В советских фильмах священнослужителей показывали. Хоть эта тема и была сложной, но от нее не отказывались. И сегодня вдвойне интересно пересматривать старые кино СССР, где изображали «служителей культа».
Собственно, в общем и целом показывали 4 варианта:
1) священники в контексте исторического и (или) классического сюжета.
В этом случае можно было не волноваться, что кому-то не понравится идеологический фон, – ведь отражали реальную историю и (или) признанную художественную классику.
Взять хоть старца Зосиму в «Братьях Карамазовых» 1968 г., последней работе Ивана Пырьева.
Режиссера не стало во время съемок. И последние сцены за него снимали актеры, игравшие в этом кино главные роли: Михаил Ульянов и Кирилл Лавров (соответственно, братья Дмитрий и Иван).
Старец здесь был показан крайне уважительно, несмотря на советское время.
Да, конечно, звучала одна фраза (сказанная у самого Федора Достоевского), которую с натяжкой можно было бы отнести к «идейной ревности» социализма к религии:
Но именно что с натяжкой. При глубоком же размышлении фраза во многом объясняла внезапное падение старца Зосимы на колени перед Дмитрием Карамазовым («великому будущему стpaдaнию его поклонился»).
Поясню цитату на фото.
От тела новопреставленного старца сразу же, даже ранее, чем у обычных людей, начал распространяться «тленный дух». Это повергло в уныние монахов, ждавших, что старец свят, стало быть, его останки не будут тлеть и начнут благоухать.
Над этим и смеялся Дмитрий.
О причине столь раннего проявления бренности плoти критики высказывали много предположений.
Лично мне кажется, Достоевский в том числе хотел показать, что мудрыми, глубокомысленными, высоко духовными, проповедующими любовь к Творцу и миру бывают не только святые, но и обычные люди, и это прекрасно. Не только темные силы сидят в простом человеке...
Критики после фильма Пырьева во многом пришли ко мнению, что старец Зосима – самый идеальный персонаж Достоевского. Без прикрас и иронии.
Да и Андрей Мягков в роли Алеши Карамазова в черной рясе выглядел, хоть и необычно для этого актера, но весьма достойно и проникновенно;
2) священники в юмористическом контексте.
Таких было мало. Но все же веяния времени сказывались. Еще с дореволюционных времен простой народ порой посмеивался над «служителями культа». Продолжилась традиция и в советское время.
К примеру, весело, но неуместно и нелогично звучала фраза священнослужителя «еще раз убеждаюсь в величии человеческой души... расстригусь..!» в советской комедии Алексея Мишурина и Николая Литуса «Королева бензоколонки» 1962 г. (с этими словами он с помощью мирских ребят ехал догонять транспорт, от которого отстал);
3) священнослужители как деятели истории, а также игроки – в широком смысле.
Возьмем хоть кардинала Ришелье из фильма Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г.
Это высшее (после Папы римского) духовное лицо Католической церкви было показано как лицо умнейшее… но не чуждое человеческих грехов и склонное к интригам.
Кардинал в исполнении Александра Трофимова (и в озвучке Михаила Козакова) получился фигурой почти мистической. Не даром, решив завербовать понравившегося ему прыткого гасконца, кардинал играл с ним именно в шахматы, эту самую загадочную игру, которую издавна ассоциировали с театром жизни;
4) священники как мудрые учителя, советчики, друзья, люди высоко духовные и в самом светлом смысле слова не от мира сего.
Как тут не вспомнить фильм Андрея Тарковского 1966 г., изначально названный в религиозной традиции «Страсти по Андрею», а затем переименованный в «Андрея Рублева». Каждый из показанных там образов священнослужителей был неповторим, картина получилась философская, сложная и одновременно рассказывающая о той простоте, которая гениальна.
Помимо собственно заглавного героя (в исполнении Анатолия Солоницына), здесь были тонко очерчены образы Даниила Черного (актер Николай Гринько), Феофана Грека (актер Николай Сергеев) и др.
Участвовали в этой картине и совершенно неожиданные для своих привычных амплуа актеры: Михаил Кононов, сыгравший юного монаха Фому; Юрий Никулин, воплотившийся в простого, но героического монаха-ключаря Патрикея, так и не открывшего тайн монастыря золотоордынцам; и др.
В кадре показывали, как татарский воин подходил к Патрикею с горячей ртутью, заслонял его от камеры своей спиной… а затем зрители слышали булькающие звуки…
Никулин прекрасно сыграл эту роль, и вдвойне прекрасно оттого, что мало кто ожидал его увидеть в таком амплуа.
Итак, фильмы в СССР священнослужителей показывали по-разному, но каждый раз уникально и достойно размышлений.
А вспомните ли вы советские кино по кадрам со священнослужителями? Давайте проверим.
Уважаемые читатели, делитесь: сколько баллов вы получил в тесте? И если вспомните другие кино со священнослужителями (монахами, кардиналами и др.), дополняйте! Интересно же. :)
п. с. Уточню, что в этом посте и тесте мы не скатываемся до «поминания всуе». Мы проверяем свою память, внимательность и наталкиваем себя на размышления. Ведь «поминание всуе» не означает, что говорить о священниках нельзя вообще. Говорить можно – но с уважением и светлыми целями.
п. п. с. В продолжение размышлений читайте Дзен-статью «3 причины, почему некоторые священники такие полные». И отгадывайте тесты, где надо назвать советский фильм по колоколу, плюс по судьям и сценам суда, а также по людям науки (или якобы людям науки).
#кино #культура #история #вера #религия #тесты