Автор - Элеонора Щеглова, член Союза художников России, Заслуженный художник Крыма
В Ялте, около концертного зала «Юбилейный», выстроились в ряд скульптуры, посвященные звездам нашей эстрады.
Здесь «Портфель Жванецкого», «Шляпка Клары Новиковой», «Трубка Ширвиндта», «Микрофон Кобзона» и другие. Их имена известны всем. А что знают ялтинцы об авторе этих скульптур?
Заслуженный художник Крыма Игорь (Григорий) Лысенко родился в 1964 году в Киеве, в творческой семье. Его мать - Леонора Рахлина – искусствовед, историк, краевед, блестящий знаток Киева.
Отец был военным моряком. Дедушка – Натан Григорьевич Рахлин – мировая знаменитость, гениальный дирижер, создатель советской школы дирижирования, Народный артист СССР.
Получив за заслуги перед страной Государственную премию, он построил на эти средства дачу в Мисхоре, посадил сад. Многие артисты, поэты и музыканты, цвет творческой советской интеллигенции, бывая летом в Крыму, обязательно посещали уютный сад Натана Рахлина. Сохранилась беседка, где они собирались за большим круглым столом. Эта мемориальная беседка видела многих, чьи имена сейчас составляют золотой фонд нашей культуры. Музыканты и певцы пели, здесь пел Иван Козловский, он очень любил бывать у своего друга. Шли разговоры об искусстве, творчестве, музыке. Маленький Игорь, каждый год приезжая летом в Мисхор, рос в этой атмосфере.
Музыка, поэзия, изобразительное искусство окружало его с детства и дома, в Киеве. Их двери всегда были открыты для искусствоведов, историков, поэтов, писателей – они были частыми гостями их радушного дома. Мать Игоря, Леонора, сумела создать в своей киевской квартире настоящий очаг культуры. Она писала стихи, изучала краеведение, историю искусства. Ее имя – Леонора Рахлина – прекрасно известно истинным знатокам и любителям истории Киева. О ее экскурсиях-лекциях до сих пор ходят легенды.
Воспитываясь в такой среде, Игорь очень рано начал творить. Он самозабвенно лепил с раннего детства. Его первое участие в выставках состоялось, когда мальчику исполнилось 5 лет. В дальнейшем он много и серьезно учился. Окончил Республиканскую художественную школу и Курский педагогический институт, факультет скульптуры. После окончания учебы, несколько лет проработав преподавателем изобразительного искусства, он полностью посвятил себя любимому делу. Он творил свободно и вдохновенно, овладевая самыми различными материалами, постоянно совершенствуя мастерство. Его творчество отличает свободное владение многими материалами – бронза, глина, гипс, мрамор, камень и др. Часто и много путешествовал, но Крым всегда был самым притягательным и любимым.
Игорь всё чаще задерживался на Южном берегу. Последние 25 лет он окончательно поселился здесь, покидая Мисхор только для интересных поездок, выставок, путешествий. Мисхор стал его вторым домом. Он построил творческую мастерскую. Сад наполнился прекрасными скульптурами, создающих удивительную и загадочную атмосферу. В 1998 году в память о своем великом дедушке Игорь организовал на даче частный музей Натана Рахлина. Его с удовольствием посещают музыканты и любители музыки. Игорь проводил здесь интереснейшие экскурсии.
В 1990 году Игорь встретил свою музу – Эллочку – которая стала его верной помощницей, соратницей (Эллочка тоже скульптор), женой, вдохновительницей.
С тех пор они творили вместе, и были неразлучны. Как горько звучит это слово «были»…Игоря не стало в июле 2021 года. Внезапно и беспощадно, и это трудно осознать тем, кто его знал. Это был человек, полный энергии творчества и жизни. Он был веселым и очень интеллигентным. Он прожил яркую жизнь. Десятки персональных выставок – на родине, в странах Европы.
Десятки его скульптур украшают парки и санатории Южнобережья – «Дюльбер», «Мисхор», «Черноморье» и много других.
В Севастополе находится памятник адмиралу Лазареву, в Ялте аллея юмористов. На многочисленных выставках были показаны и более камерные скульптуры, наполненные щемящей лирикой и нежностью. Обращался автор и к философскому осмыслению мира. У него есть много работ, посвященных вечным вопросам бытия.
Портрет – отдельное направление в творчестве Игоря Лысенко. Его портреты похожи на свои модели не только внешне, но, прежде всего, автор увидел и сумел передать внутренний мир человека. Он любил лепить портреты людей неординарных, творческих, интересных – художников, музыкантов, поэтов.
Скульптор творил без устали, его наследие обширно и многообразно. Он много успел сказать своим творчеством. Прекрасный след оставил Мастер на нашей земле.
Жизнь коротка, но искусство вечно.