Найти тему
РИА Новости

Умирали друг за другом. Почему из первого экипажа "Бурана" не выжил никто

Оглавление
   Экипаж сопровождения советского орбитального корабля-ракетоплана "Буран": космонавт-испытатель Римантас Станкявичюс и летчик-испытатель Магомет Толбоев на аэродроме "Юбилейный" космодрома Байконур, Казахская ССР© РИА Новости / Александр Моклецов
Экипаж сопровождения советского орбитального корабля-ракетоплана "Буран": космонавт-испытатель Римантас Станкявичюс и летчик-испытатель Магомет Толбоев на аэродроме "Юбилейный" космодрома Байконур, Казахская ССР© РИА Новости / Александр Моклецов

Проклятие, банальное совпадение или происки западных спецслужб — смерть буквально охотилась за членами экипажа экспериментального космического корабля "Буран". Почти все погибли за нескольких лет, так и не успев испытать новое судно. О том, как уходили космонавты, — в материале РИА Новости.

Ответная реакция

Проектировать орбитальный челнок "Буран" начали еще в конце 70-х. По задумке советских ученых, он должен был выводить на орбиту, а после возвращать на Землю космические аппараты, космонавтов и различные грузы. В том числе, если потребуется, оперативно перевозить ядерные бомбы.

Конструировать начали сразу после запуска аналогичной программы "Шаттл" в США. На проект выделили огромный бюджет, сравнимый с затратами на БАМ.

   Орбитальный корабль "Буран", выполнив двухвитковый полёт по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур 15 ноября 1988 года© РИА Новости / Александр Моклецов
Орбитальный корабль "Буран", выполнив двухвитковый полёт по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур 15 ноября 1988 года© РИА Новости / Александр Моклецов

Многоразовая космическая система "Энергия" — "Буран" включала в себя универсальную сверхтяжелую ракету-носитель "Энергия", орбитальный корабль "Буран", а также средства наземной космической инфраструктуры.

Собирали все на Тушинском машиностроительном заводе. Проектные работы возглавил на тот момент ведущий разработчик авиационно-космической техники Глеб Лозино-Лозинский.

"Волчья стая"

Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко.

   Игорь Волк космонавт-исследователь, член экипажа космического корабля Т-12 в учебно-тренировочном макете корабля "Союз". 1 января 1984 года© РИА Новости / Александр Моклецов
Игорь Волк космонавт-исследователь, член экипажа космического корабля Т-12 в учебно-тренировочном макете корабля "Союз". 1 января 1984 года© РИА Новости / Александр Моклецов

В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Журналисты окрестили членов команды "Волчьей стаей".

Пока шло проектирование, в мае 1978-го во время тренировочного полета погиб Виктор Букреев. Он пилотировал МиГ-25. У самолета внезапно сложилась стойка шасси, из-за чего вспыхнул огонь. Пилот получил сильнейшие ожоги и через пять дней скончался в больнице.

Спустя месяц другой член экипажа — Александр Лысенко — вместе с напарником испытывали бортовое оборудование МиГ-23. Машина сорвалась в штопор и рухнула на землю. Лысенко погиб, его напарник выжил лишь чудом.

   Космонавт-исследователь Анатолий Левченко© РИА Новости / Александр Моклецов
Космонавт-исследователь Анатолий Левченко© РИА Новости / Александр Моклецов

В сентябре 1980-го во время испытательного полета погиб Олег Кононенко. Он отрабатывал взлет с повышенной нагрузкой с борта авианосца. В какой-то момент борт начал падать в море. Кононенко мог катапультироваться, но до последнего пытался сохранить воздушное судно.

В августе 1988-го от опухоли головного мозга скончался Герой Советского Союза Анатолий Левченко. Он "сгорел" буквально за несколько месяцев, после того как совершил тяжелейший испытательный перелет: сначала до орбиты, затем — после жесткого приземления — пилотировал Ту-154, после чего сразу сел за штурвал МиГ-25.

Свернутая программа

Из-за гибели летчиков эксперимент оказался под угрозой, и полет "Бурана" решили провести в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера. Произошло это 15 ноября 1988-го. На взлете орбитальный челнок сопровождал МиГ-25 под управлением Магомеда Толбоева.

   Космонавт-исследователь Александр Щукин© РИА Новости / Александр Моклецов
Космонавт-исследователь Александр Щукин© РИА Новости / Александр Моклецов

Полет длился 205 минут. "Буран" сделал два круга вокруг Земли и благополучно вернулся на космодром Байконур. Несмотря на это, в 1990-м программу приостановили, а в мае 1993-го и вовсе свернули.

Пока судьбу "Бурана" решали в высоких кабинетах, из жизни ушли еще два члена экипажа. В 1990-м в Венеции разбился Римантас Станкявичюс. Во время показательного полета Су-27. При этом изначально лететь должен был другой пилот. Римантас заменил его в последний момент.

В 1994-м от последствий тяжелейших травм, полученных во время испытательных полетов, скончался Николай Садовников. Последним из "Волчьей стаи" ушел ее командир Игорь Волк — он умер в январе 2017-го в возрасте 79 лет.

   Советская многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран"© РИА Новости / Александр Моклецов
Советская многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран"© РИА Новости / Александр Моклецов