Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по Некрополю мастеров искусств в Санкт- Петербурге. Одним из самых почитаемых захоронений в этом своеобразном музее под открытым небом является могила великого русского композитора
Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857)
роль, которого в русской музыке сравнима с ролью Пушкина в русской литературе.
М. И. Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении, принадлежавшем его отцу Ивану Николаевичу Глинке. До 13 лет воспитывался и учился дома. Первые уроки музыки получил от своей гувернантки Варвары Кламмер , специально выписанной для его воспитания из Санкт – Петербурга.
В 1817 году родители переезжают в Петербург и отдают сына на обучение в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете. Его одноклассником и добрым приятелем во время учебы стал Лев Пушкин – младший брат будущего «солнца русской поэзии», с которым у Глинки так же сложились вполне дружеские отношения.
После окончания пансиона Глинка получает место помощника секретаря Главного управления путей сообщения, но все свободное от государственной службы время тратит на сочинение музыки. Именно тогда им были написаны получившие в дальнейшем широкую известность романсы на стихи, Баратынского, Пушкина, А.Я. Римского – Корсакова, а также произведения для струнного оркестра. Он много общается с Жуковским, Грибоедовым, Одоевским и другими видными деятелями культуры того времени.
В 1830 году Михаил Иванович отправляется в Европу, где останавливается на несколько месяцев в Германии, а затем едет в Италию, считавшуюся в то время центром мировой оперы. Считается, что именно тогда у него возникла мысль создании, первой русской национальной оперы.
В Россию он вернулся в 1834 году, получив известие о смерти отца. В 1835 году он женится на Марии Петровне Ивановой и вместе с молодой женой уезжает в свое имение Новоспасское, где приступает к работе над оперой о русском национальном герое Иване Сусанине, сюжет которой ему подсказал Василий Андреевич Жуковский.
Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года на сцене Петербургского Большого театра (ныне Петербургская консерватория). Успех был просто феноменальным. Глинка стал настоящим героем своего времени и был удостоен личной благодарности государя императора Николая I.
Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки» на музыку Владимира Одоевского который исполнили на торжественном чествовании композитора в доме А.В. Всеволожского:
«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!».
Вдохновлённый успехом Глинка практически сразу приступил к работе нал оперой «Руслан и Людмила». Известно, что между Глинкой и Пушкиным существовала принципиальная договоренность о том, что Александр Сергеевич, при работе над оперой выступит в роли либреттиста. Однако этим планам, как известно, помешала трагическая гибель поэта.
Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась ровно через 6 лет после премьеры «Жизни за царя» и была встречена, мягко говоря, прохладно. Критики превозносившие первую русскую оперу, обрушились на композитора с обвинениями во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Эта творческая неудача в купе с не сложившейся личной жизнью привела к тому, что начиная с 1844 года, и до самой своей смерти Михаил Иванович жил главным образом за границей, бывая в Петербурге лишь наездами.
Скончался Михаил Иванович Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года и был похоронен на одном из местных лютеранских кладбищ.
В мае того же года по настоянию младшей сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой прах Михаила Ивановича был перезахоронен в Санкт Петербурге на Тихвинском кладбище Александра – Невской лавры.
Непосредственно транспортировкой занимался один из близких друзей Михаила Ивановича Василий Павлович Энгельгардт, астроном и музыкант – любитель.
Гроб, с телом великого композитора упакованный в большой ящик с надписью «Фарфор», что сразу вызывает ассоциацию с «Каноном в честь М. И. Глинки» приводившимся выше, был доставлен в Петербург на пароходе «Владимир».
Все хлопоты по сооружению надгробия композитору взял на себя известный музыкальный критик и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов.
Эскиз памятника разработал архитектор И.И. Горностаев.
В центре стелы он предложил поместить медальон с портретным барельефом композитора, который выполнил скульптор Н. А. Лаверецкий под руководством своего учителя – С. С. Пименова, хорошо знавшего Глинку. Открытие памятника состоялось в 1858 году. Во фризе надгробия была помещена нотная цитата из заключительного хора «Жизни за Царя»: «Славься», что было сделано впервые в русской скульптуре, но в последствие стало традиционным для памятников российским композиторам. К сожалению, до наших дней не сохранилась ограда обрамлявшая место последнего покоя великого русского композитора.
Она была установлена в 1888 году и получила название «Музыкальная скрижаль». Общая идея принадлежала все тому же Стасову. Эскиз разработал архитектор И. П. Ропет, а непосредственным изготовлением ограды из кованного железа занимался мастер К.И. Винклер.
Как видно даже по этому рисунку ограда внешне напоминала Царские врата, устанавливаемые в алтарной части храма и символизирующие собой врата Рая. На створках – скрижалях ограды были нанесены названия главных произведений Глинки опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», а сияние над ними божественность великой музыки.
В 1906 году рядом с горячо любимым братом была похоронена Людмила Ивановна Шестакова.
В 30- е годы 20-го века когда начались работы по формированию Некрополя мастеров искусств ограда очевидно показавшаяся новым властям слишком религиозной была демонтирована и сегодня захоронение выглядит вот так
Интересным является тот факт, что первое место погребения М. И. Глинки в Берлине так же сохранилось. Более того, в 1947 году в честь девяностолетия со дня смерти великого русского композитора на месте его первого упокоения был установлен памятник
Автором памятника стал русский художник, скульптор и писатель Василий Николаевич Масютин (1884 – 1955). Бывший офицер Русской армии, эмигрировавший в Германию, после Великой Отечественной войны тесно сотрудничал с советскими оккупационными властями. Кроме памятника – кенотафа М. И. Глинке выполнил ряд работ по архитектурно-художественному оформлению здания Посольства СССР в Берлине.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.