Найти тему
Байки про педальки

Третья серия рассматривания схемы Boss CE-2 (63)

Оглавление

Предыдущая часть

На нашей схеме уже рассмотрены все части, через которые проходит звуковой сигнал.

Осталось рассмотреть что там ещё было под капотом.

LFO (Low Frequency Oscillator, низкочастотный осциллятор)

-2

Это как раз та часть, что будет отвечать за циклический управляющий сигнал, который будет влиять на время задержки в BBD.

Сюда подключены наши органы управления, потенциометр RATE влияет на то, как быстро будет заряжаться и разряжаться конденсатор C19, задавая таким образом частоту (скорость) изменения модуляции.

Потенциометр DEPTH задаёт амплитуду этого cигнала, который пойдёт дальше в схемы управления, задавая таким образом размах модуляции.

В данной схеме изображены R44 и LED2 - это светодиод, моргающий в такт модуляции и токоограничивающий резистор для него. В оригинале их не было и они совершенно необязательны (но красивое).

Схема генерации тактового сигнала и собственно BBD

-3

Тут происходит запретная тёмная магия, в которую не требуется глубоко погружаться, но принципиальны несколько моментов:

Для BBD в CE-2 используется стандартная парная микросхема генерации тактовых сигналов CP1и CP2, а также вcпомогательного напряжения VGG.

В оригинале были использованы MN3007/MN3101, которые по напряжениям не совместимы с более распространенными сейчас MN3207/MN3102. Но рассматриваемый проект позволяет использовать как одну пару, так и другую, производя коммутацию напряжений при помощи установки джамперов. Отсюда на схеме и появляется лишний (в сравнении с оригиналом) диод D5 и непонятные обозначения P, G.

Транзисторы Q4 и Q5 - по-прежнему любые обычные NPN, как правило ставят все 5 штук одинаковых.

В общем-то как сигнал с BBD уходит дальше - мы уже рассматривали, так что со схемой закончили.

Рассмотрим тут же основные моды, которые зачастую применяют при постройке CE-2.

Мод на скорость модуляции.

У оригинала либо очень тщательно подобрана частота работы генератора, либо так совпало, но она регулируется именно в диапазоне приятных на слух значений. Как ни поставь ручку Rate, это будет достаточно музыкально. Не слишком медленно и не слишком быстро. Но иногда люди хотят странного и штатного диапазона им недостаточно, тогда можно подстроить под себя.

Частота модуляции определяется значением конденсатора C19 (100 нанофарад в оригинале). Если хотим ускорить модуляцию - номинал данного конденсатора уменьшаем (например до 47 нанофарад). Если замедлить - то увеличиваем (например до 220 нанофарад).

Мод на интенсивность хоруса

Как уже рассматривалось - эффект хоруса получается при смешивании чистого сигнала и вибрато. В CE-2 данные сигналы смешиваются в равной пропорции, но в версии CE-2B (для бас-гитары) был применен отдельный регулятор, позволяющий уменьшить сигнал вибрато по отношению к чистому. Чтобы его реализовать в нашем случае - надо подключить потенциометр на 250 килоом (лучше всего с обратнологарифмической характеристикой) как указано на схеме

-4

Вибрато

Это брат-близнец предыдущего мода из параллельной злой вселенной. Мы снова хотим изменить соотношение чистого сигнала и вибрато, только теперь не в пользу чистого. А в пользу вибрато. Причем в данном случае тонкость подстройки нас не особо интересует, можно просто отрубить чистый сигнал полностью, оставив только вибрато.

Вот и поставим выключатель, который разрывает цепь чистого сигнала.

-5

Мод на насыщенность хоруса

Эффект хоруса мы получаем замедляя сигнал на какое-то время (обычно в диапазоне 10-30 миллисекунд) и меняя это время задержки. Если увеличить время задержки (например сместить его в диапазон 20-40 миллисекунд) то мы усилим эффект. Хотя при этом и появится несколько больше шумов. Это время задаёт конденсатор C21

-6

Увеличивая его - увеличиваем время задержки, усиливаем хорус. Уменьшая - всё наоборот.

В основном это всё, что касается внутреннего мира педали Boss CE-2, классического хоруса, который, пожалуй, подходит практически для всего.

Следующая часть