Многие верующие люди задаются вопросом: как церковь относится к употреблению спиртных напитков? Можно ли употреблять алкоголь в умеренных количествах или лучше отказаться от него вовсе?
Чтобы дать ответы на эти вопросы, обратимся к выдержкам из Ветхого Завета, а также посланиям святых апостолов — в них есть свидетельства о благотворных свойствах вина.
Также мы помним о том, что на столе Господа, во время трапезы с его учениками, присутствует вино.
На сегодняшний день потребление вина не порицается церковью, ведь дело тут не в самом напитке, а в соблюдении должной меры. Рюмка вина в праздничный день не нанесёт никакого вреда здоровью.
К примеру, афонские старцы допускают употребление вин в небольших количествах, если они получены именно методом сбраживания, однако они категорически против потребления спиртных напитков, полученных методом варения (водки, пива и им подобных).
В малых количествах алкоголь возбуждает, вызывает чувство радости и весёлости, однако в больших — угнетает. Постоянное его употребление неминуемо приводит к возникновению психической зависимости, постепенно перерастающей в психофизическую.
Господь сотворил человека по образу и подобию своему, и мы должны всячески стремиться к его совершенству. Каждый честный христианин, благодаря своему уму, стремящемуся к божьему познанию, совершенствуется и работает над собой, стараясь, таким образом, приблизиться к Господу.
Однако именно чрезмерное, губительное употребление спиртного может сбить человека с этого достойного пути. В этом случае голос разума заглушают другие голоса — порока, искушения и беззакония.
Человек, пребывающий в здравом уме, никогда не пошёл бы на то, что совершает, находясь под воздействием алкоголя, ведь в такой момент всё грешное, с чем до этого он вёл старательную борьбу, пробуждается, позволяя губительному пороку овладеть собой в полной мере.
Подобное поведение, рано или поздно, приведёт человека только к одному — мучительной погибели.
Многие святые отцы, никогда не употребляющие алкоголь, призывают своих прихожан к тому же. Но в контексте данных рассуждений мы не говорим о пьянстве как таковом, но рассматриваем умеренное употребления спиртного как возможность.
Обратимся же к словам Иоанна Златоуста:
«Вино дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; оно дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Но как же найти ту самую вышеупомянутую меру?
Большинство ранее употреблявший алкоголь людей, вставших на путь исправления, признают, что у них абсолютно отсутствует понятие умеренности в выпивке.
В подобном случае спиртные напитки следует полностью исключить, ведь это — их единственный шанс спасти не только своё физическое тело, но и бессмертную душу.
К сожалению, в наши дни алкоголизм — причина не только высокой смертности, порождаемой множеством заболеваний, но и рычаг преступности. Пьянство губит семьи, снижает уровень морали и ведёт к абсолютной деградации.
Митрополит Антоний считает алкоголизм «производным явлением иных страстей, порой неведомых своей жертве».
Православие трактует пьянство как духовное заболевание, причина которого — непомерная гордость. В данном случае она выражается как упрямая, неискоренимая своевольность.
Страдающие от алкоголизма люди крайне своевольны, они не терпят контроля со стороны как своих ближних, так и Господа. Они считают хозяевами собственной судьбы исключительно себя, и умы их закрыты к восприятию иных утверждений или знаний.
Однако алкоголизм — не просто болезнь, но и образ жизни.
И человек, зависимый от спиртного, должен сам принять твёрдое решение об избавлении от пьянства — только в этом случае он осознанно ступит на путь исцеления.
По сути своей, алкоголизм — поражение человеческой жизни одновременно в нескольких её аспектах: духовной (так как это пристрастие), психологической (зависимость требует постоянной подпитки греха), медицинской (со временем алкоголь становится частью обмена веществ в организме) и социальной (алкоголизм превращает человека в закоренелого эгоиста, которому становится безразлично всё, происходящее вокруг него, исключая алкоголь).
Самое страшное, что в таком случае даже Господу не под силу исцелить страждущего, ведь человек, так или иначе, имеет свободу воли.
Тому, кто принимает решение излечиться от пьянства необходимо помнить: даже избавившись от недуга, он не перестанет быть поражённым болезнью, и отныне притрагиваться к алкоголю ему строго воспрещено.
Когда во второй половине девятнадцатого века алкоголизм в нашей стране превратился в настоящее социальное бедствие, Православная Церковь потворствовала принятию обетов трезвости и всячески поддерживала общества, выступающие против потребления спиртного.
Святейший Синод призывал священнослужителей собственным примером показывать обществу пользу воздержания. Церковь всегда считала своим долгом заботу о духовном благополучии каждого христианина, а также содействовала укоренению трезвости и профилактике распространения пьянства в обществе.
Именно по инициативе Церкви в нашей стране появился так называемый «День трезвости», который празднуется ежегодно и по сей день. В наши дни в храме можно поставить свечу и, в словах молитвы, попросить об исцелении близких, а также обратиться к иконе под названием «Неупиваемая Чаша».
Священнослужители советуют проводить этот праздник с пользой — посетить храм, поставить свечи и от души помолиться.
Важный аспект в искоренении алкоголизма, как и любого другого греха — участие в жизни и Таинствах Церкви, ежедневные молитвы и соблюдение постов, а также изучение Святого Писания и приобщение к творениям святых.
В заключение всего вышесказанного можно сказать только одно: выпивать христианам допустимо, но либо в очень умеренных количествах, исключительно ради поддержания духовных и физических сил, либо не выпивать вообще.
Любая другая формулировка не терпит оправданий, ибо она, очевидно, исходит от лукавого.
Выпивайте на здоровье, но не во вред ему!