Найти тему
Об аутизме изнутри

Захар и рыбки, или о хорошем

Доброй ночи!

В продолжение статьи о животном мире, который Захар частично ощущает, частично не воспринимает, напишу о странных изменениях во взаимодействии Захара с живыми созданиями.

Все начиналось с плохого и хулиганского. Мы периодически попадали то с сыном, то с дочерью к лору в платную поликлинику, где в регистратуре стоял аквариум с несколькими золотыми рыбками. Пока Захар помладше был, как-то этот предмет оставался без внимания, мальчишка был занят кулером, своими эмоциями, беготней по коридору, поскольку не всегда в процессе заполнения документов и оплаты приема врача я могла держать сына при себе.

Все изменилось (как всегда, по-моему, у Захара) резко и неожиданно: примерно год назад сын увидел этот аквариум и первым делом начал по нему стучать. Естественно, после нескольких моих замечаний, не возымевших должного результата, ребенок был уведен от аквариума и имел подробное обсуждение на тему, что такое аквариум, почему по нему нельзя стучать и почему его вообще трогать не надо.

В следующие встречи с аквариумом Захар почему-то начал "кукиши рыбам показывать" - цитата героя канала. Да, он в прямом смысле подходил к аквариуму и, громко хохоча, показывал рыбам фигуры из трех пальцев. Я до сих пор не могу сказать, у кого Захар научился составлять сию композицию, но факт умения был налицо. Социально-приемлемым это поведение, понятное дело, назвать нельзя, пришлось и тут объяснять и разжевывать (хотя в моей голове вообще не укладывалась, да и не укладывается до сих пор сама идея подойти к аквариуму и показать рыбам фигу). Это, значит, уже в октябре где-то было, уже в первом классе. Это важно, поскольку в школе в фойе тоже стоит аквариум с небольшими рыбками.

И школьным рыбкам тоже стали фиги показываться, пока моему терпению не наступил конец. Мы много с Захаром обсуждали, что рыбки хорошие, что рыбки живые, что не надо им показывать ничего, что это некрасиво и некультурно. "Да, мама, я больше так не буду", - слышала я в ответ, но на следующий день все повторялось. Сын не стучал по аквариуму, не делал - со стороны - ничего предосудительного, поэтому его от аквариума не отгоняли, но мальчишка, встав спиной к вахтерам и учителям, старательно три пальца складывал и радовался, демонстрируя все это обитателям аквариума.

Интерес к школьному аквариуму, кстати, возник не сразу, не с 1 сентября, а уже, наверное, в октябре-ноябре.

И вот однажды, когда утро было наполнено Захаркиным негативом, бесконечным ворчанием, метелью за окном, когда я перемешала сыновью утреннюю кашу, а мешать ее не должна была, как выяснилось (остужала я ее, пока сын зубы пытался почистить), когда утром на выходе из школы у меня слезы наворачивались на глаза, днем, после Захаркиных уроков, я немного изменила русло диалога о рыбах и кукишах.

Так мне это все надоело, не опишешь, и по дороге домой я достаточно так от сердца, эмоционально ребенку выпалила, что рыбкам рукой помахать нужно, поздороваться с ними, наблюдать за ними, они же такие красивые в конце концов, а ты им фиги тычешь! Уффф... Нет, я не кричала, но сказано было все правда с эмоциями. И что Вы думаете меня ждало в дальнейшем?

"Мамочка, Вам надо купить домой рыбок, хотя бы маленький аквариум. Захар так любит рыбок! Каждую перемену бежит из класса к аквариуму, имена уже дает сомикам, ручкой им машет. Так Захару рыбки нравятся!" О, Господи, - только и родил мой мозг. Причем в кавычках - слова ассистента, которая присматривает за Захаром, поскольку тьютор занята с Тихоном, и слова учительницы вообще другого класса, и слова родителей Захаркиных одноклассников... Короче, свидетелей полшколы)))

Видимо, здесь нужно было элементарно показать сыну правильную модель поведения, общения с рыбами, только вот до меня не сразу это дошло. Я все надеялась, что надоест, что станет Захару неинтересно фиги показывать рыбкам, что ребенок сам начнет как все смотреть рыбок, ан нет. Но вот та беседа напрочь убрала кукиши и выявила неподдельный интерес сына к рыбам.

Однако несмотря на безумное чувство удовлетворенности и радости от перемены той самой устоявшейся модели поведения к лучшему, к рыбам в доме я пока не готова. В большом аквариуме у нас ползает черепашка, лет девять назад приобретенная в закрывающемся зоомагазине - муж захотел. По дому носится и буянит как может кошка и еще двое мелких - это я уже про детей. Муж тоже не стерильный, скажу так)))

Были в моем детстве рыбки - я к ним равнодушна была что тогда, что сейчас. Брат мой младший попросил родителей, купили рыбок. Воду меняли родители, аквариум мыл кто придется.

И дело, пожалуй, даже не в какой-то мороке с уходом за рыбками, а в моей боязни, что сын к ним охладеет в скором времени, а животные уже родными станут и так и будут плавать, детям не интересные и не нужные.

В общем, пообещала я детям, что после приема эпилептолога, в конце апреля, пойдем в океанариум - рыб смотреть. А там разберемся. Захар, конечно, в идею завести рыбок дома вцепился с радостью, а мне как-то вот почему-то совсем не хочется спешить с их приобретением.

В любом случае, классно уже то, что здесь и сейчас Захар мило и любовно "общается" с рыбками, что интересы мальчика с РАС пошли дальше вентиляторов, люков и мусорок. Их Захар так и любит, так и смотрит, так и рисует, так про них и говорит, но теперь в нашем домашнем архиве есть и такие рисунки:

И обязательно улитка - "она налет со стенок аквариума собирает"
И обязательно улитка - "она налет со стенок аквариума собирает"

Всем перемен к лучшему)