Найти тему
figurmafia резерв

Тайна тройного акселя Трусовой. Как же ей начать его выезжать?

Оглавление

"Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. "

(с) Антоний Великий

О тройном акселе я планировал писать в книге, и напишу, но пока она будет написана и выйдет, Александра Трусова может не успеть понять то, что поможет ей удержаться, по крайней мере, на сильных позициях в сборной. А триксель это большое подспорье, как никак. Поэтому через цепочку фанатов до нее могут донести суть моей статьи, а дальше её дело, штурмовать опять тройной аксель собственным умом, или тайно обратиться к Мишину, где на неё наденут датчики и определят что не так с её тройным акселем, или подберут разные варианты, как выполнять его с ее физическими данными.

Тройной аксель - редкая птица. История не знает фигуристок 20+, у которых всё в порядке с тройным акселем, кроме Туктамышевой. Но! Туктамышева приземляла триксель еще в 2010-м году!

Из американских фигуристок Эмбер Гленн подбирается к стабильному тройному акселю, но раз на раз не приходится, и исполнять его дважды в программе, или в каскаде с двойным-тройным тулупом, как у Туктамышевой, пока не получается, в удачных случаях она его просто выезжает. Правда, ей пришлось сбросить чуть не половину своего веса и стать фигуристкой более высокого класса, но, что примечательно, она стала разучивать триксель уже после пубертата. В группе Тутберидзе есть те, кто прыгают тройной аксель до совершеннолетия, но они не прыгают, например, четверной лутц и четверной сальхов, из четверных им удается как максимум, тулуп, в отдельных случаях квад удаётся сохранить после пубертата — как удалось сохранить четверной тулуп Валиевой, но пока, увы, не тройной аксель.

Однако пример Гленн показывает, что учить тройной аксель можно и после пубертата! А это повод к оптимизму: у нас есть другая выдающаяся фигуристка Губанова, которая сейчас отдувается за всех русских на международных стартах, а вдруг её тоже сподобит усложняться технически.

Кто первый научил Трусову прыгать неправильный тройной аксель?

Это был ноябрь 2016, Розанова (который ставил триксель Косторной) тогда в группе Тутберидзе не было.

Первый тройной аксель Трусовой
Первый тройной аксель Трусовой

Тут есть выход оси наружу из круга (потеря поступательного движения оси часто приводит к тому, что спортсмен не успевает докрутить), толчок идет с зубца. Выпадение из круга Мишин считает следствием небольшого искривления толчковой дуги сверх нормы:

Из книги Мишина "Прыжки в фигурном катании"
Из книги Мишина "Прыжки в фигурном катании"

Мишин в книге "Фигурное катание как космический полет" пишет, что даже самый проницательный тренер, не имея на руках цифр, не сможет искоренить слабые места техники прыжка. Куда уж мне, который стоит на коньках очень условно, исправлять технику мастеру спорта России и международного класса? Другое дело, что у меня есть огромное желание, чтобы у Трусовой всё было хорошо, а может быть, мои дилетантские теоретические соображения заинтересуют её, а может, подтолкнут к тому, чтобы разобраться более тщательно с учётом её знаний, в конце концов, Трусова лучше чувствует коньки, чем мы с Вами шариковую ручку или тачскрин смартфона, вот в этом я ни разу не сомневаюсь.

В другой книге "Прыжки в фигурном катании" Мишин сетовал на то, что в годы, когда он её писал (это 71-й), доминировал интегральный метод разучивания прыжка (показали-делай). А есть метод синтетический (отдельно отрабатывают разбег, стопор, толчок, безопорную фазу, амортизацию, выезд), и только потом, когда в системе мозг-тело каждый этап усваивается без багов, собирают весь прыжок. Но конвейерный принцип этого не подразумевает: показали - делай, не можешь одно - делай другое, не можешь это - сделает другой.

Но, в последствии Трусова научилась прыгать без потери оси, то есть дугу она не скривляет, правильно выполняет сопряжение дуг, никаких проблем с круткой и группировкой, никакие ноги у нее нигде никакой балалайкой не болтаются, вращение она выполняет. То есть танцору в полёте ничего не мешает.

Я не очень верю в то, что Трусовой ставят неправильную музыку, и поэтому она неправильно определяет длительность толчка. При любой длине толчковой дуги можно приземлять аксель. Хоть ты вообще не ехал на ней, хоть чуть-чуть проехал, нюанс не в этом.

Я также долго копался в теме координации рук на замах, - одни закидывают руки вперед, уходя в позу "какающей борзой", затем резко заводят их назад практически в горизонталь (это добавляет амплитуды маху тела), другие машут руками только из задней горизонтали, третьи вообще задействуют руки исключительно для группировки, четвертые одной рукой помогают удержать себе баланс на дуге подъезда, затем уводят ее в группировку. То есть тут вопрос рук если и принципиален, то только с точки зрения биомеханики самого спортсмена. А вот движение маховой ноги является ключевым.

И тут переходим к тому, что, как оказалось, в живой природе существуют 2 главные разновидности подхода к толчку на аксель:

1. Ритмичный (двухфазный) толчок на аксель, или режим "и - раз".

Такой толчок на аксель происходит на "и - раз", то есть наблюдатель прослеживает ритм. При этом в фазе "и" спортсмен должен дать себе присесть, максимально опереть ребро в лёд, чтобы создать прочную опору. Даю механику этого подхода в режиме реального времени.

-3

Но даже в режиме реального времени вы увидите "слоумо" перед толчком. Она дает себе присесть, у нее прыжок идет на "и - раз". Здесь скорость подъездной дуги как у Трусовой. Значит, прыгая по этой технике, Трусова должна присесть на толчок. А она себе этого током не дает:

-4

Толком не успев упереть ногу, уже идет в отрыв. В итоге потеря высоты или длины на докручивание (высоты или длины я не знаю, может быть тут больше длины как раз надо, а не высоты, но параметры длины-высоты определяет характер стопорения, - бывает стопорение реберное, бывает зубцовое, бывает комбинированное - это уже к профессору Мишину, он ведает в вопросах стопорения на аксель, сможет подобрать безопасный вариант, чтобы спортсмен не разбился).

2. Непрерывный (без ритма) толчок на аксель, или режим "вжух".

Такой толчок на аксель происходит с короткой толчковой дуги, толчковой дуги толком и нет, рывок идет сразу после смены ног, с быстрой скоростью прохождения подъездной дуги, просто на раз. Так прыгала Косторная, так прыгает Эмбер Гленн.

Ещё Эмбер делает довольно жирный, хорошо слышный, если хорошо записано аудио, рёберный стопор.

Но! Когда с такой техникой Эмбер Гленн удается докрутиться? А посмотрите внимательно:

Гленн на Ломбардия Трофи 23
Гленн на Ломбардия Трофи 23

Это Гленн на Ломбардия трофи-23.

А вот на чемпионате США-23 ей докрутить не удалось и у неё степаут:

Гленн на Чемпионате США 23
Гленн на Чемпионате США 23

В чём разница? Замах! В удачных случаях замах ногой более акцентированный и резкий. Мне даже не пришлось замедлять кадр, чтобы это было заметно, т.к. это заметно при обычной скорости. Маховая нога, когда Эмбер удаётся триксель, идет из более высокой точки. Косторная готовилась на замах в позе хорошего футболиста:

Косторная перед замахом на тройной аксель
Косторная перед замахом на тройной аксель

К сожалению, на последнем своем старте в штабе Тутберидзе она с него упала и падала еще много раз, что связывают с разрывом суставной губы бедра, вследствие чего пришлось перенести тяжелую операцию и уйти из спорта. В целом тройной аксель с быстрого разбега и с моментальным отрывом видится хоть и эффектным, но весьма опасным вариантом техники этого прыжка.

Таким образом, стремительный толчок на аксель происходит с быстрой скоростью подъездной дуги, там рёберный или комбинированный стопор (скорее всего), и очень резкий, амплитудный мах ногой, нога при этом загнута максимально высоко. Как только спортсмен начинает смазывать ногу, возникают степауты и падения.

Если Трусова хочет прыгать по методу "вжух", то толкать ногой надо резче. Если она хочет прыгать аксель по методу "и - раз", то ей надо более внимательно присесть перед толчком, то есть создать себе более прочную опору перед прыжком.

Есть мнение, что раз Трусова часто выезжает аксель на разминке, то на соревнованиях она или волнуется, или музыка не та. Но дело в том, что и на разминке у нее случаются падения или степауты. Что такое удача на старте? Это должен быть очень высокий процент удачных приземлений (вообще). А он у нее недостаточно высокий для того, чтобы приземлять на старте. Допустим, у нее 80%. Этого мало. Надо приземлять 99% (1% - на усталость). Тогда будет приземлять и на старте.

Также есть мнение, что аксель у Трусовой просто не напрыган. В это я не верю, с 16-то года уже можно было и напрыгать. Если у тебя прыжок как таковой есть, и он правильный, то ты его напрыгаешь. Если в прыжке есть косяки, то сколько его ни напрыгивай, ты процент косяков ты не снизишь.

Существует версия, что у Тутберидзе специально ставили Трусовой ту технику, с которой она не выезжает. А кто сказал, что у Тутберидзе все и всегда знали? До Трусовой там никому не ставили тройной аксель, а Розанов пришел в 17-м. Тогда может возникнуть другой вопрос - а если всей компанией и Трусова, и Розанов и Косторная, перешли к Плющенко, то почему там не наладили триксель Трусовой? Так у Плющенко и Косторная его потеряла (вернули его только у Тутберидзе вместе со старым макетом, в котором она этот аксель вспомнила сама). То есть либо Розанов не знает абсолютно всех нюансов трикселя, либо у него мало данных.

Тоже самое касаемо Плющенко - прыгая сам этот аксель, он прыгал по своей биомеханике, но откуда ему знать такие нюансы? Он и своим сейчас ставит триксель по-разному, экспериментируя с маховыми звеньями, но он может не учитывать особенностей ритма прыжка. Муравьева прыгает триксель на раз, но может быть, ее биомеханика очень длинных ног ей помогает. В суете тренировочного процесса некогда сесть, посмотреть кто что делает вообще в мире, и выделить ключевые моменты, пораскинуть мозгами. Учебник Мишина это тоже не панацея - там много теории, а что является главным, а что второстепенным, не написано, о ритме прыжка там написано, о согласовании маховых звеньев тоже, но как это согласуется с разными практическими подходами, причем с учетом биомеханики разных спортсменов, в те годы вообще могли не знать - может быть, было меньше практики, видео были меньше доступны, а женщины о трикселях и не помышляли. Например, у Мишина написано, что скорость на тройной аксель 6 м/с, а радиус дуги разгона 3-6 м. 3 или 6? Это же совершенно разные дуги. И скорости могут быть разные. То есть учебник никогда не дает готовое ноу хау, в учебнике могут быть изложены моменты, на которые можно обратить внимание, в общих чертах изложены принципы обучения прыжку, а остальное это практика, у всех она разная.

Человек почистил сопряжение дуг, почистил траекторию стопорящей дуги, почистил положение маховых звеньев, видимых косяков вроде как и нет, приходят к выводу, что виновата не та биомеханика, и вопрос закрывают.

У Петросян схожая биомеханика с подростковой Трусовой, поэтому не исключено, что, когда в штабе Тутберидзе ставили триксель Петросян, пересмотрели кучу видео и сообразили, что к чему, поняли, что Трусова делала не так, и ввели это "слоумо" при толчке для Петросян. Может быть, для них это было огромной победой. Само собой, они об этом не рассказывают никому, - а зачем делиться ноу-хау с конкурирующими штабами? У нас, у блогеров, мотивация другая - чтобы наш фаворит запрыгал, то, что ему надо, поэтому мы и обязаны подмечать детали, подсматривать кто что делает, и делать выводы.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, скидывайте туда анонсы соревнований, делитесь мнением, общайтесь в чате.