Найти тему
Читает Шафферт

Возможен ли честный обман? Об одной повести Туве Янссон

"Честный обман" Туве Янссон - повесть о взаимоотношениях двух очень разных женщин. У них нет как будто ничего общего: разные характеры, разный социальный уровень, разные цели. Между тем, они сближаются, становятся подругами, деловыми партнёрами. Эти двое, как маятники, постоянно колеблются от конфликта к перемирию, от соперничества к сотрудничеству, и неизбежно меняют жизнь и личность друг друга.

Сборник прозы Туве Янссон, в составе которого есть и "Честный обман"
Сборник прозы Туве Янссон, в составе которого есть и "Честный обман"

Туве Янссон известна в первую очередь как создательница мира Муми-троллей, художница и иллюстратор детских книг. Однако она сочиняла много взрослой прозы, и эти тексты кажутся мне прискорбно недооцененными у нас. Я, как обычно, в поиске интересных рассказов для чтения в книжном клубе начала читать сборник "Умеющая слушать" и открыла для себя не только несколько очень подходящих для клубного обсуждения рассказов, но и интереснейшую повесть "Честный обман". Расскажу о ней подробнее.

Дело происходит в небольшой выдуманной финской деревне. Там все, как везде: дома, усадьбы, хозяйство, лавка, в которой можно купить все, лодочная мастерская, где создают лодки и яхты, грузовик, который раз в неделю возит товары и почту из города в поселок. Чуть в стороне стоит поместе, которое в народе называют "Кролики". В нем живет богатая наследница Анна Эмелин, которая почти не выходит из дома. Она неуверенная, робкая, суматошная, не видит ни в ком зла и не подозревает никого ни в чем плохом. Не то чтобы в ней много душевной теплоты, скорее ей так удобнее. Анна - художница, которая лучше всех в мире умеет рисовать лесную землю. Но просто так земля никому, кроме нее, не интересна, поэтому сверху земли она сажает цветных кроликов - и из этого получаются довольно популярные детские книжки. Кажется, под эта героиня отчасти отсылает к самой Туве, по крайней мере к каким-то ее чертам.

Почти каждый год выходила книжка с рисунками Анны Эмелин, очень маленькая книжечка для очень маленьких детей.
Текст сочиняли в издательстве. И вот теперь оттуда прислали расчетный документ, а заодно несколько прошлогодних рецензий: дескать, извините великодушно, они у нас, к сожалению, едва не затерялись. Анна развернула вырезку и надела очки.
«Эмелин вновь удивляет нас своим безыскусным, чуть ли не любовным отношением к тому крохотному мирку, который принадлежит ей одной, - к земле в лесу. Любая скрупулезно выписанная подробность узнаваема и все-таки наполняет нас изумлением; Анна Эмелин учит видеть, учит по-настоящему зорко наблюдать. Текст - это скорее комментарий, адресованный детям, которые только-только вступили в читающий возраст, и от книжки к книжке не слишком разнообразный. Зато акварели у Эмелин всякий раз новые. Избрав себе нехитрую, но весьма удачную "лягушачью" перспективу, она ухватила самую суть леса, его безмолвие и сумрак, перед нами лес нехоженый, первозданный. Лишь совсем маленькие рискнут пройти по этим мхам.
С кроликами или без оных - мы убеждены, что все дети.»
Когда рецензент добирался до кроликов, Анна всегда бросала читать.
Первое издание повести на русском языке. Издательство "Радуга", 1987.
Первое издание повести на русском языке. Издательство "Радуга", 1987.

Вторая героиня - Катри. Она прямолинейна до грубости и патологически честна. Она не стремится никому нравится и никто ее не любит, кроме родного брата Матса. Она чужая в этой деревне. Но люди там вполне добродушные, так что они мирятся с ее нелюбезным обществом и нередко обращаются к Катри за помощью: она очень хорошо считает, а еще обладает способностями царя Соломона, то есть дает хорошие советы о том, как поступить в той или иной ситуации. Катри и Матс очень бедны, они живут в каморке над лавкой и почти ничего не зарабатывают. Но у Катри есть цель: добыть денег, чтобы осуществить мечту брата. Подарить ему настоящую лодку! Для этого она решает втереться в доверие к одинокой Анне Эмелин и воспользоваться ее деньгами. Нет, она вовсе не планирует украсть деньги или обманывать Анну. Она действует иначе: помочь Анне с тем, чтобы Анна помогла ей и Матсу. Заключить своего рода сделку.

Катри все больше помогает Анне, они становятся ближе, а потом Катри с братом переезжают в огромный особняк. Девушка берет на себя ведение хозяйства. Потом решает разобраться в издательских делах Анны Эмелин и обновляет все ее договоры и контракты. Наконец, становится секретарем Анны, помогая ей даже в переписке с читателями.

Облегчение, завладевшее Анной оттого, что отпала необходимость писать письма детям, выбило неожиданную брешь в ее Размеренных буднях - дни стали легкими, пустыми, и девать их было совершенно некуда. Впрочем, она, как и раньше, ставила свого красивую подпись на каждом ответе, который клала перем нею Катри, и рисовала кролика. Однажды, когда Анна устала Катри допустила оплошность: и подписала все сама, и кроликов нарисовала.
Обложка оригинального издания повести. Видно, что оформление самой Туве Янссон
Обложка оригинального издания повести. Видно, что оформление самой Туве Янссон

Так дела Анны приходят в порядок. Она избавляется от тяготивших ее обязанностей, а еще получает больше денег за свою работу (впрочем, она в них не особенно нуждается, она ведь и без того богата). Но при этом женщина кое-что теряет: она перестает доверять миру и всем людям, с которыми общалась раньше. Катри умело показала ей (и не обманула), что каждый из них вел себя не вполне честно. Это необычайно травмирует Анну, так что в итоге она перестаёт "видеть" ту самую лесную землю, которую так любила рисовать.

Тут стоит сказать, что Туве Янссон вообще нередко употребляет этот мотив "личности-конструктора": необычайные свойства ее героев оказываются связаны между собой, и если утрачивается одно, тяготившее персонажа, то вслед за ним уходит и другое, то, что составляло его силу. Например, в ее рассказе "Серый шёлк" главная героиня тяготится своей способностью видеть день скорой смерти человека, но именно эта способность дает ей возможность создавать самые удивительные узоры для вышивки. Как только она избавляется от этого проклятого прозрения, то и придумать вышивку больше не может. Так и Анна Эмелин: не может больше рисовать. В отместку она решает разбаловать дрессированную собаку Катри. Эта не просто собака, а как будто часть самоуверенной и неуязвимой девушки. Эмелинша "портит" собаку - и Катри тоже теряет часть своей неуязвимости.

О Анна Эмелин, все твои заботы лишь об одном - о собственной совести, о ней, именно о ней ты печешься. Лгунишка - вот ты кто. Ребенок пишет: «Я люблю тебя, коплю денежки, а потом приеду жить к тебе и к кроликам», а ты отвечаешь: «Замечательно, добро пожаловать!» - но это же вранье! Посулами, которые идут от нечистой совести, ни себя нельзя выгораживать, ни от других отделываться... Нельзя оберегать свою персону, нельзя всегда старательно увиливать от жизненных затруднений, не решаясь говорить «нет», внушая себе, что в конечном счете все люди добры и можно обещаниями или деньгами держать их на расстоянии. Ты даже понятия не имеешь о честной игре! Сложный из тебя противник. Правду надо вколачивать острыми гвоздями, только ведь в тюфяк их не вобьешь!

На этом история не заканчивается. Туве Янссон даст каждой из женщин шанс восстановить жизненный баланс, а Матс, единственный, кто не запятнал себя "честным обманом", получит свою лодку.

Что собственно такое "честный обман"? Это именно то, что сделала Катри с Анной, и это самообман самой Анны, которая выбрала прекраснодушные иллюзии и бегство от реального мира вместо правды жизни и умения говорить "нет". Интересно, что Янссон вовсе не рассказывает историю о том, как плохой человек обманывает хорошего. Нет, это история сложного и противоречивого взаимодействия двух непростых личностей, в каждой из которых много хорошего и плохого.

Повесть "Честный обман" была написана в 1982 году. Я читала ее в переводе Н. Фёдоровой в сборнике "Умеющая слушать" издательства "Азбука" (серия "Иностранная литература. Большие книги"). В этой "большой книге" помещены три сборника рассказов и три повести. Рассказам Янссон я, пожалуй, посвящу отдельную статью.

***
Читали ли вы взрослую прозу Туве Янссон? Муми-троллей все, конечно, читали. Добрый десяток моих знакомых мам "нашли" себя в образе Муми-мамы.