Заключительная статья про МиГ-21, посвящённая использованию и распространению советского самолёта по миру. Собраны небольшие исторические зарисовки МиГ-21 в ГДР, Сирии, Вьетнаме, Индии. Приятного прочтения.
P.S.: По традиции предыдущие части о МиГ-21:
Использование в ГДР:
Ориентация ВВС ГДР в начале 1960-х годов на границе стран Варшавского договора должна была основываться на комбинированном применении ЗРК и истребителей. В 1962 году МиГ-21 был выбран в качестве основного самолёта для частей истребительной авиации. Всего через год 8-я истребительная эскадрилья продемонстрировала свою боевую эффективность на учениях по противовоздушной обороне «Зенит». Таогда самолёты эскадрильи JG-8 впервые совершили высотный перехват.
Первые, всепогодные МиГ-21ПФ прибыли в 1964 году. Переобучение летчиков стало проще с 1965 года, когда появились первые двухместные МиГ-21У. То же самое относилось и к подготовке новых пилотов в офицерской школе «Франц Меринг» в Каменце, где ГДР была пионером в восточном военном блоке в обучении сразу на сверхзвуковые самолеты, минуя поршневые и тренировочные.
По итогам локальных войн, особенно Шестидневной войны 1967 г. (Израиль), происходила не только постоянная модернизация парка МиГов, но и улучшалась защита самолетов на земле за счет проектирования маскирующих "чехлов" для самолетов. Третье поколение МиГ-21 М поступило на вооружение в 1969 и 1970 годах. Из них двенадцать машин ГДР поставила в Сирию в октябре 1973 года для возмещения потерь в Войне Судного дня. В это время некоторые эскадрильи уже приступили к переобучению на МиГ-21 МФ. В то же время ВВС ГДР проверили несколько экспериментов по посадке на автомагистрале (например, старая дрезденская трасса без центрального отбойника). В качестве сферы использования: приоритет отдавался малым высотам, на роль истребитя бомбардировщика.
К тому времени ГДР закупила 557 МиГ-21, из которых 126 были потеряны в период с 1962 года до падения Берлинской стены в 1990 году. 54 пилота погибли.
В 1989 году МиГ-21 снова привлек внимание общественности, когда ГДР, по сообщениям СМИ, списала 50 МиГ-21 СПС / СПС-К. Год спустя эту судьбу разделила и другая модификация МиГ-21, после присоединения ГДР к ФРГ.
МиГ-21 на Ближнем Востоке:
В период с 1962 по 1966 год несколько арабских государств оснастили свои военно-воздушные силы МиГ-21 Ф или ПФ. Израиль пытался разрешить постоянную напряженность со своими арабскими соседями с помощью превентивной войны в июне 1967 года. В результате внезапного авианалета в первый день войны большая часть МиГ-21 была уничтожена. После окончания Шестидневной войны СССР и США восполнили потери своих союзников. Несмотря на заключенное при посредничестве ООН перемирие, в последующие годы между противниками велись постоянные воздушные бои с переменным успехом. В 1973 году Египет, Сирия и Израиль попытались обратить вспять итоги войны 1967 года. Благодаря улучшенной подготовке и новой технике, в том числе МиГ-21 МФ, арабские пилоты были более эффективными, чем в прошлом, хотя в целом доминировали израильские ВВС.
Уже во время войны Советский Союз, Польша, Венгрия, ЧССР и ГДР среди прочих начали восполнять сирийские потери. В 1979 году прекратилось внутриарабское военное сотрудничество. Египет заключил мир с Израилем в Кэмп-Дэвиде, а Ирак попытался положить конец спорам с Ираном, начав войну (парадокс, не правда ли?). Успехи иракских МиГ-21 в затянувшемся споре побудили Иран купить китайскую модификацию МиГ-21 F-7, в 1987 году.
МиГ-21 во Вьетнаме и Азии:
С началом войны, когда США усилили свои бомбардировки, чтобы остановить поставки южновьетнамских партизан в Демократическую Республику Вьетнам на севере, их F-105 Thunderchief и F-4 Phantom II также столкнулись с МиГ-21. За МиГ-21 Ф-13 в том же году последовал МиГ-21 ПФВ, адаптированный к сложным географическим условиям. В 1970 году прибыл первый МиГ-21 МФ. В последовавших за этим воздушных боях вьетнамские летчики оказались серьёзными противниками для американских пилотов. Однако эти бои так же безжалостно обнажали слабые стороны задействованной авиации. Так, например, летчики США очень быстро поняли, что ввязаться в традиционный воздушный бой с МиГ-21 на своих тяжелых машинах подобно смерти. Американским реактивным истребителям было легче выходить избоя , особенно на средних высотах, быстрее разгоняться благодаря более выгодной тяговооруженности и, таким образом, продолжать бой в более благоприятных условиях. F-4 Phantom II имел преимущества за счет более мощной электроники и большей дальности полета, т.е. «Фантом» превосходил МиГ-21 на больших дальностях, тогда как МиГ-21 доминировал в ближнем воздушном бою. Это были единственные боя, где авиация противников не имела пушчного вооружения.
Индия купила первые МиГ-21 Ф-13 в 1962 году и согласилась построить их по лицензии на базе МиГ-21 ПФ. С 1967 года на вооружение пришли машины МиГ-21 ФЛ. В индо-пакистанской войне 1971 года они успешно разгромили истребители F-104 Пакистана и Иордании. В последующие годы было добавлено больше моделей. Сегодня Индия эксплуатирует самый современный вариант МиГ-21 Бизон.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.