Найти тему
авто +

Компьютерная диагностика автомобиля своими силами - оборудование, возможности, можно ли что-то сломать

Компьютерная диагностика позволяет не только выявлять неисправности, но и предлагает ряд других функций. Чем профессиональнее (и дороже) оборудование – тем больше возможностей. Но даже при использовании дешевых и простых в эксплуатации приборов можно самостоятельно проверить ошибки и параметры работы многих узлов.

Первые универсальные диагностические разъемы OBDII (On Board Diagnosis 2nd Generation) появились в автомобилях в 1996 году. С тех пор началось интенсивное развитие электронной диагностики автомобилей. Раньше каждый из производителей разрабатывал свои системы и они никак не были совместимы друг с другом.

Внедренный стандарт принес новое качество: все автомобили должны иметь одинаковую розетку, коды неисправностей, связанные с выбросами выхлопных газов, являются общими для всех, а для обмена данными должны использоваться фиксированные стандартизированные протоколы. Решение оказалось гениальным ходом, так как позволяло проверять основные неисправности двигателя универсальными приборами.

Цены на любой бюджет

Простейшие тестеры, доступные за несколько тысяч рублей, позволяют считывать только универсальные коды неисправности двигателя в автомобилях без сети CAN.

Чуть более продвинутые интерфейсы можно подключить к компьютеру или смартфону, они позволяют в автомобилях с сетью CAN не только считывать основные ошибки двигателя, но и просматривать сигналы датчиков (например, температуру, обороты или даже угол открытия дроссельной заслонки или напряжение лямбда-зонда).

Усовершенствованные диагностические тестеры, очень часто предназначенные для работы с ноутбуком, позволяют не только считывать ошибки, но и изменять некоторые заводские настройки.

Необходимые знания

Для людей без опыта компьютерной диагностики форма отображаемых сообщений может оказаться неожиданной. Там нет упоминания об источнике ошибки. Как правило, это сообщения типа «давление наддува слишком низкое», что вполне может свидетельствовать о выходе из строя датчика давления, повреждении турбокомпрессора или… ослабшем хомуте шланга интеркулера.

-2

Нередко отображаются только числовые данные - номера ошибок (например, ошибка 573) или числовые значения (например, -0,68). Неискушенный в этом вопросе человек будет обречен на работу с базовыми функциями — например, удалением ошибок или сервисной инспекцией.

Для полноценной диагностики необходимы профессиональные знания. В крайнем случае можно разобраться с вводом кода ошибки и марки автомобиля в интернет-поисковик. В случае с популярными моделями это действенный метод.

Что такое диагностические компьютеры для автомобилей?

-3

Диагностические компьютеры можно разделить на несколько групп. Те, которые используются профессионально, могут быть независимыми, оборудованными дисплеем, которые подключаются к диагностическим системам автомобиля с помощью разъема OBDII. Такие тестеры имеют предварительно загруженное программное обеспечение и управляются с помощью сенсорного экрана.

В других случаях так наз. диагностический интерфейс, который необходимо подключить к компьютеру (кабельному или беспроводному), на котором установлено специальное программное обеспечение. В этом случае покупатель получает интерфейс и программное обеспечение.

Есть и более дешевые интерфейсы для USB-розеток, которые используют Bluetooth или Wi-Fi для подключения к обычным смартфонам с установленными диагностическими приложениями.

Для чего они?

Уже более 15 лет автомобили оснащаются системой самодиагностики под названием OBDII. Электрические системы узлов автомобиля содержат датчики, которые непрерывно контролируют параметры их работы. При фиксации превышения установленных значений фиксируют так называемую ошибку, а на часах автомобиля отображается соответствующий индикатор, например, check engine. Благодаря диагностическим тестерам можно подключиться к системе OBDII автомобиля и считывать текущие параметры работы основных узлов — в случае с профессиональными приборами со всех электронных модулей в автомобиле, в более дешевых продуктах обычно ограничиваются двигателем или АКПП.

-4

Проверка автомобиля на практике

Диагностические устройства подключаются к электронным модулям автомобиля через разъем OBD, поэтому первый шаг — найти его. Интерфейсы с дисплеем также получают питание от этого разъема. Устройство должно быть совместимо с шиной данных, установленной в тестируемом автомобиле. В старых моделях это были установки без сети CAN, в более новых у нас есть протокол CAN, а в современных автомобилях - например, UDS. Обычно тестеры поддерживают разные системы.

Какие компоненты можно проверить

Самые дешевые диагностические приборы и телефонные приложения позволяют проверить, в первую очередь, двигатель, а иногда и, в некоторой степени, АКПП. В первую очередь это касается обнаружения ошибок и удаления их из памяти контроллеров, либо удаления сервисных напоминаний. Однако на этом возможности диагностики не заканчиваются.

Для проверки работы других элементов автомобиля, таких как ABS, ESP, система подушек безопасности, кондиционер и т. д., нужны профессиональные приборы, ввиду их цены, имеющиеся в автосервисах. Очень часто тестированию подлежат и дополнительные элементы – например, регулируемая подвеска, ксеноновое освещение или парктроник.

Не каждый, даже продвинутый, диагностический компьютер справится со всеми автомобилями. Зачастую СТО необходимо оборудовать несколькими интерфейсами, позволяющими безошибочно диагностировать конкретный автомобиль – универсальные устройства могут вообще не считывать некоторые ошибки.

Двигатель

-5

Даже простое и относительно дешевое устройство позволяет, например проверить:

  • контроль состояния форсунок (отображает коррекцию доз топлива по отдельным цилиндрам)
  • управление системой наддува (считывание давления наддува)
  • проверка синхронизации - показывает натяжение ремня ГРМ
  • контроль работы отдельных систем, например, работы свечей накаливания
  • в случае более дорогих устройств есть возможность адаптации модулей, например, после замены деталей

Шасси

Тестер может выявить неработоспособность систем ABS, ESP, проблемы с работой дополнительного электрического тормоза. В автомобилях с системой электроусилителя руля тестер проверит работу датчиков рулевого управления, калибровку всей системы, состояние электроусилителя руля. Ошибки, связанные с системой рулевого управления, часто указывают на послеаварийную историю автомобиля. Хорошие тестеры не только выявляют общие ошибки АБС, но и указывают конкретное место неисправности (например, неисправный датчик).

Подушки безопасности

Если на приборной панели горит лампочка подушки безопасности, тестер «ответит» на вопрос, в чем на самом деле проблема. Иногда это изношенная лента подушки руля, иногда - перегоревшие натяжители или подушки.

-6

  • Ни один заводской тестер, даже самый дорогой, не обнаружит резистор, который был воткнут в установку для «замены» сработавшей подушки безопасности. Для устройства сопротивление в системе будет соответствовать правильной работе.

Комфорт и другое оборудование

Под общим лозунгом «комфорт» скрывается в основном все оборудование автомобиля — от кондиционера, аудиоаппаратуры или управления автоматическим закрыванием окон до работы магнитолы или навигации. Тестер также может проверить состояние ксенонового освещения и парктроника.

  • для активации дополнительных функций (например, отложенное выключение света после выключения двигателя) необходимо устройство высокого класса
  • некоторые тестеры имеют возможность запускать самодиагностику комбинации приборов.

Предупреждение!

Будьте осторожны с кодированием и адаптациями.

Некоторые тестеры позволяют не только считывать данные, но и корректировать определенные настройки или адаптировать вновь установленные компоненты. Любителям без опыта стоит держаться подальше от этих вкладок в меню, потому что можно по незнанию испортить машину.

В большинстве случаев диагностический компьютер не дает простых ответов на вопросы об источнике неисправностей — информация предоставляется в виде кодов или показаний параметров, которые необходимо правильно интерпретировать. Для этого необходимы специальные знания и информация для сравнения полученных результатов с правильными значениями. Вы не всегда сможете сделать это самостоятельно.