Несмотря на репутацию опасного для человека удава (Boa constrictor), поскольку он не ядовит и не может есть крупных животных, на самом деле он безвреден. Путаница возникает из-за того, что большинство людей путают удава с анакондой (Eunectes).
Хотя анаконда принадлежит к тому же семейству, что и удав, боа является водным животным, которое не охотится регулярно на людей, предпочитая других водных животных, таких как рыба, водоплавающие птицы, аллигаторы и капибары. Единственное, что у них общего, это то, что они констрикторы.
Удав встречается только в Центральной и Южной Америке, а также на некоторых островах Карибского моря и… Мадагаскаре.
Удавы на Мадагаскаре напоминают о более крупных проблемах; вопросы биогеографии и эволюции. У большинства удавов на Мадагаскаре сразу возникает вопрос: как они туда попали?
На Мадагаскаре на самом деле есть три вида удавов в двух родах. Во-первых, это Sanzinia madagascariensis или малагасийский удав. Это преимущественно ночная змея, обитающая в лесах Мадагаскара, охотящаяся на птиц и млекопитающих, включая, пожалуй, самых мелких или плохо подготовленных представителей этих пушистых лемуров, мышей.
Два других удава относятся к тому же роду и странным образом эволюционировали в древесных, Acrantophis dumerili и Acrantophis madagascariensis Dumeril удав и малагасийский древесный удав, соответственно. Все змеи большие; сжимают свою добычу вместо того, чтобы использовать яд. Ни одна из змей не представляет ни малейшей опасности для существа размером с человека. Все мадагаскарские удавы яйцеживородящие и рожают. Чем они отличаются, не так очевидно. Что странно в удавах на Мадагаскаре, так это их присутствие на Мадагаскаре.
Оба рода удавов, обитающих на Мадагаскаре, относятся к подсемейству Boinae. Других змей в этом подсемействе нет ни в материковой Африке, ни в Индии, ни в остальной части Азии. В Европе нет удавов. Ближайшие змеи этого подсемейства водятся в тропических лесах Центральной и Южной Америки, а также на некоторых островах Нового Света.
Возможно ли, что это распространение представляет собой очень древнюю и широко распространенную линию с прерванным распространением из-за вымирания на африканском континенте? После разделения Африки и Южной Америки эти змеи нашли убежище только на Мадагаскаре и в Новом Свете? Действительно ли Южная Америка соединялась с Мадагаскаром в то время, когда она не соединялась с Африкой, чтобы создать это странное распределение? Или возможно, что есть ошибка таксономии?
Самое странное в этой истории то, что хотя удавы и являются образцом этой странной картины распространения, они не одиноки в этом. В семействе Iguanidae, известном как вездесущая домашняя гигантская ящерица, есть несколько подсемейств. Практически все подсемейства игуан обитают в Америке, за исключением подсемейства Opluridae, малагасийских игуан.
Затем есть третья рептилия с таким загадочным распространением, семейство черепах Podocnemididae. В семействе три рода: большеголовые и боковые черепахи Южной Америки и, наконец, большеголовые черепахи Мадагаскара. Вопросы, которые мы задавали о распространении удавов, следует также задать об игуанах и оплуридных черепахах. Как они попали на Мадагаскар?
Представьте себе, что вы возвращаетесь во времени в почти мифическую страну Гондвана, когда континенты объединились в одну огромную землю, прежде чем Мадагаскар стал островом, а Южная Америка —континентом. Представьте себе эти массы диких животных, сражающихся зубами и когтями за выживание своих генов.
Представьте себе ящерицу, черепаху и, что наиболее важно для нашей истории, змею. Южная Америка и Африка сошлись где-то от Западной Африки до Восточной Южной Америки, это все, что мы знаем. То, насколько хорошо побережья этих двух континентов подходят друг к другу, было одним из первых серьезных ключей к разгадке дрейфа континентов. Мадагаскар, похоже, был присоединен к Индии и Восточной Африке. Как эти рептилии попали из Южной Америки на Мадагаскар, но не в Африку?
Действительно, история удавов на Мадагаскаре кажется скорее ошибкой, чем загадкой. Одна из самых странных вещей в этой истории заключается в том, что, хотя это редкие, красивые и эндемичные роды змей, над ними было проделано мало работы, и многое еще предстоит изучить. Удивительно, как мало известно об этих знаковых животных.
Помимо нескольких исследований по их генетическому распространению и дифференциации, почти никаких других исследований и тем более целенаправленных полевых работ на этих животных не проводилось. Почти ничего не известно об их деятельности, ареале обитания или репродуктивном цикле в природе.
Два рода змей могут показаться не очень важными для экологии, но надо учитывать, что на Мадагаскаре это самые крупные змеи; где мало хищников для животных, таких как лемуры и тенреки, кроме людей. Змеи, подобные этим удавам, могут иметь жизненно важное значение для экосистем Мадагаскара, но о них так мало известно.
Sanzinia madagascariensis в настоящее время внесена в список Международного союза охраны природы как вид, вызывающий наименьшее беспокойство, что означает, что ей практически не угрожает исчезновение. Оба вида Acrantophis также занесены в список видов, вызывающих наименьшее беспокойство, но о них мало что известно, как мы узнаем, когда мы непреднамеренно угрожаем их выживанию?
Мадагаскар — это страна, которая быстро вырубается, в основном из-за отчаяния, чтобы прокормить растущее население. Леса с головокружительной скоростью превращаются в расположенные в шахматном порядке рисовые поля, и кажется важным понять каждую частицу его дикой природы и экологии, пока не стало слишком поздно, не только для Мадагаскара, но и для того, что он может рассказать нам обо всей жизни во все более угрожаемой ситуации.
Мадагаскар — остров и страна парадоксов и неожиданностей. Странный ночной лемур ай-ай – его преследуют, потому что некоторые считают его ребенком дьявола или предвестником зла. Змеи были для миссионеров, распространяющих свои верования на Мадагаскаре, символами сатаны и грехопадения человека. Малагасийский язык более тесно связан с азиатскими языками на острове, расположенном гораздо ближе к Африке, чем к Азии.
Мадагаскарские удавы, с любой точки зрения, должны рассматриваться как красивые, загадочные и, как все рептилии, обнадёживающе нечеловеческие. Мы можем чувствовать себя комфортно в нашей напряженной повседневной жизни, зная, что где-то на странном тропическом острове в Африке змеи все еще рыскают по джунглям и рисовым полям, греются на солнце и ползают по ночам в поисках добычи. В конце концов, разве не должна быть какая-то тайна в герпетологии? Разве мы не должны чувствовать себя комфортно, признавая, что эту змею нельзя полностью познать?
Пожалуйста, оставляйте комментарии после прочтения, это поможет другим людям тоже увидеть и прочитать статью. И нажмите на «сердечко», если вам статья понравилась. Спасибо.