Британская газета «Daily Mail» написала об очередном способе обойти западные санкции, касающиеся российского топлива, освоенном Китаем. Подробности – в материале FederalCity.
Согласно некоторым источникам, китайские нефтеперерабатывающие предприятия в условиях недостатка квот на приобретение нефти стали закупать больше российского дешевого мазута для дальнейшего его смешивания и получения недорогого сырья. Еще в прошлом году на фоне антироссийских западных санкций с ограничением цен и приближающегося с 5 февраля эмбарго российские экспортеры нефти и нефтепродуктов переориентировали свои поставки в страны восточной Азии. С середины 2022 года, чтобы избежать вторичных санкций, были созданы перегрузочные терминалы в Малайзии и в одном из эмиратов ОАЭ Фуджейра, где смешиваются нефтепродукты из России.
Читайте также: «По сообщениям некоторых источников, российская нефть смешивается в Сингапуре с другими видами, а затем экспортируется в другие страны».
Низкие цены, по которым продается этот мазут, дают китайским заводам возможность увеличить маржу и при этом не использовать, как сырье, сырую нефть, которую невозможно импортировать без наличия квот. Такая же схема позволяет работает и с нефтью из РФ, что приносит Москве столь необходимую экспортную выручку.
Эмират Фуджейра. Фото: Википедия
- Мы еще с декабря думали начать покупать российский мазут. Он не дорогой, и такой импорт не потребует квот, как в случае с импортом сырой нефти, - рассказал, директор одного из нефтеперерабатывающих заводов Китая Шань Дун.
По словам исполнительного директора другого завода, многие китайские нефтеперерабатывающие предприятия не получали за последний год никаких государственных квот на покупку сырой нефти и для того, чтобы производить дизельное топливо и бензин, приняли решение покупать в основном прямогонный мазут, правда с хорошей скидкой в 5 долларов относительно цены на нефть марки «Brent». Начиная с весны прошлого года цены на российский мазут, в сравнении с ценами на сырую нефть, резко снизились, а конце октября и цены на нефть достигли рекордно низкого уровня.
Если опираться на официальные данные, предоставленные таможенными службами, то всего в Китай в декабре 2022 года было ввезено более 1,75 миллионов тонн мазута, что стало абсолютным рекордом с начала осени 2021 года. Такой стремительный рост напрямую связан с увеличившимися поставками малазийского мазута, величина которых составила около 620 тысяч тонн и поставок мазута из ОАЭ в количестве примерно 471 тысячи тонн. Между тем, поставки мазута из России напрямую сократились и в декабре составили только 187 тысяч тонн – это наименьший показатель после октябрьского пика в 554 тысяч тонн. При этом, если посмотреть сколько всего РФ продала мазута в 2022 году, то этот показатель окажется вдвое больше (3,1 миллиона тонн), чем показатель предшествующего года.
Штаб-квартира компании "Refinitiv" в Нью-Йорке
- Предлагаемые скидки способствует сложившейся тенденции, поскольку прибыль независимых переработчиков значительно зависит от цены на сырье. И несмотря на то, что китайская экономика стремительно восстанавливается, спрос на топливо внутри страны пока еще остается непредсказуемым, - объясняет старший аналитик американо-британской компании «Refinitiv» Эмрил Джамиль. – После введения Евросоюзом с 5 февраля эмбарго на российскую нефть, такая тенденция даже не останется на прежнем уровне, а увеличится, и Азия еще более активно продолжит закупать российский недорогой мазут.
Ранее именно западные компании поставляли в Китай основную часть мазута. По мнению некоторых высокопоставленных представителей торговых европейских компаний, теперь ситуация радикально и, вероятно, надолго изменилась. При этом одним из ведущих трейдеров, направляющих российский мазут в Китай, является швейцарская компания «Vitol». Анализ данных, предоставленных порталом «Refinitiv Eikon», показал, что только за четыре месяца плавучее хранилище «Brilliant Jewel», арендованное этой компанией, провело как минимум шесть операций по приему и перезаливке на другие суда, которые ранее сами загружались в российских портах.
Читайте также: «На фоне дефицита возобновляемых источников энергии в Индии резко вырос спрос на уголь и российскую нефть».
По словам представителя второго по величине китайского трейдера, сегодня компании, покупающие по такой схеме российские нефтепродукты стали более спокойны и не слишком боятся нарваться на вторичные рестрикции.
Логотип компании "Vitol". Фото: Википедия
- До 5 декабря 2022 года нефтяной рынок замер в ожидании, но сейчас все успокоились, и многие трейдеры вовсю переправляют мазут из Малайзии и ОАЭ, причем наиболее активны именно ведущие западные компании, - сообщил этот представитель.
Согласно предоставленным отчетам, в котором есть вся информация о движении судов, за последние 120 дней китайские фирмы наняли несколько судов для перевозки мазута из порта Танджунг Пелепас в Малайзии в китайские порты Чжоушань и Гонконг.