Глубокий фильм в форме лёгкого приключения. Гений Никиты Михалкова разминался ? Да нет - с места в карьер. Всё и сразу. Большинство смотрело этот фильм . Содержание известно. Наиболее интересны два небольших, но важнейших сюжета внутри фильма .
1 .Предательство .
На оптимистической картинке, так называемые верные друзья. Известно, что Шилова заманили в ловушку, подпоили , он всё честно рассказал "друзьям", после того как пришёл в себя и сам к ним вернулся . Но ощутил полное отчуждение, холод.
И только Сарычев (Солоницын) твёрдо решил разобраться , остальные кричали "не верю" , но явно подозревали именно Шилова . Было ясно, что работал крот , информатор, среди них ...но "друзья" подумали сразу на Шилова. Достаточно зловещая фигура Сарычева , кстати, похоже выражала отношение авторов фильма к потрясениям февраля и октября 17-го. Но именно Сарычев провёл толковое расследование без применения настольных счёт и шашки Забелина, лучшего "друга" Шилова , предавшего его самым первым. Что оставалось Шилову ? Только бежать от этой шайки "друзей", самому отбить золото и вернуть честное имя. Есть ещё показательный эпизод . В машине Шилов наконец-то вспомнил Ванюкина (Калягин) ,но не стал обращаться к "братьям по оружию" - с ними всё ясно , его предали...вот тут-то он и решил действовать в одиночку.
2. Золото.
Шилову "повезло" , поезд не ушёл -
в прямом и переносном смысле. Что же было в саквояже ? Какое-такое золото ? Да трижды награбленное . Т.е. не грабь награбленное. А грабь, и ещё раз грабь награбленное - три в одном. Сначала паразиты, мироеды, буржуи и прочие эксплуататоры ограбили народ, теперь их самих ограбили в благих целях спасения голодающих (как случился голод в стране экспортёре зерна не уточняется) ...и дошло до того , что очередным грабителем оказался разбойник-романтик Брылов. Кстати, бывший есаул, иными словами раскулаченный казак. Круг замкнулся ? Вернул вольный казак своё? Не тут-то было. На него свалились Шилов, Лемке и Каюм. Именно эти четыре героя, четыре русских (в широком смысле) человека и разыграли почти шахматную партию , где приз - мешок , да нет - цивилизованный саквояж золота.
Что ими двигало ? Каюм ничего не видел в жизни, кроме работы на бая, он и захотел просто и незатейливо стать баем. Он же не знал, что кто-то там опирается в своей борьбе на рабочий класс и беднейшее крестьянство (если кто помнит). Лемке и Брылов потеряли всё , это у них грабили награбленное имущество , и они попытались что-то вернуть. И если Лемке сразу решил свалить с деньгами за пределы страны, то романтический бандит по неволе с большой железной дороги Брылов , ещё на что-то надеялся. Мечтал на вырученные деньги снять кино . Он художник в его ограбленной обстоятельствами душе. И замечательная фигура Шилова.
Это человек чести и чувства долга. Большого достоинства и ума.Психолог. Как он умно разговаривал с Каюмом - с надеждой, пытался объяснить, что перемены в стране скорее ему на пользу, чем во вред.Как он быстро понял всю душевную растерянность Брылова. Сразу при встрече стал грубо давить на него ...и не получил пулю, хотя очень рисковал. Лемке можно было сломать только физически , соответствующую меру воздействия и использовал Шилов. К каждому свой подход. Действовал ли Шилов по идеологическому убеждению. Отчасти да. Он сделал свой выбор. И теперь, как человек долга и совести отстаивает выбранную им самим политику. Но не только это. Он свободный человек и выше материального. Шилов знает о своих способностях, талантах . Его призвание - руководство в армии, в спец.службах , в больших экономических проектах. Для него важнее работа, результат ...на таких людях держится общество.
В фильме много символов, часть которых я отметил. Но главный - разбитая карета. Это то самое бессмысленное и беспощадное , о котором говорил Пушкин. Даже здесь в фильме это выглядит глупо. Карета может пригодиться - запряг лошадь и отвёз раненого , больного , что-то срочное из документов. Её радостно ломают от избытка минутного счастья . Получилось как со страной, до основания , а затем. Что было затем , все уже знают. Просуществовало это крайне не долго и не прочно...достаточно было появления молодого , перспективного руководителя с чрезмерно активной супругой и всё мгновенно перестроилось и как-то незаметно всеми дружно про.ралось.
Удивительная часть фильма - музыка Артемьева. Она почти материальна, как часть декорации, и одновременно часть смысла. Вообще фильм удачный. Шикарный памятник всем создателям картины. Что там можно убавить, прибавить, улучшить ? Да, ничего. Именно такие произведения и становятся по прошествии времени шедеврами.