Неожиданно выяснилось, что работы Вермеера Гиммлеру продал Хан ван Меегерен. Когда американцы - а это именно им Гиммлер сдался по окончании войны, - обвинили Хана ван Меегерена в сотрудничестве с нацистами. Ван Меегерен вынужден был сознаться, что это он сам нарисовал картину. А чтобы доказать это, предложил нарисовать еще одну. Чтобы американцы поверили, мягко говоря, что он не сотрудничал с нацистами, а обманул.
Написанная за три месяца картина "Молодой Христос" помогла ему избежать смерти. Наказание было заменено небольшим сроком тюремного заключения.
А началось все с Абрахама Бредиуса. Он предположил, что в мире еще могут быть найдены неизвестные полотна Яна Фермера. На знании этого факта и был построен расчет ван Меегерена.
Впрочем, Хан ван Меегерен и сам великолепно рисовал. Он с детства увлекался искусством. Отец, пусть даже и не поддерживая увлечение сына живописью, направил его учиться в Делфтский технический университет на архитектора. Что не совсем соответствовало пристрастиям сына, но все же было близко к искусству, - требовалось много чертить, - и гораздо более практично с точки зрения будущих заработков. Сын не преминул использовать эту возможность и в результате получил Золотую медаль за великолепно стилизованный под XVII век акварельный рисунок.
Есть художники, которые идут в авангарде искусства. Они являются его движущей силой, придумывают и реализовывают новое. Ван Меегерен предпочел смотреть в прошлое. Его не прельщали ни расцвет импрессионизма, пришедшийся на его юность, ни авангард. Его настоящим увлечением были старые мастера. Но кто в двадцатые годы купит реалистический пейзаж? Хороший вопрос.
А надо было как-то жить.
В 1922 году после трех месяцев путешествия по Италии он проводит выставку произведений на библейские темы. Вот тут-то, возможно, у него и зародилась идея копировать произведения старых мастеров, которая впоследствии привела его к необходимости спасать свою жизнь, по иронии судьбы, копированием произведений старинных мастеров.
А что же Вермеер? Вот здесь кроется еще один интересный факт. О жизни Яна Вермеера известно очень и очень мало. Зная об этом, можно было предположить возможность интереснейших и неожиданных искусствоведческих находок.
Семья Вермеера была тоже из Делфта. Отец занимался шёлкоткачеством и продавал предметы искусства. Его сын, Ян Вермеер (герой нашего героя), впоследствии пошел по стопам отца, вступил в Гильдию Святого Луки, получив право торговать. Нет сведений о том где и у кого учился способный мальчик, но для вступления в Гильдию Святого Луки требовалось обучение живописи у мастера, состоявшего в Гильдии. Ну и конечно, занимаясь искусством, в семье не могло не быть знакомств с художниками. В общем, поле вариантов, кто мог обучить способного юношу живописи, достаточно большое.
Здесь мы подходим к еще одному интересному факту. После женитьбы Ян Вермеер управлял трактиром, где по совместительству продавал искусство, руководил Гильдией. Предположительно рисовал мало, всего пару картин в год. Кстати, ему очень хорошо платили за них. Слыл хорошим экспертом по искусству.
Сложив эти факты воедино, вполне можно было предположить, что он мог рисовать больше, и вполне могли быть полотна, которые в силу пробелов в его биографии, неожиданно обнаружены.
Большую роль в том, что поиски велись более чем активно, сыграла высокая ценность, мизерное количество известных его работ, большое количество пробелов в его биографии.
Ван Меегерен написал четырнадцать подделок под Яна Вермеера, опираясь именно на вышеизложенные факты. Поскольку Абрахам Бредиус (голландский искусствовед) сделал предположение, что найденные картины могут быть посвящены религиозным сюжетам, Ван Меегерен, использовав его мнение, написал картину "Христос в Эммаусе", в расчете именно на его реакцию. Что ожидаемо и произвело фурор среди искусствоведов.
И побудило ван Меегерена написать еще пять сюжетов. Он поступал весьма осмотрительно. Использовал реплики из его известных работ, но с небольшими изменениями. Приходилось соблюдать тайну, чтобы "проделки Фикса" не выплыли наружу.
Для состаривания поверхности он использовал масло сирени. Для маскировки запаха, в его мастерской стоял букет сирени. Покупателям аромат сирени, исходивший от полотен он объяснял соответствующим образом.
По современным меркам, найденные оригиналы были проданы за миллионы. Ван Меегерен мог позволить жить себе на широкую ногу.
Однако не все искусствоведы поддерживали Абрахама Бредиуса в том, что найденные произведения оригиналы. Морис ван Данциг, через несколько лет после презентации картины "Христос в Эммаусе", получил возможность более подробно ее исследовать. И вот тут-то у него и зародились сомнения, опубликовать которые ему помешала Вторая мировая война. Война же, по иронии судьбы, раскрыла грандиозное мошенничество.
Несмотря на мошенничество и жажду денег, Хан ван Меегерен все же снискал славу не только как высококлассный поддельщик картин, но и как художник, авторские работы которого тоже высоко ценятся. И кто знает, не соблазнись он случаем, который сам шел в руки, получить легкие деньги, возможно, он заработал бы славу на своем имени.
#вермеер #меегерен #живопись #искусство #художник