История Казанской церкви в Иванове тесно переплетается с темой старообрядчества Ивановского края. Стоит отметить, что старообрядчество сыграло большую роль в развитии текстильной промышленности в Иванове и округе. Но это обширная тема, которой стоит посвятить отдельную публикацию. С другой стороны, ее судьба в советское время типична для большинства православных храмов. Немало различных хитросплетений в своей судьбе испытала на себе эта церковь, поэтому и захотелось рассказать ее историю.
В середине ХVII века в Русской Православной Церкви произошёл раскол. Часть русского общества не приняла реформы патриарха Никона, заключавшиеся в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах. Фактически старообрядцы выступили против централизации церкви, усиления патриаршей власти и западного влияния в России.
Большой Московский Собор 1667 года официально закрепил раскол, и старообрядцы, которые подвергались гонениям, переселялись в более удалённые местности, в том числе в Поволжье. Село Иваново ещё в ХVII веке стало одним из центров старообрядчества. В то время в селе предприимчивые так называемые «капиталистые» крестьяне занимались кустарным текстильным производством. Один из таких крестьян О.С.Соков, изучив технологию отделки тканей на мануфактурах в Шлиссельбурге, вернулся в Иваново и выстроил на берегу Уводи небольшую кирпичную фабрику (мануфактуру). Именно с его именем связано начало ситцепечатания в Ивановском крае.
Не смотря на то, что ситцы, произведенные О.С.Соковым, превосходили местную продукцию, мануфактура просуществовала всего 13 лет. В 1801 году владелец на тот момент фабрики С.М.Соков продал здания мануфактуры крестьянину М.И. Ямановскому, который был главой местной старообрядческой общины поповского согласия. В 1810 году по проекту архитектора Я.Я. Маричелли набойные корпуса, пожертвованные М.И.Ямановским общине, перестроили в молитвенный дом старообрядцев. К помещению с восточной стороны пристроили алтарь. В западной части здания на третьем этаже разместились комнаты богадельни.
После Указа 17 апреля 1905 года старообрядцы получили равные права с православными и через два года молельный дом, не имевший все это время главы и креста, реконструировали. В 1907 г. по проекту архитектора П.Г. Бегена основной объем здания был увенчан пятиглавием, возведены главки над алтарем, трапезной и западным крыльцом. Храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. На следующий год была официально учреждена Казанская старообрядческая община.
В 1910 году, к столетнему юбилею, была построена каменная ограда с оригинальными трёхарочными воротами и новой звонницей, в оформлении которой сочетались мотивы древнерусской архитектуры и стиля модерн. Автором проекта был ивановский архитектор А.Ф.Снурилов, а строилась звонница на средства старосты церкви, купца Н.И.Куражева. В результате получили оригинальный пример церкви, перестроенной из производственного корпуса, в архитектуре которой формы раннего классицизма дополнены элементами русского стиля. С этого момента церковь приобрела законченный вид.
Но послужить верующим ей было отпущено всего два десятилетия. Уже в советское время решением облисполкома в 1930 году церковь закрыли "принимая во внимание острую нужду в жилых помещениях в городе в связи с предстоящим выселением граждан из домов, намеченных к сносу с участков, предоставленных под новое капитальное строительство и полную возможность приспособления старообрядческой церкви под жильё не менее 150 человек". В Казанской церкви открыли клуб милиции, остальное помещение приспособили под жильё. При этом сломали ограду, звонницу и церковные главы, полностью уничтожили внутреннее убранство. Долгое время церковь использовалась как общежитие рабочих трамвайного управления.
Начало восстановления здания как культового учреждения относится к 1987 г., когда в него переехала реставрационная мастерская из Введенского храма. У здания отреставрировали фасады и восстановили пятиглавие. В 1991 г. году в одном из помещений был устроен православный храм, где стали проводиться богослужения. В 1993 году во время своего визита в Ивановскую область храм посетил святейший Патриарх Алексий II. Вскоре всю церковь передали общине верующих.
Видно, что еще не все жильцы выехали из дома.
В 2009 году началась реставрация экстерьера и интерьера. Восстановили ограду с металлическими решетками и входные ворота со звонницей. Церковному комплексу вернули первоначальный исторический вид.
Видно, что колокола на звонницу еще не успели установить.
Если сравнить с фотографией 2007 г. то можно увидеть, что оконные проемы в алтаре и на первом и частично на третьем этаже заложены, а в оконных проемах вставлены современные пластиковые рамы.
Внутри храм тоже приведен в порядок. Стены побелены, на них размещены как современные, так и старинные иконы. Установлен главный иконостас. В храме уютно и благолепно.
После завершения реставрационных работ 2 июня 2013 г. митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иоисиф совершил освящение Казанского храма. С тех пор в Казанской церкви проходят регулярные богослужения, а само здание украшает Шереметьевский проспект.
Когда делал вечерние фотографии храма, раздался мелодичный колокольный звон.
А еще от Казанской церкви 4 ноября в день память Казанской иконы Божией Матери у нас бывает крёстный ход.
P.S. На канале несколько ранее была публикация еще об одной Казанской церкви, но только деревянной, и тоже старообрядческой. У нее так же оказалась сложная история. В Иванове было всего два старообрядческих храма, и оба со сходной судьбой, меняли свой статус по несколько раз. Но этой церкви больше повезло, чем деревянной, которая несколько лет назад сгорела дотла.
Источники информации. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена – Иваново: ИД «Референт», 2022.
Сайт sobory.ru