С самого момента своего создания в 1929 году Организация украинских националистов (ОУН) в восточной Галиции занималась террором, грабежами и покушениями на польских политиков, директоров учебных заведений и даже украинцев, что не поддерживали "освободительное движение". Во многом это было вызвано политикой Польши, что боролась со всеми проявлениями национального самосознания галичан.
Польские власти не преминули ответить на действия националистов. Поляки устраивали акции "умиротворения" украинцев, которые заключались в силовых полицейских операциях направленных на уничтожение подпольных организаций. Такие операции проводились довольно жестко. Были арестованы тысячи человек, многие погибли, были сожжены сотни домов мирных жителей.
В тюрьме оказался и Степан Бандера. Он был приговорен к пожизненному заключению за террор и отбывал свой срок в брестской тюрьме. Когда Красная армия входила в Польшу охрана тюрьмы разбежалась и Бандера сбежал. Пешком он дошел до Львова, который уже заняли красноармейцы. Бандера переключил свое внимание с поляков на нового противника - СССР.
По своей сути ОУН во главе с Мельником (который стал главой организации во время отсидки Бандеры в тюрьме) делала ставку на Германию и надеялись на ее помощь. Бандера и его сторонники настаивали на том, что нужно быть готовыми к подпольной борьбе и с немцами, так как в независимой Украине не заинтересовано ни одно государство. Но этот "раскол" никак не влиял на то, что все националисты считали СССР главным врагом.
Бандеровцы несколько раз планировали антисоветские восстания. Но НКВД постоянно срывало планы подполья. Приходилось идти на различные ухищрения. В воспоминаниях разведчика Георгия Георгиевича Кожевникова описан интересный случай. Было это еще до нападения Германии на СССР.
Вот нам сообщали: похороны будут. Две могилы были уже выкопаны. Разрешения на похороны там тогда спрашивали у военных: можно ли нам там похороны сделать, чтобы нам бы никто не мешал? Ну разрешили наши сделать. Но, говорят, под наблюдением.
Прошло три дня. Собралась пышная процессия. Две повозки на которые погрузили гробы и отправились к месту погребения. Добрались до места. Но все это проходило под строгим наблюдением советских спецслужб. Наблюдателей насторожил один странный факт - гробы, в которых должны были лежать усопшие были наглухо закрыты. В итоге их, на всякий случай, решили проверить.
Попы их кадилом начали кадить. Потом говорят наши: «Надо открыть!» Те не разрешают. Говорят: мол, мертвых людей зачем тревожить? Ничего, все равно приказали открыть. Один открыли гроб: там полно оружия. Автоматы, гранаты... Второй открыли — так же самое. Ну их сразу взяли.
Неизвестно в каких целях планировалось использовать это оружие. Скорее всего его решили приберечь для "удобного случая" и было бы оно обращено рано или поздно против советских солдат. По советским данным за период с 1939 года по 1941 год советскими спецслужбами было арестовано шестнадцать тысяч националистов.
Все эти действия сильно ослабили подполье, но не уничтожили его. С нападением Германии на СССР националисты получили поддержку и активизировались. Но даже после освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков националистическое подполье не кануло в лету. Они продолжали совершать вооруженные вылазки и диверсии.
Существуют сведения, что вплоть до 1955 года бандеровцы сотрудничали с иностранным и разведками снабжая их сведениями о состоянии дел в СССР. Большие потери они понесли в ходе вооруженных столкновений с войсками коммунистической Польши. Тем не менее сокрушительный удар по подполью нанесли именно советские спецслужбы.
В период с 1944 года по 1956 по советским данным было уничтожено более 155 тысяч боевиков. Явились с повинной по амнистии 76 тысяч человек. Взяты в плен 134 тысячи. У повстанцев был изъят один самолёт, две бронемашины, 61 орудие, 595 миномётов, 77 огнемётов, 358 противотанковых ружей и более сотни тысяч единиц стрелкового оружия и боеприпасов.
В результате удалось полностью разгромить националистическое подполье. Однако сама идея так и осталась витать в головах выжидая удобного момента, чтобы принести горе и страдания людям. Ведь идеи нацизма и превосходства одной национальности над другой никогда не приносили людям счастья.
Еще Ремарк писал, что "только идиот может считать, что одна национальность лучше другой". Ну а современный русский поэт и певец Юрий Шевчук провидчески спел в своей песне еще в 2016 году следующее:
Пляшет пропаганда смерти в наших городах, Сталин и Бандера бьются в буйных головах
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.