Найти в Дзене
TacticMedia

Людмила Забулис. Жан Робинэ — неизвестный герой Великой войны

“Рыцарь неба» из Ньора

В конце марта 1910 года в Ньор-Суше (Niort-Souché) прошла Авиационная неделя в присутствии Жака де Лессепса (Jacques de Lesseps), пионера французской авиации.

Самолеты, бипланы и монопланы, представленные их пилотами, носили совершенно невероятные имена: «Demoiselle» («Девица»), «Antoinette» («Антуанетта»), «Cage à poules» («Курятник»), «Chauve-souris» («Летучая мышь»).

На 8-й день праздника, 10 апреля, сам Жак де Лессеп пролетел на аэроплане над Ньором на высоте 150 м и сделал поворот вокруг колокольни собора Нотр-Дам...

За этим действом наблюдает еще никому неизвестный Жан-Фернан Робинэ, кареглазый парнишка в кепке козырьком назад, с хулиганской улыбкой и ямочками на щеках. Ему только исполнилось 20 лет, через полтора года он станет дипломированным пилотом, через три – одним из первых военных летчиков Франции, а через семь лет навсегда сложит крылья в далекой России...

Жан Робинэ, авиатор из Ньора 1912
Жан Робинэ, авиатор из Ньора 1912

Жан Антонен Фернан Робинэ (Jean Antonin Fernand Robinet) родился 26 марта 1890 года, в городке Ньор, департамента Дё-Севр, в Новой Аквитании, поблизости от Ла-Рошель.

Отец Жана, Луи-Фернан Робинэ, был булочником, как его отец и дед, что во Франции всегда считалось очень уважаемым делом, и имел собственную пекарню на улице Рикар. Вероятно, Жан продолжил бы семейную традицию, если бы в тишину провинциального Ньора не нарушил рокот авиамоторов.

Niort-rue-ricard2 — Ньор, ул. Рикар. Почтовая карточка 1910-е
Niort-rue-ricard2 — Ньор, ул. Рикар. Почтовая карточка 1910-е

Жан Робинэ, с детства был увлечен техникой, и по окончанию коллежа, поступил в технический лицей осваивать специальности механика и электрика, но после той авианедели Жан, как и многие его сверстники заболел авиацией.

Вместе с друзьями по лицею Жан взялся за строительство «самолета». И, что удивительно, ребята его построили. Естественно, что Робинэ, как вдохновитель был назначен пилотом и даже смог взлететь на этом странном аппарате.

Но, чтобы летать и участвовать в соревнованиях был необходим диплом, так что пришлось Жану официально "получать крылышки". Летом 1910 года ему подошел срок призыва в армию, но Жан получил отсрочку от призыва до окончания учебы в октябре 1912 – он учился на телеграфиста.

Национальная школа авиации, аэродром Лион-Брон. Робине (в центре) с Соммером (справа) и Молла.
Национальная школа авиации, аэродром Лион-Брон. Робине (в центре) с Соммером (справа) и Молла.

Воспользовавшись свободным временем, юноша в декабре 1910 года отправился учиться летать в авиашколу в Мурмелоне, где получил диплом гражданского пилота от Аэроклуба Франции (№476 от 29.04.1911). Примечательно, что в тот же день получил свой диплом пилота за номером 478 и его новый приятель - 24-летний парижанин Марк Бонье, с которым Жана еще не раз сведет судьба.

Читать на сайте >>>