Собирались с МГУ-шными однокурсниками-журфаковцами (если точнее, то с однокурсницами-журфаковками – сейчас в моде феминитивы) в воскресенье поглазеть на дулевский фарфор, но – увы! – по выходным экскурсии на фарфоровом заводе в Ликино-Дулёво не проводятся. И тут нашей замечательной Лене Дроздовой-Погореловой (она же Погорелова-Дроздова) так удачно под руку подвернулась Гжель и гжель. Что бы это значило? А значило это, что в наши оконца неожиданно заглянуло солнце.
Вот и воскресный день не пропал зря, ибо... с женой моей мы с самого утра, чтоб не запаздывать в музей, отбы́ли со двора.
– Я повезу тебя туда! – сказала мне жена. И, сев за руль, собой горда, умчала пацана (в малиновый рассвет).
***
…Обещалось, что дорога будет совсем плохой. Ан нет! Хоть и повёл навигатор к Егорьевскому шоссе «козьими тропами», но в пробку попали только один раз – на каком-то железнодорожном переезде.
Вырвались на Егорьевское шоссе. Асфальт есть и без колдобин. Тут пробок не было.
За два часа добрались до Успенского собора в селе Гжель.
…Общая встреча была назначена на 12 часов дня. Мы приехали самыми первыми – на минут 30-40 раньше «часа иск».
***
Первое упоминание об Успенской церкви (церкви Успения Пресвятой Богородицы) в селе Гжель относится к первой половине XVII века, но та прежняя деревянная вдруг возьми да и сгорела ни с того ни с сего.
Нынешняя (на том же месте) построена в 1859 году, а через 30 лет была кардинально перестроена. В 1938 году её вообще закрыли. Понятное дело, сделали это коммунисты-большевики, борцы с «опиумом для народа». Дальнейшая история православного святилища описывается так: «За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия Всесоюзного Общества слепых. В 80-е годы храм переходит к НПО “Синь России”, которое использует его как цех по производству нетканых материалов…»
Короче, после всех перипетий церковь прекратила быть «опиумом для народа» и превратилась не просто в нектар, а в эликсир жизни. То есть с 1998 года храм снова в лоне православной церкви, его начинают восстанавливать, но… реконструкция длится до сих пор.
***
…У подъезда (на площадке для автомобилей паствы/прихожан, сочувствующих и сторонних наблюдателей) – яблоку негде упасть. Иначе говоря, личную машину совершенно негде поставить. А всё потому что в храме идёт служба.
Но супруга нашла, куда приткнуться. Мы встали, кажется, в неположенном месте.
От купола Собора, вернее, от всей церкви по небу расходятся яркие световые полосы. Божественные/cвятые лучи? Или это играют зарницы?
Оцените, на каком снимке их видно лучше?
Кстати, на мобильнике супруги «полосы-лучи-зарницы» вышли намного лучше – так, как было в реальной в жизни. Но у неё и айфон более высокого класса, нежели у меня (не десятый, а двенадцатый). Потому и качество снимков… качественнее.
***
Это внутри Собора.
Идёт служба.
В отличие от стоянки перед Собором, здесь есть где упасть яблоку. Не в тесноте и не в обиде. Но даже если бы было в тесноте, то всё равно не в обиде.
Стены и купол храма облезлые – видимо, это признаки той самой реконструкции, ведущейся с 1998 года, о которой везде пишется (сообщается доверчивым гражданам). Однако я недоверчив и мне показалось, что просто отшелушивается краска из-за некачественного косметического ремонта.
***
А вот какой замечательный домик как раз (или почти) напротив Собора по другую сторону проезжей дороги. В общем-то не сам домик, а резные наличники на окнах и мезонине («гуляй да пой станичники!»). Подобной лепоты мы увидим вокруг ещё немало (хотя сами деревянные домики часто будут производить впечатление очень скромных/бедных).
***
Эвакуатор нашу машинку не эвакуировал – и то счастье! Похоже, тут нет эвакуаторов. Не додумались ещё дополнительную статью дохода для пополнения местного бюджета изобрести (или для разбухания частного кармана особ, приближённых к императору). Поэтому… и как тут не посетить магазин с гжелью, что рядышком? Раз храм Господен – точка активного «входящего» и «исходящего» трафика, то и магазину тут самое место. Помолившись и отведя душу, кто-то, авось, сюда и за материальной красотой заглянет. В общем, место проходное, намоленное.
…Вот мы же с супругой, к примеру, в магазинчик заглянули. Причём, я-то – очень понятно почему: куда иголка – туда и нитка.
Ох, и много же, начиная с этого места будет кругом гжели-гжели-гжели, фарфора-фарфора-фарфора. Глаза разбегутся в разные стороны (хотя и не сойдут со своих мест).
Жена сразу прикупила один из колокольчиков, стоящих на витрине (да-да, это не просто «статуэтки-дамочки-скульптурки», а именно что колокольчики: динь-динь-динь-дилинь). Она собирает таковые со всех стран, городов и весей, в которых мы бываем. У любимой супруги уже целая огромная коллекция – колокольчики ставить некуда, но… парадные места всё равно где-нибудь да находятся. Не лежат колокольчики в запасниках и в чуланах!
…Как думаете, какой колокольчик из тех, что на снимке ниже, прикупила супруга? Ларчик откроется просто, но позже, то есть своевременно…
За полчаса осмотрели всё. Покупки тоже сделаны. Следующим у нас по плану был Дом Салтыкова. Но впереди (на карте/навигаторе) маячит ещё один храм, в план нашего коллективного (группового) путешествия не входящий.
Храм называется церковью Вознесения Господня.
Эх, была ни была! Пока девушки подъедут, пока осмотрят Успенский собор, до следующей «точки» общего посещения успеем охватить дополнительный объект. Вперёд!
До религиозного объекта (Вознесенской церкви) – всего два шага (условно), но село уже другое – Речицы. И не поймёшь, где кончается одно (Гжель) и начинается другое (Речицы). Во всяком случае дорога (улица), по которой мы проехали, одна и та же
…Вот мы 38-м километре Егорьевского шоссе.
Останавливаем машину возле… магазина с гжелью и пешком идём в храм.
По пути к церкви встречаем такой вот замечательный домик. И как не отснять его наличники («гуляй да пой, станичники)?
А вот и Храм Вознесения Господня.
На мой непрофессиональный взгляд, внешне/по архитектуре выглядит намного симпатичней, нежели Успенский собор, который мы только что посетили.
Если сложить два снимка ниже в один, то и получится храм целиком. Отойти на дальнее расстояние, чтобы он влез в кадр весь, с этой стороны я не мог – мешала ограда.
***
Немного истории из источников, заслуживающих моего доверия: «Вознесенская церковь построена на пожертвования купцов и простых прихожан. Главный придел в честь Вознесения Христова был освящен в 1860 г.; приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святого великомученика Георгия Победоносца – в 1866 г. Храм кирпичный, однокупольный, внушительных размеров. Изначально он не отапливался. К концу XIX века стараниями прихожан, а также соседних приходов, к нему пристроили теплый храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла – с двумя печами, облицованными кафелем, изготовленным на местном Коняшинском заводе. В это же время возвели кирпичную трехъярусную колокольню в русском стиле. В советское время храм не закрывался. В 1970-2000-х гг. проведены ремонтно-восстановительные работы. В 1981 г. был расписан алтарь в Петро-Павловском зимнем храме. В 1985 г. реставрированы и расписаны его стены. В 1999 г. – перекрыт медью купол холодного храма, установлен новый крест…»
***
Этот храм в отличие от Успенской церкви в момент нашего его посещения почти пуст. Даже как-то стрёмно ходить тут парочкой и делать фотографии. Эх, была ни была или… только не была?
И тут мой зоркий глаз (оба глаза) увидел(-и), что у алтаря стоит молодая красивая девушка (по внешнему очень скромному виду похожа на прихожанку храма или даже на служительницу) и что на профессиональный фотоаппарат делает съёмку свечей, икон, алтаря. Значит, всё окей. Значит, можно. Не может же быть в храме Божьем двойных стандартов! Не может быть так, чтобы для юных красивых девушек – можно, а для пожилых дядек – напротив, нельзя! Не верю (как подсказал мне Станиславский)!
Как же прекрасен деревянный алтарь с куполом над ним.
Атмосферно, как сказали бы раньше! Да и сейчас можно так сказать, хоть слово из моды вроде как вышло.
И вдруг подходит пожилая служительница и говорит: тут снимать нельзя. Это когда я объективом мобильника только-только нацелился на раку с чьими-то мощами (а в этой церкви, судя по описаниям, есть мощи священномученика Игнатия Богоносца, апостола Варнавы, преподобного Авраамия Затворника, преподобного Антония Римлянина).
Нельзя – значит, нельзя. Мобильник опущен вниз. Рака в кадр не попала.
Молодая девушка тем временем как ни в чём ни бывало продолжала открыто снимать – ей замечание сделано не было. Конечно, я подивился, но вида не подал.
Пошёл я (так и хочется приписать «солнцем палимый, ветром гонимый») просто осматривать великолепный/чудесный/просто сказочный алтарь и одиночные иконы, висящие на стенах и на опорных колоннах/столбах купола/церкви.
Минуты через 3-5 подходит та же служительница и строго/подозрительно спрашивает:
– Вы с венчающимися [или с повенчанными – как-то так, не помню точно]?
– Нет, – отвечаю.
– Тогда покиньте храм… – ещё строже сказала служительница.
– Почему? Что случилось?
Но осталось без ответа. Строгая служительница уже показала свой тыл. Видимо, мавр сделал своё дело (сказал, как надо поступить) – мавр может уйти. Или мавр в данном случае – это я: надо уйти?
Думаю: может, потому, что при входе мы с супругой свечек не прикупили? Но вроде вошли свободно, запрета не было. И предложений, от которых невозможно отказаться, сделано не было.
Жена, скрытая где-то за колоннами, продолжала осматривать церковь, не зная, что нас из Храма уже выгнали. Впрочем, выгнали меня, а не её, потому и не знала.
Но пока она ко мне не подошла, я не ушёл.
Из храма мы вышли вдвоём.
…Я остался в недоумении (моего лица тут никто не увидит).
***
Мы были уже совсем недалеко от Дома Салтыкова, когда в группу вотсап/WhatsApp пришло сообщение, что к Успенской церкви (месту общего сбора) приехала первая однокурсница. Так сказать, с небольшой 10-15-минутной задержкой. Кто-то продолжал быть ещё в пути-дороге («в дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём…»)
…Но это уже почти другая история. Хотя, нет! Та же самая!
P.s. А ларчик просто открывался. Колокольчик, купленный супругой в магазине рядом с Успенской церковью (или так: в первом магазине, который мы посетили).
Снимок сделан уже дома.
…Дама средь цветов на окне.
Продолжение следует