Найти тему
Государственник

Мечты об электроовцах

Добрый день, Империя.

Жаль, что некоторые камрады так и не ловили соль предыдущей статьи о трусах в каршеринг, хотя многие комментаторы отметили стремительное скатывание Соединенных пока Штатов в эпоху военного коммунизма. Речь шла именно об этом - и признаков такого скатывания становится все больше и больше. И да, замечу снова - автор не имеет ничего против ни аренды, как института торговли, ни секонд-хендов.

Сегодня же мы взглянем на эти признаки под несколько иным углом - и речь пойдет об электромобилях. Очень модные и экологичные штуки, а уж крутящий момент просто на загляденье - с перекрестка электроповозка выстреливает так, что болиды Формулы-1 плачут в уголке.
Мы сейчас даже не о грязном производстве всех этих красивых батарей и модных матричных фар. Мы чуть-чуть о другом - и здесь американцы опять идут впереди планеты всей, причем прямиком в тот самый военный коммунизм.

Начнем, как обычно, издалека.

Сегодня производство лития на планете Земля весьма ограничено. Иначе говоря, в год мы всем скопом добываем около 100 тысяч тонн этого металла - и одной из ведущих стран по запасам лития в мире является наша с вами Империя.
Список крупнейших месторождений в мире выглядит так:

"Литиевый треугольник" в Латинской Америке, охватывающий сразу три государства - Аргентину, Боливию и Чили. Здесь сосредоточено 70% глобальных запасов металла, при этом 2/3 из них на территории Боливии.
Солончак Уюни в Боливии — крупнейшее в мире высохшее соленое озеро.
Бессточное сверхсоленое озеро Чабьер-Цака в Китае, давшее название минералу Zabuyelite - карбонату лития.
Река Амур на российско-китайской границе.
Тахуа, Боливия.

Как видим, боливийцам крайне повезло - и когда вы слышите о каких-то политических потрясениях в этой стране, то обязательно помните, что у них всегда есть экономическая подоплека - в том числе и вопрос, кому принадлежит контроль над литиевыми рудниками.
Литий - это довольно мягкий щелочной металл, поэтому наши геологи ограничились тем, что отковыряли пару образцов, повертели в руках и отдали в музей минералогии. Добыча и переработка - штука затратная, поэтому российские компании предпочитают его импортировать - тем более, что в российской экономике он применяется весьма ограничено.

Кроме района реки Амур, более половины запасов литиевых руд в России находятся на Кольском полуострове (Мурманская область).
Относительно крупные месторождения есть в Дагестане - Южно-Сухокумское, Берикейское и Тарумовское. Там теоретически можно извлекать из каждого месторождения до 5-6 тысяч тонн в года. Есть запасы и в Якутии, но так как эта часть страны в геологическом плане исследована пока примерно на 15%, там могут быть очень неожиданные открытия.

Итак, берем за основу сегодняшний уровень добычи лития в мире. 100 тысяч тонн плюс-минус несколько сотен тонн в зависимости от года и экономической ситуации. Пришла пандемия, Китай закрылся на все клюшки - добыча упала. Пандемия ушла - добыча выросла.

К 2030 году в Евросоюзе перестанут выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Во всяком случае, они сами так думают. К 2050 году весь легковой транспорт США должен быть переведен на электротягу - и вот прямо здесь возникли первые серьезные вопросы.
Есть несколько сценариев перехода Америки на электроповозки. В первом из них (консервативном) США понадобятся 306 тысяч тонн лития в год - это втрое больше нынешнего уровня глобальной добычи. При более реальном пессимистичном сценарии лития понадобится уже 483 тысячи тонн в год - это в случае, если технологии производства и емкости батарей не шагнут за это время достаточно далеко. Напомню - речь только о США.

Есть и еще один сценарий типа ужас-ужас-ужас, при котором потребление лития обвалится сразу на 90%. Это вероятно при схлопывании экономики США до реальных размеров - поверьте, тогда всем будет не до экологии и прочих модных слов, Великая Депрессия песочницей покажется. Но это именно в том случае, если вдруг лопнут все пузыри на финансовых рынках - и вероятность этого далеко не нулевая.

Соответственно, сразу же ребром вопрос - где взять столько лития, не затеяв при этом горячую войну с китайцами и европейцами за ресурсы. И ответ здесь, как ни странно, опять на поверхности:

Для перевода существующего автомобильного парка США на электромобили потребуется больше лития, чем в настоящее время производится в мире, что свидетельствует о необходимости отказа от частных автомобилей в качестве основного средства передвижения.

Поздравляем, у вас джекпот.

Поймите меня правильно - автор вовсе не против прогресса, а очень даже "за". Обеими руками. Вопрос в другом - прогресс всегда должен быть поступательным, а не когда общество через колено. Электрички в виде личных автомобилей в городах - это благо, с ними наш воздух намного чище и шума они издают куда меньше.
Но есть некие экономические факторы, которые должны совпасть, чтобы электрички заместили собой весь остальной транспорт. К примеру, должно быть соответствующее количество производимой энергии и соответствие сети увеличивающейся мощности передачи энергии. Той же Германии пару лет назад уже подсчитывали, что только на перестройку ЛЭП под новые мощности понадобится примерно 2,5 трлн долларов - с тех пор, с взлетом цен на сырье, металлы и энергию, эту сумму нужно умножить минимум в полтора раза.

Примерно такая же ситуация и в США, только там с ЛЭП все еще хуже. Там инфраструктура электропередачи изношена на 85% - и чтобы ее заменить, нужны такие вливания, которых у американцев в ближайшие годы нет и не будет. Более того, очень значительная часть ЛЭП все еще на деревянных столбах, особенно между разными штатами - и такие линии больше других страдают при привычных в тех местах лесных пожарах.
Это если мы говорим об инфраструктуре, необходимой для зарядки и эксплуатации электроповозок. Мы здесь даже до лития не добрались, а уже такие препятствия - а вот если мы начнем рассматривать и литий в качестве сырья для производства, то тут вопросов сразу на порядок больше.

Например, миру понадобится еще не менее 50 новых литиевых рудников и шахт - да, Боливия может на этом деле неплохо заработать, унасекомив свою природу в лунный ландшафт. Пойдут ли на это боливийцы - очень большой и серьезный вопрос, поскольку другие значимые запасы давно под контролем тех же китайцев - например, в Африке.
Но есть и фактор цены на литий. К примеру, в 2007 году килограмм лития (вернее, карбоната лития) стоил на товарно-сырьевых биржах 6,3 доллара. В 2018 году - уже 16,5 долларов за килограмм, в 2019 - 67,5 долларов. В прошедшем 2022 году стоимость поднималась до 70 тысяч долларов за тонну (70 долларов за килограмм), что вносит свою лепту в производство батарей и их конечную стоимость - при этом чем больше будет расти дефицит сырья, тем дороже будет это сырье. Азбука экономики, первый курс любого ВУЗа.

И еще одно: 50 новых рудников и шахт - это чтобы закрыть потребности США. Остальные в этом расчете не учитываются вообще, а если взять планы Евросоюза и добавить к ним растущее производство батарей в Китае, то картина вообще заиграет новыми красками.
Следовательно, американцы понимают, что нужно менять сам подход к транспорту - и уже сейчас слышны первые робкие вскрики, что личный транспорт в современном мире - это экологически, расово и гендерно неправильная штука. Это то самое белое превосходство, о котором так любят писать монографии и трактаты в последние годы - и будьте уверены, американцы сумеют создать и подвести идеологическую базу под все будущие ограничения личных возможностей человека.

Правда, для этого придется сломать менталитет американцев. И повод сломать найдется обязательно - нашелся же повод для вторжения в Ирак и Афганистан и ущемление свобод через "Патриотический акт" 2001 года?

Сдается мне, что мы еще увидим колонны марширующих граждан Америки в одинаковой одежде и под барабанный бой - в конце концов, нацизм тоже изобрели на Западе. Изобрели не немцы, Германия всего лишь "креативно" подошла к этому вопросу - причем подошла так основательно, что до сих пор нацизм поднимает голову в разных странах мира.
Здесь будет примерно так же - если элиты не желают нести потери от падения уровня жизни населения, они обязаны идеологически объяснить и обосновать это падение. И первыми выйти на трибуны в рубашках одного цвета, символизируя собой наступление новой эры "развития общества".

Я не зря вспомнил о романе Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах". Там, если кто помнит, после атомной войны выжившие люди переселились на Марс, а их жизнь обеспечивали андроиды - а когда андроидам становилось невмоготу, они сбегали обратно на Землю. Так вот, на Земле за ними охотились специальные люди, оставшиеся там - находили и "нейтрализовывали", то есть ликвидировали.
Глядя на происходящее в "цивилизованном" мире, вдруг появилось некое понимание - как только технологии позволят создать роботизированные силы правопорядка, они будут созданы на Западе немедленно. В их тупые электронные мозги можно загрузить любые установки - и при этом их появление будет встречено обществом с восторгом. Роботы не имеют расовых проблем и им глубоко плевать на гендеры - как их изначально запрограммируют, так они и будут реагировать.

В том числе и в военном плане. Послать войска роботов в Россию страшно, может и прилететь в ответ нечто этакое - а вот послать роботов в Боливию вполне себе идея. Если же лишить роботов любых признаков места, где они произведены, то вообще можно не париться - поди еще докажи, чьи это там железяки свои порядки устанавливают.

Скажете, фантастика? Мамадарагая, сколько за последние годы я видел штук и явлений, которые раньше считались невозможными - и чем дальше мы с вами живем, тем все явственней западное общество перерождается в иную форму жизни на земле.
В идеологическом, кибернетическом, биологическом, моральном - да в каком хотите аспекте. Перерождение идет безостановочно.

Так что военный коммунизм Запада ближе, чем кто-либо думает.

Литий имеет решающее значение для производства аккумуляторов для электромобилей, но производится только на одной шахте в Соединенных Штатах — Silver Peak в Неваде, принадлежащей Albemarle Corp.
Согласно отчету, на Австралию, Чили, Китай и Аргентину приходится около 95 процентов мирового производства.
Администрация также ищет возможности за рубежом для укрепления цепочек поставок минералов для аккумуляторов. Соединенные Штаты и союзники, входящие в так называемое Партнерство по безопасности полезных ископаемых, проверяют 16 проектов - от добычи полезных ископаемых до переработки - которые должны будут соответствовать высоким гуманитарным и экологическим стандартам.

Тоже мне, нашлись гуманитарии.

***

P.S. Предварительный отчет Энфер о делах в Донецке находится здесь: https://рука-кремля.рус/гуманитарная-помощь-о-донецке-северн/

Скажу сразу, ей там очень непросто. Часть происходящего она вообще не описывает, а по телефону тоже о многом не поговоришь - короче, она очень старается и у меня нет сомнений, что справится.

Сегодня отправил ей еще 200 тысяч. Нападали за выходные, спасибо огромному количеству репостов. Итого вышли на сумму в 700 тысяч рублей - я в конце весны-начале лета я обязательно подниму вопрос об отправке детей оттуда на смену в детские лагеря в Крыму или Большой России.

Всем поклон до земли. Вы даже не представляете, насколько это важно лично для меня.