Найти тему

13 песен русского шансона, которые волей-неволей знает в России практически каждый

Оглавление

Неизбежно возникает вопрос о терминологии. Что такое русский шансон? Ответ не так очевиден, как кажется. Под эту броскую (и довольно искусственную) вывеску загоняют всё подряд: и аутентичные арестантские песни, и городской романс, и кабацкий репертуар, и эмигрантскую эстраду. Условно говоря, и Вертинского, и группу «Воровайки».

И всё-таки песни, приведённые ниже, опознаются большинством слушателей как шансон. Нравятся они или нет, но именно под них вся страна живёт многие десятилетиями. И звучат они везде: от привокзального ларька до Кремлёвского дворца.

Юлия Запольская «Мурка»

Помните эпизод из сериале «Место встречи изменить нельзя», в котором «честный фраер» Шарапов играет на пианино в ответ на вызов бандитов: «А "Мурку" можешь?» Этой душещипательной песне уже сто лет, но она по-прежнему каким-то образом присутствует в эфире.

Историю об вероломной злодейке, зашухарившей всю малину, переводят на другие языке и поют на все лады, добавляя и удаляя куплеты, меняя слова. «Мурку» исполняли Владимир Высоцкий, Аркадий Северный, Борис Рубашкин и даже Николай Басков.

Здесь я предлагаю послушать вариант певицы Юлии Запольской, которая в 1953 году переехала в США с будущим мужем — корреспондентом Томасом Уитни. За океаном Юлия записала несколько альбомов, сохранив в записи чувства и интонации давно ушедшего времени.

Михаил Шуфутинский «Таганка»

Песня арестанта тюрьмы в Таганском районе Москвы лихо переходит из эпохи в эпоху. Исследователи так и не пришли к однозначному выводу ни об авторстве, ни о времени создания одной из самых популярных блатных песен. Она точно существовала уже в 1920-е годы, но вполне вероятно, что «Таганку» пели ещё рецидивисты дореволюционных времён, знававшие и звон кандалов, и холод столыпинского вагона.

И спустя столетие любой подхватит: «Таганка! Все ночи полные огня. Таганка, зачем сгубила ты меня? Таганка, я твой навеки арестант! Погибли юность и талант в твоих стенах!»

Аркадий Северный «На Дерибасовской открылася пивная»

Авторство слов приписывается разным людям, но правильнее было бы сказать, что песня народная, обросшая множеством текстов и интерпретаций. Правда, музыка — вполне себе аргентинская. Сочинитель танго Анхель Вилольдо вряд ли узнал, что на его мелодию в далёкой России во времен нэпа появилась юмористическая песня о Костя Шмаровозе, роковой красотке и конфликте с поножовщиной в одесской пивной.

Самый известный вариант «На Дерибасовской открылася пивная» исполнил легендарный представитель музыкального подполья Аркадий Звездин, он же Северный. Песни артиста ходили по стране в виде кустарных магнитофонных записей, сделанных на домашних концертах. Но слушать эти грубые жизненные зарисовки с натуры подчас интереснее, чем шансон, записанный в стерильных студийных условиях.

Александр Розенбаум «Гоп-стоп»

Знаменитая «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла» уходит корнями ещё в 1970-е. По словам Александра Розенбаума, он написал будущий хит о кровавом акте возмездия буквально за несколько минут, обедая после занятий в медицинском институте. Никакого тюремного или криминального опыта у автора не было: он воспользовался собственным воображением, природной наблюдательностью и метким поэтическим слогом.

Зато песне была уготована долгая жизнь. Она распространялась по стране в любительских записях. Самого артиста — увлечённого песенным творчеством ленинградского врача скорой помощи — никто в лицо не видел. Многие слушатели были уверены, что такое мог написать только опытный представитель преступного мира.

Любовь Успенская «Кабриолет»

Любовь Успенскую нередко именуют королевой русского шансона. Биография характерная: эмиграция в США в 1970-е, пение в ресторане «Садко» в нью-йоркском районе Брайтон-Бич, запись пластинок — и триумфальное возвращение на родину в 1990-е, когда шансон во всех его изводах вошёл в силу и зазвучал на телевидении и большой сцене.

Главный хит Любови Успенской — песня джазового музыканта Гари Голда и автора-песенника Ильи Резника «Кабриолет». Идеальное воплощение типажа одинокой женщины, которая многое повидала, но не жалуется на судьбу, верит в себя и готова радикально поменять свою жизнь.

Александр Новиков «Вези меня, извозчик»

Нынешний художественный руководитель Уральского государственного театра эстрады прошёл долгий путь. Уже в школе он считался отъявленным антисоветчиком и был исключён из пионерии. Слушал Высоцкого и «Битлз». Пел в ресторанах, руководил экспериментальной рок-группой. А позже записывал в своей студии весь цвет уральского рока: «Чайф», «Агату Кристи», Nautilus Pompilius.

В 1984 году вышел альбом Александра Новикова «Вези меня, извозчик», ставший вехой в истории городского романса. Песни записывались по ночам в Доме культуры Уралмашзавода. По словам автора, именно за это самиздатовское хулиганство его через год посадили на 10 лет. В 1990 году Александр Новиков был досрочно освобождён — и сразу взялся за запись песен, начав карьеру успешного шансонье.

«Лесоповал» «Я куплю тебе дом»

Будущий поэт-песенник Михаил Танич прошёл Великую Отечественную войну и был награждён за храбрость. Но в 1947 году был арестован за антисоветскую агитацию (по сути, за неосторожные слова) — и отправился сначала в тюрьму, а потом в лагерь в Пермском крае. В заключении полный надежд молодой человек провёл шесть лет.

Впоследствии Танич основал собственный проект «Лесоповал». Его хит был вдохновлён личными воспоминаниями — и фильмом «Холодное лето пятьдесят третьего», сюжет которого оказался близок поэту. Музыку написал бывший фельдшер скорой помощи и ресторанный певец Сергей Коржуков. Он же и выступил в роли солиста «Лесоповала», найдя точную интонацию для песни-мечты о тихой жизни в доме у пруда в Подмосковье — награде за лишения и мытарства грешной жизни.

Михаил Шуфутинский «Третье сентября»

Сам Михаил Шуфутинский не спешит называть свой стиль шансоном, предпочитая говорить, что его лирические песни просто призваны тронуть душу и доставить радость слушателям.

За плечами артиста — не только джазовая выучка и статус худрука ВИА «Лейся, песня», но и работа в магаданском ресторане, эмиграция в США, продюсирование множества шансон-хитов.

Баллада «Третье сентября» Игоря Николаева и Игоря Крутого была относительно неизвестной до тех пор, пока интернет-шутники не начали постить её каждый год в одну и ту же дату. Третье сентября превратилось в неофициальный праздник, когда горят костры рябин. Сам исполнитель отнёсся к мемасикам со своим участием с юмором. Бесплатная раскрутка никогда не бывает лишней!

Михаил Круг «Владимирский централ»

Тверской автор-исполнитель Михаил Круг никогда не сидел, а тонкости тюремного языка постигал по словарю НКВД. Но поддерживал отношения с криминальным миром. Это подтверждает и загадочная история его гибели от пуль бандитов, которые вломились в дом певца в ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года под видом ограбления.

«Владимирский централ» трогает представителей всех слоёв общества. Пожалуй, это краеугольный камень русского шансона. Хит любого караоке. Песня человека, который радуется весне в заключении и предаётся воспоминаниям о прожитых годах, прославила на всю страну СИЗО № 1 города Владимира:

«Владимирский централ — ветер северный,
Этапом из Твери — зла немерено,
Лежит на сердце тяжкий груз...»

Гарик Кричевский «Мой номер 245»

Исполнитель родом из Львова Гарик Кричевский вырос в благополучной семье и вообще не привлекался. Писал песни, играл в ансамбле на басу, а после перебрался в Германию. Но его сочинения стали классикой шансона.

Гарик Кричевский написал лёгкую по настроению, шутливую песню от имени человека, на чьей телогрейке нанесён номер 245. Судя по рассказам автора, детали он почерпнул из рассказа случайного попутчика в поезде, который поделился воспоминаниями о своей нелёгкой судьбе. Когда для контраста понадобился весёлый номер в альбом, Гарик Кричевский вспомнил о «Моём номере». И получил хит, который его публика всегда ждёт с нетерпением.

Иван Кучин «Человек в телогрейке»

В отличие от многих звёзд отечественного шансона с выдуманными биографиями, Иван Кучин поёт о том, что лично пережил и познал. По его признанию, он 12 лет провёл в местах лишения свободы за кражи. И именно в этот период начал писать стихи и песни.

Выйдя на свободу, Иван Кучин связал жизнь с музыкой. При этом он предпочитает уединённую жизнь, не участвует в сборных концертах, не пользуется услугами продюсеров, а свои песни аранжирует и сводит сам.

Альбом «Судьба воровская» стал хитом 1997 года и разлетелся на кассетах по всей стране. «Человек в телогрейке» — песня не столько о буднях заключённых, сколько о материнских чувствах и трагедии родных людей, разлучённых обстоятельствами.

«Бутырка» «Запахло весной»

Воронежский дуэт «Бутырка» в лице Олега Симонова и Владимира Ждамирова был основан в далёком 1998 году. Но путь на большую поп-сцену открылся в 2001 году, когда команда получила нынешнее название и начала сотрудничество с продюсером компании «Русский шансон» Александром Абрамовым.

От первоначального состава в «Бутырке» остался Олег Симонов, который пишет стихи. После ухода Владимира Ждамирова в сольное плавание его место успели занять несколько вокалистов. Но подход остаётся неизменным: истории из тюремной жизни, аранжированные в бодром танцевальном, а местами и вполне электронном ключе.

Григорий Лепс «Натали»

Новые времена — новый шансон. В нулевые и 2010-е взошли звёзды, которые уже не фиксировались на тюремной тематике, а исполняли солидный репертуар песен под рюмочку, в которых были и откровения зрелого человека, и истории из жизни, и эмоции на разрыв. Порой эту музыку именуют постшансоном.

Григорий Лепсверидзе прошёл школу ресторанов в Сочи, а затем сократил фамилию и отправился покорять Москву. Харизматичный певец с внушительными вокальными данными привнёс в жанр неожиданные влияния рока и даже блюза.

Прорыв Лепса к широкой публике обеспечила исповедь усталого мужчины, который брал от жизни всё, годами баламутил и грешил, но решил вернуться к прежней любви: «Натали, утоли мои печали, Натали!»

Спасибо за внимание!