Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. Глава 1. АРАКЧЕЕВ

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

По-видимому, закончив (так, во всяком случае, мне на сегодня видится) мини-цикл "Краткая императорская киноантология", в котором были представлены Анна Иоанновна, Павел I, Александры I и III, и выборочно - Николай I и II, я решил приступить к визуализации любопытных, знаковых персон нашей Истории. Впервые нечто вроде этого было предпринято при создании публикации "Размышленiя у параднаго... портрета" о графе Палене. Сегодня продолжим, правда, разбирать исторический портрет детально не будем, формат нового цикла это не предусматривает, нас интересует совсем иное - каким отечественные кинематографисты увидели тот или иной персонаж?

Отчего же именно Аракчеев - спросите вы? Фигура та ещё, историками всех мастей и верований трактована с завидным единодушием, а уж советская историография клеймо поставило жирное и не оставляющее даже самым пытливым умам ни малейших иллюзий. Однако, может быть, всё не так уж и просто?..

Этот портрет не вполне каноничен, более растаскан другой, кисти Доу
Этот портрет не вполне каноничен, более растаскан другой, кисти Доу
  • "Он был высок ростом, худощав и жилист; в его складе не было ничего стройного; так как он был очень сутуловат и имел длинную тонкую шею, на которой можно было бы изучать анатомию жил, мышц и т. п. Сверх того, он как-то судорожно морщил подбородок. У него были большие, мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону; цвет лица его был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, рот большой, лоб нависший. Чтобы дорисовать его портрет — у него были впалые серые глаза, и всё выражение его лица представляло странную смесь ума и злости"
"Девиз твой говорит,
Что предан ты без лести.
Поверю. — Но чему? —
Коварству, Злобе, Мести"
"Отчизны враг, слуга царя,
К бичу народов — самовластью —
Какой-то адскою любовию горя,
Он не знаком с другою страстью.
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
Чтобы злодействовать свободней,
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней"
  • "Александр видел в нем одного из тех, которые были верны его отцу, видел человека, по наружности бескорыстного, преданного ему безусловно и сделал его козлищем, на которого падали все грехи правления, все проклятия народа"
  • "Я знаю, что Аракчеев груб, невежественен, необразован. Однако он имеет большую практическую сметку, мужество и инициативу и наделен огромной работоспособностью. Он также глубоко вникает в детали. Он соединяет в себе редкую неподкупность с презрением к почестям и материальным благам. И он обладает несгибаемой волей и фанатичной страстью командовать людьми. Я не мог бы сделать что-либо без него"
  • "Он сделался военным министром и обеспечен неслыханной властью. Он жесток, строг, непоколебим; но, как говорят, нельзя назвать его злым. Я же считаю его очень злым. Впрочем, это не значит, чтобы я осуждал его назначение, ибо в настоящую минуту порядок может быть восстановлен лишь человеком подобного закала. Остается объяснить, как решился его императорское величество завести себе визиря: ничто не может быть противнее его характеру и его систем. Основное его правило состояло в том, чтобы каждому из своих помощников уделять лишь ограниченную долю доверия. Полагаю, что он захотел поставить рядом с собою пугало пострашнее по причине внутреннего брожения, здесь господствующего Аракчеева"
  • "... Аракчеев … умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться"

Как и всегда, я набросал несколько анонимных (впрочем, лишь для этой публикации) откликов современников Аракчеева - ровно с тем, чтобы портрет был противуречив, неоднозначен и оставлял читателю пищу для размышлений. Кстати, удивитесь, но последний принадлежит... Пушкину. Есть над чем задуматься, да? Вероятно, в историях правления любых владык должен быть такой... "цепной пёс", пугало, при помощи которого и править сподручнее, и - случись что - свалить всё на него. Как, к примеру, печально известные "военные поселения", идея создания которых с самыми благими намерениями принадлежала Александру I, но накрепко связана лишь с именем исполнителя - ненавидимого едва ли не всею Россией графа. Точно так же, как вовсе позабыты заслуги Аракчеева по реорганизации всей русской артиллерии - той самой, что прославила себя в период наполеоновских войн.

В кинематографе с такой отъявленной репутацией, созданной в том числе и в исторической литературе, графу Алексею Андреевичу дорожка была одна - шарж, гротеск, карикатура, негатив... примерно всё то же самое, что уготовлено было его "крёстному отцу" - Императору Павлу Петровичу. Хотя первое появление Аракчеева на советском экране связано как раз не с ним, а с вернувшим его в "большую политику" Александром I и Пушкиным, произошло это в фильме "Юность поэта", уже замурзанным в "Русском Резонере" и в связи с Императором, и в связи с поэтом. Небольшую роль графа исполнил ленинградский актёр, дворянских, между прочим, корней с несколько уже неприличной (и даже опасной) для того времени фамилией Карнович-Валуа. Собственно, "Валуа" было благоприобретённым псевдонимом-приставкой, экзотичным фруктом выделяясь меж клубнями "Петровых" и "Смирновых".

Полагаю, кто здесь Аракчеев, подсказывать не нужно
Полагаю, кто здесь Аракчеев, подсказывать не нужно

Безмолвно шествуя за деликатным Александром Павловичем, Аракчеев на замечание Государя, что, дескать, не семинаристов собирался выпускать из Лицея, а людей, потребных для службы и Двора, грубым (а каким же ещё?) голосом добавляет: "Нужно прежде всего учить молодых людей фрунту!" Ну да, конечно же, да! Что ещё может сказать Аракчеев? С кинодебютом вас, граф! Интонация задана, примерный внешний облик - тоже, ярлык "солдафон" прилеплен прямо на лоб, запускаем в серийное производство! В оправдание такой трактовки могу сообщить лишь, что в "Юности поэта" чрезвычайно противные, кажется, все: карикатурные чиновники, уродливые преподаватели, царь - приторный дурак, несимпатичные великовозрастные лицеисты с грубыми голосами и неисправимыми провинциальными акцентами , и даже сам Пушкин, более всего напоминающий выходца пубертатного возраста (со всеми комплексами, из этого вытекающими) из некоторой среднеазиатской республики. Так что Аракчеев здесь - ещё более-менее отрадное явление, во всяком случае - ожидаемое!

Михаил Фёдорович Астангов - актёр уникальной отрицательной энергетики. Кого он только не переиграл в кино за свою карьеру! Тут были нехорошие короли, белогвардейцы, аристократы, всяческие иностранцы, магараджи, Сальери, фашисты и даже Гитлер. Детям он более всего памятен ролью в "Пятнадцатилетнем капитане": "О, нет! Меня зовут не Негоро. Моё имя - Себастьян Перейра!" И хоть потенциал его к 1941 году только начал открываться, полагаю, режиссёр Всеволод Пудовкин не слишком-то долго колебался с выбором на роль Аракчеева. Кстати, в киноантологии Павлов I-х тамошнему Императору в исполнении Аполлона Ячницкого я поставил с чистою совестью "девятку". Если бы задавался целью оценивать всех сегодняшних Аракчеевых, столько же дал бы и Михаилу Астангову!

Фильм чёрно-белый, но красноносость графа предательски выдаёт его пагубные пристрастия
Фильм чёрно-белый, но красноносость графа предательски выдаёт его пагубные пристрастия

Гротеск? Да. Утрированность? Несомненно. Карикатура? Пожалуй, нет. Угадывается характер, читается личная, почти собачья преданность. И хоть после такого Аракчеева шансы Алексея Андреевича на реабилитацию на долгие десятилетия приблизились к нулю, всё же это был какой-никакой, но портрет - к тому же небесталанный.

В следующий раз Аракчеев появился только на телеэкране, и спустя без малого... пятьдесят лет. Да, вот такое... кинозабвение! Впрочем, реинкарнация графа Алексея Андреевича вышла несколько неожиданной. Да вы полюбуйтесь сами!

Хм!.. Это точно не Платон Зубов? Экий, право, красавчик...
Хм!.. Это точно не Платон Зубов? Экий, право, красавчик...

Чудесный ленинградец Андрей Толубеев преподносит своего барона (высочайше пожалован в бароны в 1797 году) в сугубо анекдотическом ключе (а, собственно, "Шаги императора" и есть анекдот, рассказанный на основе сюжета тыняновского "Поручика Киже), и - как и дОлжно в анекдоте - его Аракчеев даже слезу пустить любит: то крепостная девочка растрогает, то несправедливость монаршья обидит. Такой подход - при абсолютной внешней несхожести и росте "с Государя" - не даёт никакой информативной иллюстрации к образу Аракчеева подлинного, и более всего напоминает "причёсанный" лубок - вроде того, что сделал Овчаров в "Левше", только много бесталаннее. Бенефисность Павла в исполнении Александра Филиппенко и вовсе делает трактовку фигуры Аракчеева второразрядной, и - по большому счёту - что Аракчеев, что Саблуков, что Нелединский-Мелецкий - все они становятся послушными винтиками, мало отличимыми друг от друга.

Подготовившись к досмотру следующего Аракчеева, я, признаться, опешил: десять серий!! Матерь Божья, только не это! Именно такова длина "Северного сфинкса" 2003 года. Но Господь сжалился надо мной: сериал оказался дурно и дёшево снятым - в основном в павильонах, либо в музейно-усадебной натуре, более всего смахивая на"Петербургские тайны", только наскоро состряпанные без души и талантов создателей последних, так что отнестись к нему со всей ответственностью оказалось ненадобным. Анонс сериала гласит: "О драматических событиях в судьбе российского императора Александра I. Это было время мистических течений, масонских лож, Священного союза, Отечественной войны 1812 года, декабристов, Пушкина и расцвета русской поэзии..." Впрочем, поспешу огорчить никогда не смотревших "Северного сфинкса": не нужно рвать на себе волосы с криками: "Где же я был все эти годы? Декабристы! Пушкин!.. Никакого Пушкина тут не будет. Зато будут фантазийные персонажи вроде "Боровитинова", "князя Чертыжского" и "ясновидящей княгини Татариновой". Надеюсь, мои оправдания - после таких-то фамилий - приняты! Странно, что наш сегодняшний герой не назван здесь Барахтеевым, а Император - каким-нибудь Валентином I Сергеевичем... Чего уж!

А что? Похож!..
А что? Похож!..

Исполнитель роли Аракчеева - покойный (скончался от онкологии в 2015-м) Сергей Арцибашев появляется (мне в помощь) в кадре с первых же минут, ярко демонстрируя и бурбонистость... даже откровенную грубость в общении с нижестоящими, и личную преданность на аудиенции Императора Александра. Большего от костюмного эконом-сериала и ждать не приходится, и за то, как говорится, нижайшее мерси-с. Ежели бы граф не был столь неказистого росточку ( а, вспомним, "он был высок ростом"), вышло бы и вовсе вполне пристойное com si com sa.

Т.к. передо мною не ставится задача рецензировать какой-либо фильм, то и комментировать картину 2007 года "18-14" я не стану. Отмечу лишь, что - по скромному моему суждению - любая попытка экскурса в XIX столетие воспринимается мною с неизменной благосклонностью. Тем более, когда это снято не на телефон "Моторолла", ещё и "про Лицей", и вдобавок - с детективной подкладкой. Да, лицеисты несколько... осовременены, и более всего похожи на учащихся какого-нибудь колледжа Ричмонд-Хай, Пушкин - и вовсе скорее молодой Багратион... Ну да бог с ним. Граф Аракчеев выражает недовольство досадным соседством прямо рядом с царской резиденцией умников-лицеистов, да ещё имеющим наглость поправлять его при неосторожном цитировании по памяти стихов Ломоносова.

Нет. Аракчеев не тот, что выше. Наш граф опять низкоросл. Справа - второй директор Лицея (и протеже Аракчеева) Фролов: "Ты был Директором лицея, Хвала, хвала тебе, Фролов…"
Нет. Аракчеев не тот, что выше. Наш граф опять низкоросл. Справа - второй директор Лицея (и протеже Аракчеева) Фролов: "Ты был Директором лицея, Хвала, хвала тебе, Фролов…"

Исполнитель роли Аракчеева Юрий Ицков - актёр весьма крепкий, острохарактерный, с достойной отрицательной харизмой, так что выбор его режиссёром вполне понимаю. Ну - снова росточком не вышел... жаль. Но в качестве ещё одной визуализации образа Алексея Андреевича - очень даже недурно. Полагаю, что молодёжь, посмотревшая в "нулевых" "18-14", даже что-то для себя оттуда вынесла... Ну хоть что-то!

Жуткое киноварево под названием "1812: Уланская баллада" был одним из немногих "шедевров", которым я за всю "Императорскую киноантологию" влепил "единицу". Второй "кол" был за недавнюю "Елизавету" Дмитрия "Буратино" Иосифова. Объединяет оба "пердимонокля" перенос исторических персонажей "в одну далёкую-далёкую галактику", отчаянное перевирание Истории, глупейшее комикование на уровне "гы-гы-гы" и нескрываемый скобарский цинизм как по отношению к зрителю, так и к собственной культуре.

Оценивать представленного здесь прекрасным актёром Борисом Клюевым Аракчеева, кажется, нет никакой нужды.
Оценивать представленного здесь прекрасным актёром Борисом Клюевым Аракчеева, кажется, нет никакой нужды.
Как и предлагал выше,  перед нами снова - Барахтеев, и фельдмаршал... ну, скажем, Картузов
Как и предлагал выше, перед нами снова - Барахтеев, и фельдмаршал... ну, скажем, Картузов

Итак, полагаю, наша "аракчеевщина" завершена. Повезло графу Алексею Андреевичу с кино или нет? Думается всё же, что скорее "нет". Попытки быть всё же сколь-нибудь объективным (вроде того, как это сделал Мережковский в "Царстве зверя") однозначно не предпринималось. И моя тоска по дорогой, с оригинальным литературным сценарием, телесаге об эпохах Александра I и Николая I с вереницею удивительных исторических персонажей, видно, так и уйдёт вместе со мною - ввиду множества причин: недостатка режиссёрских и сценарных талантов, очевидной неподъёмности проекта (гораздо проще снять что-нибудь "про врачей" или "про полицию"), огромного требуемого бюджета и "неактуальности"... ведь уже есть новые, невоспетые ещё "герои нашего времени". Но, не сомневаюсь, Аракчеев ещё имеет шанс пару раз появиться на наших экранах - слишком уж яркая фигура, своего рода символ двух царствований. В чём именно и в каком обличии он явится - вопрос уже другой, по горькому опыту догадываюсь, что едва ли в чём-то достойном. Но надеяться, конечно, нужно. Надежда на что-то лучшее - неизменная многовековая черта русского человека, вроде чеховской мечты о "небе в алмазах"... правда, у того же Чехова, для этого нужно "трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько..." Впрочем, это тоже - нечто вроде национальной привычки!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Все публикации упоминавшейся "Краткой императорской киноантологии", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании