Сейчас можно встретить довольно устойчивое мнение, что в Советском Союзе никаких терактов не было, а была тишь да благодать, справедливость да рай. Конечно, все это, мягко говоря, не так - просто цензура хорошо работала и не позволяла обывателям знать то, что знать им, по мнению партии, не следовало. И если мы с вами посмотрим значение слово теракт, то увидим, что эти ужасные преступления в послевоенном СССР еще как случались, и случались регулярно, ну а сегодня я предлагаю вспомнить об одном из самых страшных.
Итак, 17 мая 73-го самолет Ту-104А с 9 членами экипажа и 72 пассажирами вылетел из советской столицы (маршрут: Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита). Добравшись до Иркутска борт сменил экипаж и последовал дальше, но буквально перед самой конечной точкой рейса с диспетчерами неожиданно связался командир Николай Ободянский. Он сообщил, что из салона пришло требование немедленно сменить курс. Диспетчер принял информацию и стал докладывать ее вышестоящему начальству, но в этот момент с радара метка Ту-104А пропала...
Через полтора часа все, что осталось от самолета, было найдено, благо что случилась беда прямо на глазах у рабочих местной лесосеки. Характер повреждений и разлета обломков ясно давал понять - самолет взорвался в воздухе. Да и лесозаготовщики все описали в красках...
Буквально за 3 года до этого произошел еще один громкий теракт - угон самолета Ан-24 в Турцию, тогда тоже не обошлось без жертв. После этого МВД отчиталось, что меры предосторожности были повышены, и теперь, мол, такого не повторится. Но вот, случилась беда с Ту-104А - повторилось...Но как это объяснить простым людям, если совсем недавно говорилось, что теперь все будет нормально? А никак не объяснить - катастрофу Ту-104А на годы засекретили. К чему это привело? Правильно, к невероятному количеству слухов: одни говорили, мол, самолет сбили советские ПВО, другие говорили, что сбил его советский истребитель и т.д. Но как было в реальности? Вот об этом и пойдет речь.
Итак, после событий с Ан-24 был издан негласный (то есть только для внутреннего пользования) циркуляр, по которому на каждый гражданский самолет, идущий рейсами вдоль границ Советского Союза, в обязательном порядке засылался сотрудник МВД или КГБ, одетый в штатское. На самолете Ту-104А тоже был такой человек - молодой 22-летний милиционер Владимир Ежиков. После взрыва самолета его нашли, нашли и оружие, где не хватало патрона - то есть он стрелял. А позже был обнаружен и некий Чингис Юнус-оглы Рзаев у которого было огнестрельное ранение в области спины - то есть стреляли в него. Ну тогда милиция и спецслужбы взялись за поиск какой-либо информации об этом Рзаеве, и скоро выяснилось, что террористом был именно он, так как дома у него нашлись схемы самодельной взрывчатки.
Но какие мотивы двигали преступником, что толкнуло его на теракт? Азербайджанец мечтал пойти по дипломатическому пути, работать по линии МИД. Сделать он это пытался путем поступления в столичное МГИМО, однако туда пробиться не смог, потому что из рук вон плохо владел русским языком, а уж другими, полезными для работы в Министерстве иностранных дел, не владел и подавно. После этой неудачи мужчина попал в армию, где отслужил положенный срок сапером. И все равно идея работать в МИД его не отпускала. Буквально за неделю до катастрофы с Ту-104А он сказал одному из друзей о том, что собирается в Китай...Это настойчивое желание работать в какой-то другой стране, или поехать в Китай - не случайность. Судя по всему, Рзаев собирался стать обычным перебежчиком, которых в то время хватало, а работа в Министерстве иностранных дел для него была лишь возможностью выехать за границу. Так или иначе, а он купил билет на рейс 109, который двигался вдоль китайской границы, пронес в салон бомбу в свертке, в определенный момент позвал стюардессу, которой и сообщил о том, что самолет захвачен. Он велел передать командиру воздушного судна, что самолету необходимо сменить курс и лететь в Китай, что девушка и сделала. Вероятно, по пути она предупредила и того самого милиционера Владимира Ежикова, а может он и сам все видел - тут уж сказать сложно.
Что дальше было - непонятно, известно только, что Ежиков сумел попасть в спину Рзаеву, причем попадание это было роковым для последнего, как потом скажут эксперты. Но...тем не менее, выстрел был неудачным, ибо несколько секунд преступник еще прожил, и в это время он успел привести взрывное устройство в действие, ну а 6 килограммов тротила не оставляли самолету никаких шансов.
До сих пор все это страшное происшествие вызывает массу вопросов: где террорист взял взрывчатку? Кто ему ее продал? Как он смог пронести ее на борт? Был ли он один, а может у него имелся сообщник? Естественно, суд признал виновным именно Рзаева, но многие-многие обвиняли во всем случившимся милиционера, мол, если бы он не стрелял, то ничего и не случилось бы. Я скажу так: об этом очень легко судить тем, кто никогда не был в том самолете рядом с террористом, да и вообще задним числом мы все умные. Да и потом: но как по другому мог поступить Ежиков в этой ситуации? Преступник угрожал, как потом выяснится, у него были проблемы психического плана, то есть не всегда отдавал себе отчет в том, что делает - как надо было действовать милиционеру? Уговаривать? Просить? Умолять? Ежиков решил воспользоваться своим самым верным шансом - пистолетом. Увы, не повезло. Причем не повезло именно из-за конструкции самодельной бомбы, она была очень хитрой - обычный боеприпас бы не взорвался так просто, а на этом нужно было держать нажатой кнопку. Пока террорист был жив, он эту кнопку держал, но после пули, естественно отпустил. Но винить в этом милиционера...ну, как-то нелепо, если не сказать низко - он пытался спасти всех, а жизнь - это такая штука, где не всегда получается так, как хотелось бы.
После этого теракта правила безопасности были опять изменены. Власти решили отказаться от практики отправки на самолеты вооруженных милиционеров и сотрудников КГБ, решив уделять особое внимание именно досмотру багажа пассажиров.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.