотя и другие Романовы внесли весомый вклад в расширение экспозиции: великая княгиня Елена Павловна передала музею знаменитую астролябию фламандца Г. Арсениуса, а Николай II привез много уникальных предметов из своего заграничного и дальневосточного путешествия.