Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
По-видимому, закончив (так, во всяком случае, мне на сегодня видится) мини-цикл "Краткая императорская киноантология", в котором были представлены Анна Иоанновна, Павел I, Александры I и III, и выборочно - Николай I и II, я решил приступить к визуализации любопытных, знаковых персон нашей Истории. Впервые нечто вроде этого было предпринято при создании публикации "Размышленiя у параднаго... портрета" о графе Палене. Сегодня продолжим, правда, разбирать исторический портрет детально не будем, формат нового цикла это не предусматривает, нас интересует совсем иное - каким отечественные кинематографисты увидели тот или иной персонаж?
Отчего же именно Аракчеев - спросите вы? Фигура та ещё, историками всех мастей и верований трактована с завидным единодушием, а уж советская историография клеймо поставило жирное и не оставляющее даже самым пытливым умам ни малейших иллюзий. Однако, может быть, всё не так уж и просто?..
- "Он был высок ростом, худощав и жилист; в его складе не было ничего стройного; так как он был очень сутуловат и имел длинную тонкую шею, на которой можно было бы изучать анатомию жил, мышц и т. п. Сверх того, он как-то судорожно морщил подбородок. У него были большие, мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону; цвет лица его был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, рот большой, лоб нависший. Чтобы дорисовать его портрет — у него были впалые серые глаза, и всё выражение его лица представляло странную смесь ума и злости"
"Девиз твой говорит,
Что предан ты без лести.
Поверю. — Но чему? —
Коварству, Злобе, Мести"
"Отчизны враг, слуга царя,
К бичу народов — самовластью —
Какой-то адскою любовию горя,
Он не знаком с другою страстью.
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
Чтобы злодействовать свободней,
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней"
- "Александр видел в нем одного из тех, которые были верны его отцу, видел человека, по наружности бескорыстного, преданного ему безусловно и сделал его козлищем, на которого падали все грехи правления, все проклятия народа"
- "Я знаю, что Аракчеев груб, невежественен, необразован. Однако он имеет большую практическую сметку, мужество и инициативу и наделен огромной работоспособностью. Он также глубоко вникает в детали. Он соединяет в себе редкую неподкупность с презрением к почестям и материальным благам. И он обладает несгибаемой волей и фанатичной страстью командовать людьми. Я не мог бы сделать что-либо без него"
- "Он сделался военным министром и обеспечен неслыханной властью. Он жесток, строг, непоколебим; но, как говорят, нельзя назвать его злым. Я же считаю его очень злым. Впрочем, это не значит, чтобы я осуждал его назначение, ибо в настоящую минуту порядок может быть восстановлен лишь человеком подобного закала. Остается объяснить, как решился его императорское величество завести себе визиря: ничто не может быть противнее его характеру и его систем. Основное его правило состояло в том, чтобы каждому из своих помощников уделять лишь ограниченную долю доверия. Полагаю, что он захотел поставить рядом с собою пугало пострашнее по причине внутреннего брожения, здесь господствующего Аракчеева"
- "... Аракчеев … умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться"
Как и всегда, я набросал несколько анонимных (впрочем, лишь для этой публикации) откликов современников Аракчеева - ровно с тем, чтобы портрет был противуречив, неоднозначен и оставлял читателю пищу для размышлений. Кстати, удивитесь, но последний принадлежит... Пушкину. Есть над чем задуматься, да? Вероятно, в историях правления любых владык должен быть такой... "цепной пёс", пугало, при помощи которого и править сподручнее, и - случись что - свалить всё на него. Как, к примеру, печально известные "военные поселения", идея создания которых с самыми благими намерениями принадлежала Александру I, но накрепко связана лишь с именем исполнителя - ненавидимого едва ли не всею Россией графа. Точно так же, как вовсе позабыты заслуги Аракчеева по реорганизации всей русской артиллерии - той самой, что прославила себя в период наполеоновских войн.
В кинематографе с такой отъявленной репутацией, созданной в том числе и в исторической литературе, графу Алексею Андреевичу дорожка была одна - шарж, гротеск, карикатура, негатив... примерно всё то же самое, что уготовлено было его "крёстному отцу" - Императору Павлу Петровичу. Хотя первое появление Аракчеева на советском экране связано как раз не с ним, а с вернувшим его в "большую политику" Александром I и Пушкиным, произошло это в фильме "Юность поэта", уже замурзанным в "Русском Резонере" и в связи с Императором, и в связи с поэтом. Небольшую роль графа исполнил ленинградский актёр, дворянских, между прочим, корней с несколько уже неприличной (и даже опасной) для того времени фамилией Карнович-Валуа. Собственно, "Валуа" было благоприобретённым псевдонимом-приставкой, экзотичным фруктом выделяясь меж клубнями "Петровых" и "Смирновых".
Безмолвно шествуя за деликатным Александром Павловичем, Аракчеев на замечание Государя, что, дескать, не семинаристов собирался выпускать из Лицея, а людей, потребных для службы и Двора, грубым (а каким же ещё?) голосом добавляет: "Нужно прежде всего учить молодых людей фрунту!" Ну да, конечно же, да! Что ещё может сказать Аракчеев? С кинодебютом вас, граф! Интонация задана, примерный внешний облик - тоже, ярлык "солдафон" прилеплен прямо на лоб, запускаем в серийное производство! В оправдание такой трактовки могу сообщить лишь, что в "Юности поэта" чрезвычайно противные, кажется, все: карикатурные чиновники, уродливые преподаватели, царь - приторный дурак, несимпатичные великовозрастные лицеисты с грубыми голосами и неисправимыми провинциальными акцентами , и даже сам Пушкин, более всего напоминающий выходца пубертатного возраста (со всеми комплексами, из этого вытекающими) из некоторой среднеазиатской республики. Так что Аракчеев здесь - ещё более-менее отрадное явление, во всяком случае - ожидаемое!
Михаил Фёдорович Астангов - актёр уникальной отрицательной энергетики. Кого он только не переиграл в кино за свою карьеру! Тут были нехорошие короли, белогвардейцы, аристократы, всяческие иностранцы, магараджи, Сальери, фашисты и даже Гитлер. Детям он более всего памятен ролью в "Пятнадцатилетнем капитане": "О, нет! Меня зовут не Негоро. Моё имя - Себастьян Перейра!" И хоть потенциал его к 1941 году только начал открываться, полагаю, режиссёр Всеволод Пудовкин не слишком-то долго колебался с выбором на роль Аракчеева. Кстати, в киноантологии Павлов I-х тамошнему Императору в исполнении Аполлона Ячницкого я поставил с чистою совестью "девятку". Если бы задавался целью оценивать всех сегодняшних Аракчеевых, столько же дал бы и Михаилу Астангову!
Гротеск? Да. Утрированность? Несомненно. Карикатура? Пожалуй, нет. Угадывается характер, читается личная, почти собачья преданность. И хоть после такого Аракчеева шансы Алексея Андреевича на реабилитацию на долгие десятилетия приблизились к нулю, всё же это был какой-никакой, но портрет - к тому же небесталанный.
В следующий раз Аракчеев появился только на телеэкране, и спустя без малого... пятьдесят лет. Да, вот такое... кинозабвение! Впрочем, реинкарнация графа Алексея Андреевича вышла несколько неожиданной. Да вы полюбуйтесь сами!
Чудесный ленинградец Андрей Толубеев преподносит своего барона (высочайше пожалован в бароны в 1797 году) в сугубо анекдотическом ключе (а, собственно, "Шаги императора" и есть анекдот, рассказанный на основе сюжета тыняновского "Поручика Киже), и - как и дОлжно в анекдоте - его Аракчеев даже слезу пустить любит: то крепостная девочка растрогает, то несправедливость монаршья обидит. Такой подход - при абсолютной внешней несхожести и росте "с Государя" - не даёт никакой информативной иллюстрации к образу Аракчеева подлинного, и более всего напоминает "причёсанный" лубок - вроде того, что сделал Овчаров в "Левше", только много бесталаннее. Бенефисность Павла в исполнении Александра Филиппенко и вовсе делает трактовку фигуры Аракчеева второразрядной, и - по большому счёту - что Аракчеев, что Саблуков, что Нелединский-Мелецкий - все они становятся послушными винтиками, мало отличимыми друг от друга.
Подготовившись к досмотру следующего Аракчеева, я, признаться, опешил: десять серий!! Матерь Божья, только не это! Именно такова длина "Северного сфинкса" 2003 года. Но Господь сжалился надо мной: сериал оказался дурно и дёшево снятым - в основном в павильонах, либо в музейно-усадебной натуре, более всего смахивая на"Петербургские тайны", только наскоро состряпанные без души и талантов создателей последних, так что отнестись к нему со всей ответственностью оказалось ненадобным. Анонс сериала гласит: "О драматических событиях в судьбе российского императора Александра I. Это было время мистических течений, масонских лож, Священного союза, Отечественной войны 1812 года, декабристов, Пушкина и расцвета русской поэзии..." Впрочем, поспешу огорчить никогда не смотревших "Северного сфинкса": не нужно рвать на себе волосы с криками: "Где же я был все эти годы? Декабристы! Пушкин!.. Никакого Пушкина тут не будет. Зато будут фантазийные персонажи вроде "Боровитинова", "князя Чертыжского" и "ясновидящей княгини Татариновой". Надеюсь, мои оправдания - после таких-то фамилий - приняты! Странно, что наш сегодняшний герой не назван здесь Барахтеевым, а Император - каким-нибудь Валентином I Сергеевичем... Чего уж!
Исполнитель роли Аракчеева - покойный (скончался от онкологии в 2015-м) Сергей Арцибашев появляется (мне в помощь) в кадре с первых же минут, ярко демонстрируя и бурбонистость... даже откровенную грубость в общении с нижестоящими, и личную преданность на аудиенции Императора Александра. Большего от костюмного эконом-сериала и ждать не приходится, и за то, как говорится, нижайшее мерси-с. Ежели бы граф не был столь неказистого росточку ( а, вспомним, "он был высок ростом"), вышло бы и вовсе вполне пристойное com si com sa.
Т.к. передо мною не ставится задача рецензировать какой-либо фильм, то и комментировать картину 2007 года "18-14" я не стану. Отмечу лишь, что - по скромному моему суждению - любая попытка экскурса в XIX столетие воспринимается мною с неизменной благосклонностью. Тем более, когда это снято не на телефон "Моторолла", ещё и "про Лицей", и вдобавок - с детективной подкладкой. Да, лицеисты несколько... осовременены, и более всего похожи на учащихся какого-нибудь колледжа Ричмонд-Хай, Пушкин - и вовсе скорее молодой Багратион... Ну да бог с ним. Граф Аракчеев выражает недовольство досадным соседством прямо рядом с царской резиденцией умников-лицеистов, да ещё имеющим наглость поправлять его при неосторожном цитировании по памяти стихов Ломоносова.
Исполнитель роли Аракчеева Юрий Ицков - актёр весьма крепкий, острохарактерный, с достойной отрицательной харизмой, так что выбор его режиссёром вполне понимаю. Ну - снова росточком не вышел... жаль. Но в качестве ещё одной визуализации образа Алексея Андреевича - очень даже недурно. Полагаю, что молодёжь, посмотревшая в "нулевых" "18-14", даже что-то для себя оттуда вынесла... Ну хоть что-то!
Жуткое киноварево под названием "1812: Уланская баллада" был одним из немногих "шедевров", которым я за всю "Императорскую киноантологию" влепил "единицу". Второй "кол" был за недавнюю "Елизавету" Дмитрия "Буратино" Иосифова. Объединяет оба "пердимонокля" перенос исторических персонажей "в одну далёкую-далёкую галактику", отчаянное перевирание Истории, глупейшее комикование на уровне "гы-гы-гы" и нескрываемый скобарский цинизм как по отношению к зрителю, так и к собственной культуре.
Итак, полагаю, наша "аракчеевщина" завершена. Повезло графу Алексею Андреевичу с кино или нет? Думается всё же, что скорее "нет". Попытки быть всё же сколь-нибудь объективным (вроде того, как это сделал Мережковский в "Царстве зверя") однозначно не предпринималось. И моя тоска по дорогой, с оригинальным литературным сценарием, телесаге об эпохах Александра I и Николая I с вереницею удивительных исторических персонажей, видно, так и уйдёт вместе со мною - ввиду множества причин: недостатка режиссёрских и сценарных талантов, очевидной неподъёмности проекта (гораздо проще снять что-нибудь "про врачей" или "про полицию"), огромного требуемого бюджета и "неактуальности"... ведь уже есть новые, невоспетые ещё "герои нашего времени". Но, не сомневаюсь, Аракчеев ещё имеет шанс пару раз появиться на наших экранах - слишком уж яркая фигура, своего рода символ двух царствований. В чём именно и в каком обличии он явится - вопрос уже другой, по горькому опыту догадываюсь, что едва ли в чём-то достойном. Но надеяться, конечно, нужно. Надежда на что-то лучшее - неизменная многовековая черта русского человека, вроде чеховской мечты о "небе в алмазах"... правда, у того же Чехова, для этого нужно "трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько..." Впрочем, это тоже - нечто вроде национальной привычки!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Все публикации упоминавшейся "Краткой императорской киноантологии", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании